Конспект по опытно – экспериментальной деятельности «Фильтрование воды» для детей подготовительной группы с ТНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Евгеньевна Шиндина

Цель: формирование знаний  детей о способах очистки воды с помощью различных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochistka_vody_konspekt.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 56»

компенсирующего вида

Методическая разработка

Конспект

по опытно – экспериментальной деятельности

 «Фильтрование воды»

для детей подготовительной группы с ТНР.

Подготовила:   воспитатель

высшей квалификационной категории

Шиндина Светлана Евгеньевна

Нижегородская область,

г. Дзержинск,

2020 год.

Тема занятия: «Фильтрование воды»

Тип занятия: подгрупповое

Цель: формирование знаний  детей о способах очистки воды с помощью различных материалов.

Задачи:

коррекционно-образовательные

- формировать устную речь и навыки речевого общения

- расширять и активизировать словарь;        

- закреплять знания детей о свойствах воды;

- уточнить представления детей о значимости воды в природе и для человека.

коррекционно-развивающие

- развивать умение детей самостоятельно формулировать выводы по результатам экспериментирования;

- формировать умение анализировать и обобщать;

- развивать умение переносить полученные знания на практическую деятельность;

коррекционно-воспитательные

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к источникам воды, как основному природному ресурсу;

- воспитывать навыки работы в коллективе сверстников, доброжелательность, выдержку, взаимопомощь.

- закреплять знания  правил безопасности при работе с жидкостями и сыпучими продуктами.

Мотивация: помочь любимой черепахе Тортилле.

 Методы и приемы:  использование наглядного материала, показ и объяснение воспитателя, художественное слово, игровая ситуация, организация поисковой деятельности, решение проблемной ситуации, напоминание о технике безопасности, индивидуальные объяснения, совет, поощрение, анализ.

Индивидуально – дифференцированный подход:

- учитывая  психологические особенности, индивидуальные возможности каждого ребенка, разделить детей на две подгруппы;

- оказывать индивидуальную помощь детям  (по мере необходимости).

Рефлексия: включение в итоговую деятельность метод анализа успешности выполнения работы.

Предварительная работа: экскурсия к искусственному водоему в Эколого-биологическом центре, на кухню; добавление в воду подкрашенной жидкости, земли, масла с обсуждением получившегося состава воды.

Материалы и оборудование:  игрушка черепаха Тортилла;  аудиозапись с песнями;  прозрачные стаканчики; воронки; мерная кружка с подкрашенной водой; мерная кружка с водой, загрязненной землей; мерная кружка с водой, в которой налито подсолнечное масло; емкость с речным песком, мерная ложка; палочка;  промокательная бумага; белая ткань; подносы; фартуки, нарукавники.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят рядом  с воспитателем.

Воспитатель:

Справа друг и слева друг,

Вместе мы веселый круг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Звучит фонограмма песни О. Ханжовой «Маленькие исследователи»

Воспитатель: Ребята, вы,  наверное, догадались, куда мы сегодня с вами отправимся?

 - Правильно, в нашу волшебную лабораторию. Сегодня нас ждут новые открытия. А кого мы возьмем с собой?

- Все верно. Нашу добрую и мудрую помощницу черепаху Тортиллу. Но где же она?

Звучит фонограмма песни «Затянулась бурой тиной,

                                           Гладь старинного пруда,

                                           Ах, как плохо нам живется,

                                           Когда грязная вода».

Воспитатель: Вы слышите? Какая-то грустная песенка сегодня у нашей черепахи.

- Милая Тортилла, что случилось?

Черепаха: Злой противный Дуремар мало того, что выловил всех наших драгоценных пиявок, так еще взбаламутил всю воду, опрокинул в пруд пузырек с чернилами и помыл свои грязные сапоги, перепачканные маслом, в нашем чистейшем водоеме. Как же нам теперь жить в этой грязной воде?

Воспитатель:  Ребята, как вы  думаете, хорошо ли поступил продавец пиявок Дуремар?

- А вы когда-нибудь видели, как люди загрязняют водоемы?

- Расскажите, пожалуйста,  мне о таких случаях.

- Да, ребята, из-за жадности и необдуманного поведения людей в водоемы попадают разные ядовитые вещества:  красители, масло, бензин и мусор. В такой воде обитатели прудов, рек, озер, морей, океанов гибнут.

- Не печалься, Тортилла. Мы с ребятами обязательно тебе поможем.

- Ребята, как же мы можем помочь обитателям водоема?

- Правильно, воду необходимо очистить. А так ли легко это сделать, мы узнаем, проведя эксперимент в нашей волшебной лаборатории.

Основная часть:

Воспитатель: И так, мы отправляемся  в  лабораторию, оденьтесь как настоящие лаборанты и проходите на рабочее место.

Перед проведением опыта повторим правила техники безопасности:

  • Воду нельзя пить.
  • Сыпучие материалы в рот не брать.
  • Проводить опыт надо аккуратно.
  • Пролил воду – не беда, тряпка  под  рукой всегда.

- Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.

Значит, мы с вами сейчас что будем делать?

- Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров мы сегодня будем использовать: промокательную бумагу, ткань, песок. У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, какой из наших фильтров лучше очистит воду. На столах у вас баночки с загрязненной водой, воронки и стаканчики, куда вы будете сливать воду через фильтры.

Подойдите к столам. Действовать будем в следующем порядке.

  • Возьмем промокательную бумагу, положим её на стакан с красной воронкой и немного углубим.
  • Ткань положим на стакан с воронкой зеленого цвета и тоже углубим.
  • На стакан с зеленой воронкой положим ткань, немного углубим её и  очень аккуратно ложечкой насыплем  речной песок.
  • Теперь берем емкость с загрязненной водой, перемешиваем её палочкой и пропускаем через каждый фильтр Пока вода просачивается через фильтры, предлагаю вам отойти немного от столов и показать черепахе Тортилле, как обрадуются жители водоема, когда вода станет чистой.

Физкультминутка «Лягушки»

На болотистой лужайке

Забренчала балалайка.

Стадо целое лягушек

Веселиться на опушке.

«Раз, два, Раз, два,

Кваки-кваки-кваки-ква.

Мы лягушки-попрыгушки

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте.

Где таких певиц найдете?

«Раз, два, Раз, два,

Кваки-кваки-кваки-ква».

Совершают прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени, двигаясь по кругу друг за другом.

Меняют направление движения.

Встают, поворачиваются лицом в круг,

Совершают прыжки вприсядку.

Вновь прыгают по кругу на корточках.

Опять меняют направление движения.

Встают, поворачиваются лицом в круг,

Совершают прыжки вприсядку.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста,  к своим столам.

- Расскажите, что вы видите в своих стаканчиках.  (Пройдя через бумажный фильтр, вода с краской не очистилась, она осталась такого же цвета).

- Что вы видите на фильтре?  (Ответы детей).

По аналогии рассматриваются все остальные стаканчики и фильтры.

- Ребята, какой вывод можно сделать после проведения опыта? Какой фильтр лучше? (Фильтр с песком).

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам самостоятельно очистить от загрязнения оставшуюся воду (одна часть ребят пропускает через фильтры воду с землей, вторая – воду с маслом).

- Сегодня мы увидели самый простой способ очистки загрязненной воды. Но, как мы убедились, это не помогло нам сделать воду кристально чистой.

Поэтому давайте беречь то, что нам дала матушка- природа. Ведь исправлять ошибки намного сложнее и дороже.

Заключительная часть.

 Рефлексия. Игра «Мое настроение».

Какое настроение у вас от проделанной работы я узнаю, если вы поднимите карточки со смайликами: «удивленное», «радостное», «довольное».

Почему радостное? (Сам очистил воду);

Почему удивленное? (Не ожидал такого результата);

Почему довольное? (Смог помочь нашей черепахе Тортилле).

Черепаха: Я благодарю всех вас, ребята, вы молодцы. Вы оказали помощь всем обитателям нашего прекрасного пруда.

 Методическая литература.

  • Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. /Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2019г./
  • Дыбина, О. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
  • “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
  • “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
  • Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
  •  Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница - вода" в первой младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Вода-снег-лед» подготовительная группа Воспитатель: Ханина А.А.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознате...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы...

Опытно-экспериментальная деятельность с водой для детей младшей группе «Маленькие фокусники».

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность  по изучению качества и свойства воды. ...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы...

Опытно-экспериментальная деятельность для родителей и детей подготовительной группы. Конспект игры-эксперимента «Фильтрование воды»

Опытно-экспериментальная деятельность  для родителей и  детей  подготовительной группы.  Конспект игры-эксперимента «Фильтрование воды»   Мастер класс по опыт...