Конспект по опытно – экспериментальной деятельности «Фильтрование воды» для детей подготовительной группы с ТНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование знаний детей о способах очистки воды с помощью различных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochistka_vody_konspekt.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 56»
компенсирующего вида
Методическая разработка
Конспект
по опытно – экспериментальной деятельности
«Фильтрование воды»
для детей подготовительной группы с ТНР.
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Шиндина Светлана Евгеньевна
Нижегородская область,
г. Дзержинск,
2020 год.
Тема занятия: «Фильтрование воды»
Тип занятия: подгрупповое
Цель: формирование знаний детей о способах очистки воды с помощью различных материалов.
Задачи:
коррекционно-образовательные
- формировать устную речь и навыки речевого общения
- расширять и активизировать словарь;
- закреплять знания детей о свойствах воды;
- уточнить представления детей о значимости воды в природе и для человека.
коррекционно-развивающие
- развивать умение детей самостоятельно формулировать выводы по результатам экспериментирования;
- формировать умение анализировать и обобщать;
- развивать умение переносить полученные знания на практическую деятельность;
коррекционно-воспитательные
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к источникам воды, как основному природному ресурсу;
- воспитывать навыки работы в коллективе сверстников, доброжелательность, выдержку, взаимопомощь.
- закреплять знания правил безопасности при работе с жидкостями и сыпучими продуктами.
Мотивация: помочь любимой черепахе Тортилле.
Методы и приемы: использование наглядного материала, показ и объяснение воспитателя, художественное слово, игровая ситуация, организация поисковой деятельности, решение проблемной ситуации, напоминание о технике безопасности, индивидуальные объяснения, совет, поощрение, анализ.
Индивидуально – дифференцированный подход:
- учитывая психологические особенности, индивидуальные возможности каждого ребенка, разделить детей на две подгруппы;
- оказывать индивидуальную помощь детям (по мере необходимости).
Рефлексия: включение в итоговую деятельность метод анализа успешности выполнения работы.
Предварительная работа: экскурсия к искусственному водоему в Эколого-биологическом центре, на кухню; добавление в воду подкрашенной жидкости, земли, масла с обсуждением получившегося состава воды.
Материалы и оборудование: игрушка черепаха Тортилла; аудиозапись с песнями; прозрачные стаканчики; воронки; мерная кружка с подкрашенной водой; мерная кружка с водой, загрязненной землей; мерная кружка с водой, в которой налито подсолнечное масло; емкость с речным песком, мерная ложка; палочка; промокательная бумага; белая ткань; подносы; фартуки, нарукавники.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель:
Справа друг и слева друг,
Вместе мы веселый круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Звучит фонограмма песни О. Ханжовой «Маленькие исследователи»
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, куда мы сегодня с вами отправимся?
- Правильно, в нашу волшебную лабораторию. Сегодня нас ждут новые открытия. А кого мы возьмем с собой?
- Все верно. Нашу добрую и мудрую помощницу черепаху Тортиллу. Но где же она?
Звучит фонограмма песни «Затянулась бурой тиной,
Гладь старинного пруда,
Ах, как плохо нам живется,
Когда грязная вода».
Воспитатель: Вы слышите? Какая-то грустная песенка сегодня у нашей черепахи.
- Милая Тортилла, что случилось?
Черепаха: Злой противный Дуремар мало того, что выловил всех наших драгоценных пиявок, так еще взбаламутил всю воду, опрокинул в пруд пузырек с чернилами и помыл свои грязные сапоги, перепачканные маслом, в нашем чистейшем водоеме. Как же нам теперь жить в этой грязной воде?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, хорошо ли поступил продавец пиявок Дуремар?
- А вы когда-нибудь видели, как люди загрязняют водоемы?
- Расскажите, пожалуйста, мне о таких случаях.
- Да, ребята, из-за жадности и необдуманного поведения людей в водоемы попадают разные ядовитые вещества: красители, масло, бензин и мусор. В такой воде обитатели прудов, рек, озер, морей, океанов гибнут.
- Не печалься, Тортилла. Мы с ребятами обязательно тебе поможем.
- Ребята, как же мы можем помочь обитателям водоема?
- Правильно, воду необходимо очистить. А так ли легко это сделать, мы узнаем, проведя эксперимент в нашей волшебной лаборатории.
Основная часть:
Воспитатель: И так, мы отправляемся в лабораторию, оденьтесь как настоящие лаборанты и проходите на рабочее место.
Перед проведением опыта повторим правила техники безопасности:
- Воду нельзя пить.
- Сыпучие материалы в рот не брать.
- Проводить опыт надо аккуратно.
- Пролил воду – не беда, тряпка под рукой всегда.
- Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.
Значит, мы с вами сейчас что будем делать?
- Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров мы сегодня будем использовать: промокательную бумагу, ткань, песок. У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, какой из наших фильтров лучше очистит воду. На столах у вас баночки с загрязненной водой, воронки и стаканчики, куда вы будете сливать воду через фильтры.
Подойдите к столам. Действовать будем в следующем порядке.
- Возьмем промокательную бумагу, положим её на стакан с красной воронкой и немного углубим.
- Ткань положим на стакан с воронкой зеленого цвета и тоже углубим.
- На стакан с зеленой воронкой положим ткань, немного углубим её и очень аккуратно ложечкой насыплем речной песок.
- Теперь берем емкость с загрязненной водой, перемешиваем её палочкой и пропускаем через каждый фильтр Пока вода просачивается через фильтры, предлагаю вам отойти немного от столов и показать черепахе Тортилле, как обрадуются жители водоема, когда вода станет чистой.
Физкультминутка «Лягушки»
На болотистой лужайке Забренчала балалайка. Стадо целое лягушек Веселиться на опушке. «Раз, два, Раз, два, Кваки-кваки-кваки-ква. Мы лягушки-попрыгушки Молодые и старушки, Громко квакаем в болоте. Где таких певиц найдете? «Раз, два, Раз, два, Кваки-кваки-кваки-ква». | Совершают прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени, двигаясь по кругу друг за другом. Меняют направление движения. Встают, поворачиваются лицом в круг, Совершают прыжки вприсядку. Вновь прыгают по кругу на корточках. Опять меняют направление движения. Встают, поворачиваются лицом в круг, Совершают прыжки вприсядку. |
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к своим столам.
- Расскажите, что вы видите в своих стаканчиках. (Пройдя через бумажный фильтр, вода с краской не очистилась, она осталась такого же цвета).
- Что вы видите на фильтре? (Ответы детей).
По аналогии рассматриваются все остальные стаканчики и фильтры.
- Ребята, какой вывод можно сделать после проведения опыта? Какой фильтр лучше? (Фильтр с песком).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно очистить от загрязнения оставшуюся воду (одна часть ребят пропускает через фильтры воду с землей, вторая – воду с маслом).
- Сегодня мы увидели самый простой способ очистки загрязненной воды. Но, как мы убедились, это не помогло нам сделать воду кристально чистой.
Поэтому давайте беречь то, что нам дала матушка- природа. Ведь исправлять ошибки намного сложнее и дороже.
Заключительная часть.
Рефлексия. Игра «Мое настроение».
Какое настроение у вас от проделанной работы я узнаю, если вы поднимите карточки со смайликами: «удивленное», «радостное», «довольное».
Почему радостное? (Сам очистил воду);
Почему удивленное? (Не ожидал такого результата);
Почему довольное? (Смог помочь нашей черепахе Тортилле).
Черепаха: Я благодарю всех вас, ребята, вы молодцы. Вы оказали помощь всем обитателям нашего прекрасного пруда.
Методическая литература.
- Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. /Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2019г./
- Дыбина, О. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
- “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
- “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
- Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе
Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница - вода" в первой младшей группе
Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...
Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Вода-снег-лед» подготовительная группа Воспитатель: Ханина А.А.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознате...
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы...
Опытно-экспериментальная деятельность с водой для детей младшей группе «Маленькие фокусники».
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качества и свойства воды. ...
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы...
Опытно-экспериментальная деятельность для родителей и детей подготовительной группы. Конспект игры-эксперимента «Фильтрование воды»
Опытно-экспериментальная деятельность для родителей и детей подготовительной группы. Конспект игры-эксперимента «Фильтрование воды» Мастер класс по опыт...