Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дунаева Елена Владимировна

Конспект НОД

с детьми подготовительной к школе группы

в образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Круговорот воды в природе»

 

Цель:  познакомить детей с явлением «Круговорот воды в природе»

Задачи.

Образовательная область «Познание»:

  • Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах и состояниях воды.
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умения делать выводы на основе практически полученного результата.
  • Дать детям понятия о видах облаков: кучевые, перистые, слоисто-кучевые.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Способствовать развитию доказательной речи, любознательности, мышления, умений делать выводы.
  • Продолжать упражнять детей в умении обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умения делать выводы на основе практически полученного результата.
  • Пополнить словарь детей: круговорот воды; облака кучевые, перистые, слоисто-кучевые; испарение, конденсат.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру.
  • Воспитывать аккуратность при работе умение работать сообща
  • Развивать интерес к живой природе.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Способствовать развитию крупной моторики
  • Развивать умения выполнять действия в соответствии с правилами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

                                        Конспект НОД

с детьми подготовительной к школе группы

в образовательной области «Познание»

Тема: «Круговорот воды в природе»

Составила и провела:

воспитатель высшей категории

Дунаева Елена Владимировна

                                     

                                         Санкт – Петербург

2024год

 

                                             Конспект НОД

с детьми подготовительной к школе группы

в образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Круговорот воды в природе»

Цель:  познакомить детей с явлением «Круговорот воды в природе»

Задачи.

Образовательная область «Познание»:

  • Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах и состояниях воды.
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умения делать выводы на основе практически полученного результата.
  • Дать детям понятия о видах облаков: кучевые, перистые, слоисто-кучевые.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Способствовать развитию доказательной речи, любознательности, мышления, умений делать выводы.
  • Продолжать упражнять детей в умении обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умения делать выводы на основе практически полученного результата.
  • Пополнить словарь детей: круговорот воды; облака кучевые, перистые, слоисто-кучевые; испарение, конденсат.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру.
  • Воспитывать аккуратность при работе умение работать сообща
  • Развивать интерес к живой природе.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Способствовать развитию крупной моторики
  • Развивать умения выполнять действия в соответствии с правилами

Предварительная работа: беседы с детьми о значении воды, проведение опытов с водой, просмотр видеофильмов «Вода – источник жизни на Земле», «Чудесный фильм о воде», просмотр иллюстраций, чтение стихотворений, отгадывание загадок.

Материалы: макет «Круговорот воды в природе», тазы с водой, поролоновые губки, картонные капельки, презентация, аудиоколонка с записями шумов дождя, пульверизатор, стекло,  банка с горячей водой, металлический поднос, схема «Круговорот воды в природе».

Ход НОД

Организационный момент.

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

- В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде:

И в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить!

 - Ребята, а где в нашей группе можно найти воду? (в кране, в унитазе, в нас, в цветах, в земле, в чайнике, в батареях, в воздухе). Возьмите капельки и прикрепите туда, где есть вода.

 - Давайте вспомним пословицу «Вода……..- источник жизни».

 - Мы с вами уже говорили о трех состояниях воды. Назовите их (жидкое, твердое и газообразное).

 - Сегодня мы продолжаем рассуждать, узнавать больше о воде.  В этом нам поможет макет. (Выносит макет «Круговорот воды в природе)

 - Рассмотрите его внимательно. Что вы видите? (гора, облака, солнце, дождь, снег, ручьи, море, стрелки).

 - С помощью этого макета мы с вами понаблюдаем движение воды или круговорот воды в природе. Как вы понимаете слово круговорот?

 - Почему высыхает мокрое белье, лужи? (Ответы детей: вода испаряется)

 - Давайте начнем с моря. Как вы думаете, что обозначают эти стрелочки, направленные вверх? (Ответы детей о том, что солнце нагревает поверхность воды, она испаряется, переходя из жидкого состояния в газообразное и поднимается вверх.  

  - А вода испаряется только с поверхности воды? (Нет, она испаряется из земли, растений, деревьев, из всех водоемов)

 - Когда  испарилось  слишком много частиц воды, воздух становится не прозрачным. Такое явление мы называем  - туманом.    СЛАЙД №2

 - Что происходит дальше. Частички воды поднимаются в небо, образуя облака. СЛАЙД № 3 (кучевые), №4 (перистые), №5 (слоисто – кучевые).

СЛАЙДЫ№ 6 - 17   Какие только формы не принимают облака. (Дети рассматривают на слайдах разные фигуры из облаков).

Звучит фоном песня «Облака – белогривые лошадки»

Затем  испарившаяся влага  встречается с холодным воздухом,  и происходит конденсация или превращение газообразного состояния опять в воду. Сначала капельки совсем маленькие, затем они сливаются, образуя полноценные капли.

Предлагаю проверить это на опыте.

ОПЫТ№1 «Испарение воды. Конденсат. Откуда берется дождь».

Описание опыта: воспитатель в литровую банку наливает горячую воду, и накрывает холодным металлическим подносом, на котором через какое-то время появляются капельки воды. В ходе опыта дети отмечают, что когда капелек стало много, то они стали падать опять в банку.  

ОПЫТ №2 «Слияние частиц воды в капли»

Описание опыта: воспитатель брызгает из пульверизатора на стекло. Дети наблюдают, как мелкие частицы воды собираются в капли и в струйки.

 - Ребята, как вы думаете, что же происходит дальше. Правильно, когда в облаке накапливается много воды, капельки начинают падать на землю под воздействием силы тяжести и силы притяжения Земли. В это время на Земле идет дождь. А если очень холодно, то капельки кристаллизуются и превращаются в снежинки. Что тогда происходит? (Ответы детей: идет снег или град)

Посмотрите на эти тучи.

СЛАЙД №18

ОПЫТ №3 «Какой бывает дождь»

Списание опыта: у каждого ребенка поролоновая губка, которую они слегка смачивают водой, поднимают вверх, нажимают. Капли воды капают единично. Затем дети смачивают губку большим количеством воды, отжимают, и вода капает интенсивно.

 - Дождь бывает разным. Какой дождь вы знаете?  (Грибной – СЛАЙД № 19;  косой ливень – СЛАЙД №20; сильный дождь с грозой – СЛАЙД № 21).

Во время показа слайдов  идет сопровождение звуками соответствующего дождя.

Воспитатель показывает картинку.

 - Как вы понимаете выражение «льет как из ведра»?

Физминутка «Дождь»

Дети имитируют звуки начала дождя, сильный дождь и его окончание. (Дети трут ладошки, цокают языком, стучат по коленям, топают ногами. Потом все проделывают в обратном порядке.)

 - Дождь наш закончился. Что происходит дальше в выпадшими осадками? (Впитываются, просачиваются в землю, собираются в ручейки, реки, впадают в моря и океаны, начинают испаряться.

А если очень холодно, то капельки кристаллизуются и превращаются в снежинки. Что тогда происходит? (Ответы детей: идет град или снег) СЛАЙД №22,23

Цикл замкнулся. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

 - Посмотрите на схему «Круговорот воды в природе». Давайте подытожим с вами все то, что вы узнали.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

НОД с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)

НОД с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Почва и ее состав». (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)

Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы,  использованные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с использованием ТРИЗ технологий. «Путешествие в страну математики»

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми в подготовительной к школе группе  в дошкольной образовательной организации.Занятие относится к познавательному разделу (ФЭ...

Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну Математики» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие»

Предлагаемая организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...