Доклад " Применение элементов проектной технологии в формировании познавательной активности детей".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Исследовательская деятельность обогащает память ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад « Применение элементов проектной технологии в формировании познавательной активности детей».
Дошкольное детство – это уникальное время для развития способностей ребенка. Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Дети хотят узнать, как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир , ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. В результате познавательной деятельности ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Ребенок усваивает новые знания прочно и надолго , когда слышит, видит и делает все сам.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности. В основе этой деятельности лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Ребенок учится наблюдать, думать, рассуждать, сравнивать, обобщать. Первоначальные навыки исследования, умозаключения, рассуждения полученные в детском саду в дальнейшем обязательно нужны при обучении в школе.
В нашей группе мы ведем работу по опытно-экспериментальной деятельности. В совместной деятельности мы организовали работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых экспериментах, а были полноценными их участниками. Свою работу мы организовали по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа и человек. Изучение начинали от простого к сложному. Проводя разные опыты дети осознавали важность проделанной работы и видели свои результаты.
Первоначальным этапов в экспериментировании является наблюдение. Например:наблюдение за водой. Куда делась вода из банки, если мы ее не трогали? Дети неделю наблюдали, отмечая фломастером на банке количество воды. Детям задавали вопросы: как обнаружить воздух? Имеет ли воздух вес? Как доказать, что внутри нас есть воздух? Как узнать, где воздух теплее, а где холоднее?У ребенка развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи. Дальше ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу или высказать предположения для решения какой то проблемы. Он задает себе вопрос: «ЧТО будет, если...?» и тем самым вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.
Пытаясь доказать правоту своего решения, ребенок начинает что-то измерять, что позволяет использовать математические знания ребенка. Ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась ли его гипотеза, делает вывод.
Мы стараемся создать проблемную ситуацию. Например: как достать воду из узкой посуды, не задевая ее рукой (надо набросать туда камушки и вода поднимется вверх). Как достать предмет из стакана, не намочив руки? (надо налить туда еще воды до краев, пока предмет не всплывет наверх). А можно ли взять в руки много воды, не пролив ни одной капли?( взять в руки большой ком снега). Как потушить огонь без воды?(забросать песком или накрыть другим предметом).
Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов, проявляя при этом наблюдательность, активность, самостоятельность.Детский коллектив становится сплоченнее, появляется дружеская радостная атмосфера. Очень интересно и весело поговорить по телефону, который сделали сами или заставить звучать предметы разными звуками. Да еще этот звук не только услышать, но и увидеть.
В процессе экспериментирования наши дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цели; учатся рассуждать, анализировать объект, выделять его признаки, связи. Дети сравнивают, обобщают, выдвигают гипотезы, делают выводы. Все эти навыки сформированные в детском саду необходимы в дальнейшем в школьном обучении.
Результатами нашей работы стали показатели диагностики детей по данному направлению, которые свидетельствуют о положительной динамике развития.
В 2019 году мы участвовали в конкурсе исследовательских проектов. Ксения Канаева заняла первое место в данной номинации. Трое детей из нашей группы поступили в лицей.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи и становится стимулом личностного развития будущего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....
Доклад на тему: «Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»
Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста....
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...
Доклад « Применение элементов проектной технологии в формировании познавательной активности детей».
............................................................................................
Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...
Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...