Зимующие птицы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

И я как педагог, совместно с родителями, должна научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx26.26 КБ
Файл nod_ftskm_zimuyushchie_ptitsy.pptx2.82 МБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект                                                                                  «Зимующие птицы»!                                                                                                 в средней группе

Подготовил:

Воспитатель:                                                Голелева В.А

2024

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э. Н. Голованова

Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

И я как педагог, совместно с родителями, должна научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.                         Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: информационно-творческий.

Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта: краткосрочный. (недельный)

Продукты проекта:

* Экологическая акция «Покорми птиц!»;

* Выставка рисунков, аппликации в группе «Птицы, мои птицы!».

* Защита проекта «Зимующие птицы», публикация на сайт.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

* Создание необходимых условий для реализации проекта.

* Перспективное планирование проекта.

* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

* Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

* Взаимодействие с родителями. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

* Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

* Отгадывание загадок про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

III этап – заключительный

* Экологическая акция «Покорми птиц!»;

* Выставка рисунков, аппликации в группе «Птицы, мои птицы!».

* Защита проекта «Зимующие птицы», публикация на сайт.

Содержание работы в процессе реализации проекта

Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что в течение недели будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.

1. Взаимодействие с родителями:

* Рекомендации на совместные прогулки.

* Совместно с ребенком сделать кормушку.

* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

* Отгадывать загадки про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

2. Просмотр видеофильма «Зимующие птицы».

Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.

3. Игровая деятельность

Пальчиковая игра

«Птицы у кормушки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

4. Дидактические игры.

* «Сложи пазлы»                                                                                 Цель: закрепить знания об птицах, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.                                                                                                       * «Один – много»                                                                                Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.

«Назови одним словом»

Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Назови птицу по описанию»

Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.

«Кто из птиц лишний»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить

понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с

зимующими птицами; развивать внимание, память.

«Кто из птиц улетел»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.

Настольно-печатные игры:

Домино «Птицы»

Лото: «Животный мир»«Профессии»«Зимующие птицы»,

Разрезные картинки «С какого дерева листок?»«Кто, где живёт?»«Чей обед?».

Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Птичий двор»«Ветеринарная клиника»«В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

Словесные игры: 

«Чей дом?»«Доскажи словечко».

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

*Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»«Веселый воробей», «Совушка сова».

*игра малой подвижности «Птички в гнездышках»«Воробышки и кот».

Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Познавательная - исследовательская деятельность

Тема: «Перья»

 Цель: познакомить детей с разнообразием крыльев птиц, состоящих из перьев. Рассказать, чем отличаются и как помогают держаться птицам в воздухе. Рассмотреть с помощью луп и микроскопа по подгруппам.

Тема: «Яйцо и скорлупа»

Цель: познакомить детей с размножением птиц, как появляются птенцы из яйца, познакомить со структурой скорлупы. Рассмотреть с помощью лупы скорлупу.

Формирование целостной картины мира

Тема«Зимующие птицы»

Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); установить связь между формой клюва и питанием птиц; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Беседы с детьми

«Как живут наши пернатые друзья зимой»«Кто заботится о птицах»«Пользу или вред приносят птицы?»«Меню птиц»«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).

Наблюдение за птицами зимой на прогулке

* Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.

* Наблюдение за гнездами птиц.

Цель: рассмотреть гнезда, свитые на деревьях; обратить внимание на форму и размер; вспомнить какие и чьи гнезда мы видели в книгах; воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

* Вместе с детьми выносить корм на прогулку.

Цель: приучать птиц к месту кормёжки.

* Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.

Цель: знакомить с повадками птиц.

* Наблюдать за птичьими следами на снегу.

Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.

* Рассматривание оперения птиц.

Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.

Элементарный бытовой труд

* Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Коммуникативная деятельность

1. Чтение рассказов:

И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,

2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.

*Аппликация «Синичка»

Цель: учить детей складывать геометрические формы по полам, ровно резать по сгибу, составлять из отдельных деталей готовый предмет. Воспитывать интерес и творческий подход к работе. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

*Лепка «Снегири и синицы»

Цель:

*Рисование «Снегири»

Цель: учить детей различать виды птиц, аккуратно и ровно закрашивать изображение, не выходя за контур. Воспитывать интерес к работе, бережное отношение к птицам.

Взаимодействие с родителями

* Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных верандах.

* Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

* Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в дошкольные группы.

* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

* Заучивание стихотворений про зимующих птиц.

* Отгадывание загадок про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Вывод:

* Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

* Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

* У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

* Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007. -144с.

4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

5. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к проекту на тему «Зимующие птицы» Подготовил воспитатель: Голелева В.А

Слайд 2

Загадка Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Слайд 3

Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. Здесь он находит хорошие условия для устройства гнезд и много корма, гнездится отдельными парами, иногда колониями. Воробьиные гнезда можно встретить в щелях зданий, в норках в глинистых оврагах, в дуплах деревьев. Птица также может занять скворечник и нору ласточки. Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба. Зимующие птицы

Слайд 5

Загадка В тёплый край не улетают, На морозе распевают, Эти птички-невелички Называются … (синички)

Слайд 6

Зимующие птицы Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах, мышиных норах, различных щёлках и пустотах. Живут синицы повсеместно: в лесах, горах, селениях, парках и садах. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят эти птицы всё подряд: зёрна, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, сало и даже творог.

Слайд 8

Загадка Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

Слайд 9

Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые. Зимующие птицы

Слайд 11

Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше – выше потянулись. Ну – ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. А теперь представим, детки. Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Занятие нам продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели На меня все посмотрели.

Слайд 12

Загадка Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой -Все равно он будет мой! (Дятел)

Слайд 13

Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на « ки-ки-ки ». Его все называют лесным доктором за то, что он лечит деревья - вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки. Своим конусообразным острым клювом дятел ежечасно долбит кору дерева. В глубину до 10 см он продалбливает воронку и липким языком достает насекомое. Язык длинный, до 4 см. Зимующие птицы

Слайд 15

Что лишнее?

Слайд 17

Постройте кормушки! В морозы птицы с радостью полакомятся кормом, оставленным людьми в кормушках. Это поможет им пережить сильные холода.

Слайд 18

Чем питаются?

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней  группе по познавательному развитию формирование целостной картины мира, расширение кругозора

 «Зимующие птицы»

Программные задачи:

- расширять и конкретизировать знание детей о зимующих птицах, активизировать в речи и уточнить их названия;

- познакомить с зимующими, рассказать о том, чем они питаются;

- закреплять умение работать по схеме;

- учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации;

Оборудование и материалы:  персонаж птица; карточки с изображением перелётных и зимующих птиц; две картины с изображением лета и зимы: презентация на тему « зимующие птицы»; крупа пшено, гречка, семечки, овёс, мерный стаканчик, схема для приготовления корма, ёмкость для смешивания корма.

Ход работы

Мотивационно – ориентировочный этап

Описание ситуации. В гости к детям прилетает сорока и сообщает: «Беда, беда! Срочно нужна помощь птицам в лесу! Наступили холода, птицам нечего есть!»

Воспитатель: Погоди ПТАХА не трещи! Дай разобраться! Ребята, мы ведь с вами не оставим птиц в беде?

Дети высказывают желание помочь птицам и это становится целью их предстоящей работы.

Воспитатель: Как и чем мы можем помочь зимующим птицам?

Проблема. Дети хотят помочь зимующим птицам, но не знают, как это сделать.

Поисковый этап.

Беседа по сюжетным картинкам «Зимой и летом»

Педагог предлагает рассмотреть две контрастные картинки, на которых изображены птицы. На одной из картин лето, на другой – зима. Организуется обсуждение:

- кто изображён на картинке?

- Какое время года на одной картинке, какое -  на другой?

- почему мы не помогаем птицам летом?

- чем питаются птицы, улетевшие на юг?

- какие птицы остались зимовать?

- чем мы можем помочь зимующим птицам?

По итогам беседы педагог предлагает план работы:

1. Уточнить какие птицы остаются зимовать.

2. Узнать чем они питаются.

3. организовать птичью столовую, приготовить корм, изготовить плакат «Покормите птиц»

Практический этап

Детям предлагается посмотреть презентацию «Зимующие птицы».

   Цель: - обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; вызвать у детей сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним, кормить.

Слайд 1.                       Загадка: Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг. ( Перелётные)

Загадка: Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи. (Зимующие)

Слайд 2.              Почему же некоторых птиц называют зимующими? 

У них с осени образуется

толстый слой подкожного жира,

который помогает им

переносить  холод.

Слайд 3.            Какие же птицы зимуют с нами?

Отгадайте загадки и вы узнаете названия этих птиц.  

           

                                    Загадка: Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей)

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Слайд 4.                  Загадка: Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата

Шапочка чёрненькая ,

И полоской  шарфик. (синица)

СИНИЦА - ловкая птичка, уничтожает вредителей не только летом, но и зимой.

Покормить их можно различной крупой, овсом и ячменём, крошками хлеба, не жареные семечка, а в морозные дни их спасёт кусочек несолёного сала подвешенный возле кормушки.

Слайд 5.                      Загадка: Кар! Кар! Кар!-

Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? (ворона)

ВОРОНА - крупная птица. Если вороны сидят на верхушках деревьев - будет мороз. ( Всеядная.)

Слайд 6.                    Загадка: Ну, а кто скажите нам

     Ловко лазит по стволам:

        Вверх и вниз и тут и там?

           Кто мелькает целый день?

              Это птица…(поползень)

Поползень -умеет передвигаться по стволам вниз головой. Осенью запасает корм. Кормить поползня можно, так же как и синичку.

Слайд 8.         Загадка: В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной Телеграфист:

«Здорово, дрозд приятель!»

И ставит подпись……………(дятел)

Дятел питается насекомыми, которых с помощью клюва добывает из-под коры деревьев.

Слайд 9.     Загадка:     Чернокрылый, красногрудый,
                                             Он везде найдет приют.
                                             Не боится он простуды –
                                         С первым снегом тут как тут. ( Снегирь)

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Любит полакомится нежареными семечками, различными семенами, не солёными орешками.

Ребята!

С наступлением зимы птицам и зверям становится очень тяжело. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

 Давайте спасём наших пернатых друзей, поможем им пережить холодную зиму!

       Далее детям предлагается подвижно-дидактическая игра «Летят пичужки»

Цель: активизировать подвижную деятельность детей, закрепить понятие зимующие и перелётные плицы. Учить узнавать их на картинках.

  Ход игры: Педагог показывает картинки с изображением птиц, дети называют знакомых птиц. Увидев перелётную птице перебегают, махая «крыльями» на другую сторону, а зимующие приседают, показывая руками крышу домика над головой.

Рефлексивно – оценочный этап.

Педагог предлагает детям подвести итог работы: удастся ли теперь нам помочь зимующим птицам? Что мы для этого делали на занятии?  Что ещё осталось сделать? Ответы детей.

Предложить детям выбрать карточку: если занятие понравилось, то выбрать карточку с весёлой птичкой, если было не интересно – с грустной птичкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...