Проект «Лаборатория интереснейших наук»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Юрина Ольга Николаевна

Проект направлен на познавательное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_na_pechat.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

                                                                                             «Расскажи – и я забуду,

                                                                                              Покажи – и я запомню,

                                                                                              Дай попробовать – и я пойму».

                                                                                              (Китайская народная мудрость)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                              Паспорт  проекта

                                                         

Название проекта

«Лаборатория интереснейших наук»

Автор проекта

Юрина Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 119» г. Саратов

Актуальность проекта

Ребёнок рождается исследователем.

Неутомимая жажда новых приключений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Познавая окружающий мир , ребёнок стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками,  языком, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т.д. Но взрослые не задумаются о последствии таких высказываний в сторону ребёнка

Ребёнок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы его никто не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе. Исследование представляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Актуальность проекта по использованию ИКТ – технологий в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению.

Применение ИКТ – способствует развитию наглядно – образного мышления, целостной картины мира.

Развитие способности детей экспериментировать – представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности: наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде группы.

Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты.

 

Участники  проекта

Дети 6 – 7 лет, воспитатель группы, родители.

Цель проекта

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Экспериментаторской деятельностью помочь дошкольникам найти ответы на интересующие их вопросы.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства – целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Создание эмоционально – положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.

Включение детей в творческую деятельность и развитие творческих способностей.

  выводы.

 

Задачи проекта

 

Задачи для родителей

 

 Задачи для детей.

- Развитию любознательности, внимания детей, логического мышления, возникновение стремления транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- Знакомить с различными свойствами веществ ( твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- Развивать представление об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представление о некоторых фактах среды (свет, температура воздуха,  и её изменчивость; вода – переход в различные состояния: жидкое, твёрдое, газообразное и их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость.)

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей.

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

- Развивать эмоционально – целостное отношение к окружающему миру.

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

-Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения поставленных задач, делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Привлечь родителей к экспериментально – поисковой деятельности детей.

Заинтересованность родителей в экспериментально – поисковой деятельности своих детей

Принимать активное участие в пополнении лаборатории для проведения опытов в группе.

Обмен опытом с родителями нашей группы, по проведении опытов в домашних условиях.

Предложить родителям проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы детей, (где можно найти воду, для чего нужна вода и бережёте ли вы её).

Разработка семейного проекта «Опыты на кухне».

Проведение досуга совместно с родителями на тему: «Фокус – покус!».

Сроки реализации

Средне – срочный, март – май 2021 г.

Вид проекта

Познавательный.

Поисково – исследовательский.

 

Продукт проекта

У детей сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Умение применять методы, способствующие решение задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией.

Рост уровня любознательности, наблюдательности.

Активизация речи детей, пополнения словаря детей многими понятиями.

Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового.

Удачное проведение опытов.

 

Итоги проекта

Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, владеют знаниямиофизических свойстах окружающего мира, познакомить с размичными свойствами веществ :твёрдость, мягкость.сыпучесть, плавучесть, растворимость), имеют представления об основных физических явлениях (отражение., преломление света, магнитное притяжение).

Тем самым, дети, реализуя данный проект, сформулировали познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, отражать изучаемую картину в творческой деятельности и т.д.

Можно сделать вывод, что все поставленные цели и  задачи в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.

Предварительный этап

        Деятельность детей

        Деятельность  педагогов

Деятельность  родителей

   Активное участие в наблюдении и проведении опытов.

  Познакомить родителей с целями и задачами по теме проекта.

Беседа с детьми «Что такое опыты и для чего они нужны?»

Разработка перспективного плана работы с детьми по опытно – экспериментальной деятельности.

 Познакомить родителей с Целями и задачами по теме проекта.

Консультации для родителлей:

«Роль семьи в развтии поисково – исследовательской деятельности ребёнка».

« Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Основной этап

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Мини – книжка «Сказки и рассказы о волшебной лаборатории».

Ведение дневника наблюдений: «Наши опыты»

 Самостоятельное проведение опытов – экспериментов:

«Рисование мылом»

«Рисование воском»

«Рисование углём»

Сравнение угля и камня.

«Поиграем с ветерком»

«Игры с соломенкой»

«Играем с солнечными зайчиками»

«Мы дышим воздухом – пузырьки в воде.»

«Ловим воздух пакетом!»

«Вода в перевёрнутом стакане»

«Склеиваем бумагу водой» (песком).

«Вода или лупа?»

«Танцующая фольга»

«Воздушные шарики – электрический заряд»

«Глина и её свойства»

Сравнение частичек песка и глины.

«Что быстрее пропустит воду?»

Лепим игрушки из глины.

Опыт «Свет и тень»

Знакомство и рассматривание компаса, определение сторон света.

Наблюдения за облаками, небом, травой, цветами, водой, песком.

Постройки из песка на участке.

Составление икебаны с колосьями,

Зарисовки в альбомах, схемы опытов.

Художественное конструирование

«Деньги для игры в Магазин»

Беседа «Невидимка воздух».

«Чистый воздух».

Эксперименты: «Реактивный шарик».

«Расширение воздуха».

«Волшебный стакан».

Беседа «Волшебница вода»

Эксперименты:

«Сухой из воды».

«Лёд легче воды».

«Как разделить смеси».

Просмотр презентации «Чудо водичка»

«Круговорот воды в природе».

«Свойства песка».

«В гостях у Гвоздика».

Эксперименты:

«Какими свойствами обладает магнит?».

 «Притягивание предметов к магниту».

«Волшебный диск».

«Притягивание к магниту через предметы»

Беседа «Чудеса растений».

Опыты:

«Дыхание листа».

«Нужен ли корешкам воздух?»

«Проверь нужен ли свет для жизни растений?»

Беседа – рассуждение:

 «Как получается свет?»

«Влияние солнечного света на жизнь человека, и всего живого».

«Испарение воды в тени и на солнце».

КВН «Мы – экспериментаторы!»

Организация и проведение опыта «Сода, как индикатор для кислоты».

«Что такое сода, и какая она бывает?».

«Почему нельзя нагревать минеральную воду?».

Беседа «История создания денег»

Опыт: «Почему деньги бумажные?»

Проведение опытов: «Яйцо – ныряльщик».

«Мягкое яйцо».

«Добываем углекислый газ».

«Где в газировке прячется кислород?»

«Что такое лакмусовая бумага?».

Беседа с показом видеороликов: «Торнадо», «Вулкан».

«Торнадо в бутылке».

«Извержение вулкана».

Показ презентации о явлениях природы.

Многослойная жидкость».

«Самонадувающийся шарик».

Беседы:

«Волшебница соль» -познакомить со свойствами соли, её применением в быту и в медицине.

«Волшебное электричество».

«Огонь наш друг  и враг».

Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»

Опыт; «Электрический заряд» (пластиковая палочка и  бумажнаяфигурка)

Беседы родителей с детьми:

«Значение экспериментальной деятельности для детей».

«Научите ребёнка любить природу».

«Экспериментируем дома».

Анкетирование для родителей: «Уровень организации развивающей среды в семье».

Наглядная информация.

Обмен опытом.

Привлечь родителей к оснащению «Лаборатории» в группе.

Фотоальбом «Мои первые эксперименты».

Памятка для родителей «Как оборудовать лабораторию дома».

Организация просмотра презентации родителями с детьми на тему: «Лаборатория удивительных наук».

Предложить родителям проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы детей, (где можно найти воду, для чего нужна вода и бережёте ли вы её).

Разработка семейного проекта «Опыты на кухне».

Выпуск папки – передвижки об обмене  опытом с родителями по данной теме.

Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей  в группе.

Проведение досуга совместно с родителями на тему: «Фокус – покус!»

Заключительный этап

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей;
  • Проведение познавательной  игры «Что, Где, Когда?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет недели экспериментирования в средней группе "В лаборатории интересных наук"

Занимательные опыты, эксперименты  побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кро...

Тема проекта: «Лаборатория огородных наук» в старшей группе.

Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория удивительных наук» с применением ИКТ – технологий.

Проект для детей старшего дошкольного возраста«Лаборатория удивительных наук» с применением ИКТ – технологий....

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «Лаборатория удивительных наук» (средняя - старшая группа)

Направление реализации проекта: построение в дошкольном учреждении целостной системы формирования у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлен...

Познавательно-исследовательский проект "Лаборатория огородных наук"

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А ...

Проект «Лаборатория удивительных наук» в старшей логопедической группе

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

Экологический проект "Лаборатория огородных наук"

Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Деятельность детей на учебно-опытном участке в детском саду способствует развитию их любознательности...