Экологический проект "Лаборатория огородных наук"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Деятельность детей на учебно-опытном участке в детском саду способствует развитию их любознательности и наблюдательности, что способствует формированию экологической культуры ребенка. В ходе работы дошкольников на огороде обогащаются их представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развиваются этические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Целью данного проекта является формирование экологической культуры детей путём создания условий для ознакомления детей с овощными культурами, используемыми в организации мини-огородов на подоконнике в групповом помещении и в ландшафтном дизайне участка детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_laboratoriya_ogorodnyh_nauk.docx | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект:
«Лаборатория огородных наук»
Оглавление
1. Введение. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
3. Краткая информация об объекте изучения.
4. Механизмы и этапы реализации проекта;
5. Финансово – экономический план:
5.1. Перечень высаживаемых культур на огород.
5.2. Смета.
6. Вывод.
7. Практическая значимость.
8. Литература.
- Введение.
Актуальность. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Деятельность детей на учебно-опытном участке в детском саду способствует развитию их любознательности и наблюдательности, что способствует формированию экологической культуры ребенка. В ходе работы дошкольников на огороде обогащаются их представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развиваются этические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять всесезонно, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике и на территории детского сада. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования дети получают конкретные познавательные навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым (экологом, биологом, химиком), исследователем, первооткрывателем. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана.
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания огорода на подоконнике с последующей высадкой рассады на огороде ДОУ. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных растениях, формирование знаний об уходе за ними, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека, так как в настоящее время эти знания у детей сформированы недостаточно.
- Цель: Формирование экологической культуры детей путём создания условий для ознакомления детей с овощными культурами, используемыми в организации мини-огородов на подоконнике в групповом помещении и в ландшафтном дизайне участка МКДОУ БГО ЦРР - детского сада № 18.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (горох, фасоль, лук, капуста, редис, томаты, баклажаны и др.);
3.Обобщать представление детей о влиянии экологических условий на рост и развитие растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за культурными растениями.
5. Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
6. Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
7. Объединение усилия коллектива волонтерского отряда Эколят и их родителей по благоустройству учебно-опытного участка в ДОУ.
8. Активизация творческой деятельности педагогов, родителей воспитанников по оформлению огорода детского сада.
9. Стимулирование инновационной деятельности, поиск новых форм и методов работы с воспитанниками ДОУ.
Участники проекта: заместитель заведующей по УМР, старший воспитатель, педагоги, дети подготовительной группы № 2 (7), родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 12 – 27 мая 2022 года.
Методы проекта:
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседы, проблемные вопросы и ситуации;
Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений, моделирование макетов мини-огородов;
Наглядные: Показ муляжей овощей, коллекции семян, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, объектов для наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, с изображением овощей и огорода.
Предполагаемые результаты:
- Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Они узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
- Дети научатся вести наблюдения и делать выводы.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
- Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
- Получение положительного опыта от результатов собственных трудовых действий коллектива волонтерского отряда Эколят.
4. Механизмы и этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно - подготовительный: определение идей мини огорода на подоконнике, подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (март).
2 этап - практический: познавательная, исследовательская, продуктивная и практическая деятельность (апрель, май)
3 этап – итоговый: анализ результатов проекта и его презентация (25 мая).
этапы, сроки | мероприятия |
1 этап. Организационно- подготовительный (март) | - создание дизайна проекта мини-огорода; - д/и «Собери растение», «Что за чем»,«Во саду ли в огороде»,«Инструменты садовника», «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек», «Узнай по запаху»; - сюжетно-ролевые игры: «На даче»,«В магазине», «Поливаю огород», «Заготовки овощей на зиму»; - беседы: «Можно ли рвать у растений листья и цветы?», «Почему нельзя поливать растения каждый день?», «Полезен ли лук?», «Что такое сорняки?»; - составление рассказов «На даче», «Как я помогаю на огороде?», отгадывание загадок об овощах; - разучивание пословиц, поговорок о труде, об овощах; - драматизация сказок (р.н.с «Бобовое зернышко», Дж. Родари «Чиполлино»); - чтение стихотворений: С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде» и художественных произведений; - формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта; - подготовка и исследование методической литературы; - подготовка этикеток для овощных культур мини-огорода на подоконнике; - подбор семенного материала; - изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений; - посещение кванториума в СОШ № 3. |
2 этап. Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта (апрель-май). | - рассматривание семян растений; их проращивание и посев; - наблюдение за ростом и развитием рассады и уход за ней; - ведение дневников наблюдений за ростом и развитием растений, фотофиксация результатов; -труд: высаживание рассады на участок в соответствии с их биологическими особенностями; - составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные - индивидуальные трудовые поручения. |
3 этап. Итоговый (май) | - расстановка этикеток к растениям огорода; - обработка практических материалов; соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта; - оформление материалов проекта: презентации проекта и видеоролика к нему. |
5. Финансово – экономический план (смета).
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии и др.).
- подбор дидактических игр и мультфильмов;
- организация выставок: выставки книг, рисунков, творческих работ родителей и детей.
Перечень овощных культур, выращиваемых на огороде:
№ | Название растения | Высота растения (см) | Площадь посадки (м2) | Кол-во растений на 1 (м2) |
1 | Капуста | 30-40 | 1 | 10 |
2 | Лук | 30-60 | 1 | 40 |
3 | Свекла | 30 | 1 | 30 |
4 | Томаты | 50-80 | 1 | 15 |
5 | Огурец | 100 | 1 | 10 |
6 | Кабачок | 40 | 1 | 5 |
7 | Перец | 50-60 | 1 | 10 |
8 | Морковь | 30-40 | 1 | 20 |
9 | Фасоль | 50-60 | 1 | 60 |
10 | Редис | 15-20 | 1 | 30 |
11 | Картофель | 50-60 | 1 | 10 |
12 | Укроп | 20-30 | 0,5 | 100 |
13 | Петрушка | 20-30 | 0,5 | 80 |
14 | Баклажаны | 50-60 | 1 | 10 |
Смета:
№ | Статьи расходов | Цена | Количество | Стоимость |
1 | Семенной материал | 10,00 – 50,00 | 15 шт | 600,00 |
2 | Почвогрунт (10 л) | 54,00 | 6шт | 324,00 |
3 | Емкости для выращивания рассады (торфяные стаканчики, контейнеры) | 20,00 – 70,00 | 30 | 1800,00 |
4 | Песок | 1000,00 | 500 кг | 1000,00 |
5 | Краска для бордюра | 280, 00 | 1 банка | 280, 00 |
6 | Органическое удобрение | 200,00 | 2 мешка. | 400,00 |
7 | Детский инвентарь: Грабли Лопаты Мотыги | 150,00- 420,00 | 8 наборов | 2500,00 |
8 | Детские ведра | 120,00 | 8 | 960,00 |
9 | Детские лейки | 250,00 | 8 | 2000,00 |
10 | Шланг для полива | 1500,00 | 20м. | 1500,00 |
Итого: | 11364,00 |
6. Вывод.
Результаты по реализации проекта.
В ходе работы над проектом «Лаборатория огородных наук» были реализованы поставленные цели, задачи и достигнуты предполагаемые результаты:
- повысилась экологическая компетентность детей: они умеют различать виды растений, знают особенности строения растения, правильно ухаживают за ними;
- дети научились вести наблюдения и делать выводы;
- повысилась педагогическая и экологическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появились новые общие интересы;
- повысился уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде;
- получен положительный опытот результатов собственных трудовых действий коллектива волонтерского отряда Эколят.
- Практическая значимость.
В ходе реализации проекта его участниками были созданы интересные макеты мини-огородов на подоконнике, выращен разнообразный рассадный материал, который впоследствии был высажен волонтерским отрядом Эколят на учебно-опытном участке ДОУ. Деятельность в данном направлении будет продолжена: участниками волонтерскеого отряда Эколят запланирована акция «Витамины в каждый дом!», с целью передачи выращенных культур нуждающимся (пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и малообеспеченным семьям).
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно возрос. Повысилась экологическая компетентность детей, у них появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок и в дальнейшем будет проявлять интерес к познавательно - исследовательской деятельности и самостоятельно, творчески осваивать новые способы исследований.
8. Использованная литература:
1. Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы под ред. Н.Е. Вераксы., Т. С. Комаровой и др., М., , 2002.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников». – 2-е изд., испр. -М.: Сфера, 2014.
3. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
4. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
5. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
6. Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Лаборатория огородных наук» в старшей группе.
Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...
Лэпбук "Лаборатория огородных наук"
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...
Фотоистория "Лаборатория Огородных наук"
Фотоистория знакомит с нашим чудо - огородом, который уютно расположился на подоконнике группы....
Познавательно-исследовательский проект "Лаборатория огородных наук"
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А ...
Педагогический экологический проект: "Огородная сказка"
Дети раннего и младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
ОТЧЁТ по опытно-исследовательской деятельности лаборатории огородных наук «Простоквашино»
Наблюдение за ростом посаженных детьми растений....
Педагогический проект "Школа огородных наук"
Проект предназначен для детей подготлвительной группы....