Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Наталья Александровна

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе составлено с учетом реализации ФОП, использованы методические рекомендации  О.В. Дыбиной и О.А. Соломенниковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.                                                                                                                                                                    Вид ОД  «Ознакомление с  предметным и социальным окружением». «Ознакомление с природой в детском саду»

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Интеграция образовательных областей

Средства

Литература

сентябрь

1 неделя

Предметы, облегчающие труд человека в быту.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих

труд человека в быту; учить бережно  относиться к ним. Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»

Дидактическая игра «Назови предметы рукотворного и нерукотворного мира»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая грууппа, стр.14.

сентябрь

2 неделя

Во саду ли, в огороде.

Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Дидактическая игра «Раз, два, три -урожай собери!»

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 36 .

сентябрь

3 неделя

Моя семья.

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам

семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о

том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие

Загадки о семье.

Игра «Назови отчество».

Игра «Профессии моих родителей»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр 26.

сентябрь

4 неделя

Экологическая тропа осенью (на улице)

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Экскурсия по территории детского сада (рассматривание клумбы, сирени, пня, скворечника, деревьев)

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 38 .

октябрь

1 неделя

Что предмет расскажет о себе.

Развивать умение детей выделять особенности предметов:  размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение.  Продолжать совершенствовать умение

описывать предметы по их признакам.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Угадай предмет»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 15.

октябрь

2 неделя

Берегите животных!

(4 октября — Всемирный день животных)

Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Выставка плакатов «Берегите животных»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 41 .

октябрь

3 неделя

О дружбе и друзьях

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми (делиться игрушками, разговаривать вежливо, приветливо, помогать друг, другу и т.п.).

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Песни и пословицы о дружбе.

Игра «Кто такой друг?»

Игра «Расшифруй слово»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 28.

октябрь

4 неделя

Прогулка по лесу

Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация «Лиственный и хвойный лес и его обитатели»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 42 .

ноябрь

1 неделя

Коллекционер бумаги

Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Как  можно использовать предмет?».

Дидактическая игра «Из чего это сделано?»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 17.

ноябрь

2 неделя

Осенины

Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Отгадывание загадак об овощах и фруктах.

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.45  .

ноябрь

3 неделя

Детский сад

Обсудить с детьми почему детский сад называется

именно так.

Показать общественную значимость детского сада: родители  на работе могут быть спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада.  Подчеркивать значимость труда сотрудников

детского сада, воспитывать чувство благодарности за их труд и заботу.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа о сотрудниках детскогосада и правилах поведения в детском саду.

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 30.

ноябрь

4 неделя

Пернатые друзья

Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Викторина «Пернатые друзья».

Беседа о повадках птиц.

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.49.

декабрь

1 неделя

Наряды куклы Тани

Познакомить детей с разными видами ткани и их свойствами.

  Учить устанавливать

связь между  материалом и назначением предметов одежды.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Подбери предметы с одинаковым назначением». Загадки об одежде.

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 18.

декабрь

2 неделя

Покормим птиц

Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Стихотворение

«Покормите птиц зимой». Рассматривание зимующих птиц.

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.53.

декабрь

3 неделя

 В гостях у художника

Формировать представление об общественной значимости труда художника. Показать, что продукты труда художника  отражают его чувства, личностные качества, интересы.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Виртуальная экскурсия

 «В мастерской художника»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 32.

декабрь

4 неделя

Как животные помогают человеку

Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация «Как животные помогают человеку»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 55 .

январь

1 неделя

В мире металла

Познакомить детей со свойствами  металла.

Научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Как можно использовать предмет», Дидактическая игра «Подбери предмет с одинаковым назначением»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 19.

январь

2 неделя

Зимние явления в природе

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Рассказ Н.Виноградовой «Рассказы-загадки о природе» - «Зимние братья»

Стихотворение А.Бродского «Неведимкой осторожно…»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 57 .

январь

3 неделя

Профессия -артист

Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах артиста. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа «Артисты разных жанров»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 34.

январь

4 неделя

Экологическая тропа в здании детского сада

Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Чтение произведений о природе. Рисование и лепка животных. Дидактические игры.

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 59 .

февраль

1 неделя

Песня колокольчика

Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.  Познакомить с историей колоколов Руси и в других странах.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Как можно использовать предмет». Дидактическая игра  «Из какого материала сделан предмет?»

Слушание колокольных перезвонов.

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 20.

февраль

2 неделя

Цветы для мамы

Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растении вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа «Как посадить цветок»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.62.

февраль

3 неделя

Российская армия

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Познакомить с военными профессиями- пограничник, моряк, лётчик и др. Рассказать, что для того , чтобы стать офицером, надо учиться, многое знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Стихотворения  «День Защитника Отечества».

Игра «Военные профессии».

Рассматривание карты России.

 О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 39.

февраль

4 неделя

Экскурсия в зоопарк

Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек—часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Экскурсия в виртуальный зоопарк.

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.63  .

март

1 неделя

Путешествие в прошлое лампочки .

Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Вызвать интерес к прошлому этого предмета.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Виртуальная экскурсия  «Музей электричества» Дидактическая игра «Было- стало»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр.21.

март

2 неделя

Мир комнатных растений

Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация «Комнатные растения и правила ухода за ними»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 66 .

март

3 неделя

Символика страны

Познакомить детей с флагом, гербом, гимном России.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация

«Символы России»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 36.

март

4 неделя

Водные ресурсы Земли

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация «Водные ресурсы Земли», «Вода в жизни человека»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.69.

апрель

1 неделя

Путешествие в прошлое пылесоса

Вызвать у детей интерес к прошлому предметов. Подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения

труда.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Какие предметы делают жизнь удобной?»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр. 23.

апрель

2 неделя

Леса и луга нашей родины

Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Викторина «Что? Где? Когда?»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.71.

апрель

3 неделя

Россия – огромная страна.

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) -огромная многонациональная страна, в ней много городов и сёл.

Познакомить с Москвой – главным городом,

столицей нашей Родины, ее достопримечательностями

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация «Наша Родина-Россия»

Виртуальная экскурсия по Москве.

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр.36.

апрель

4 неделя

Весенняя страда

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Презентация «Весенняя страда»

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.73.

май

1 неделя

Путешествие в прошлое телефона

Познакомить детей с историей изобретения

Телефона. Закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Угадай предмет»

Презентация  «История создания телефона»

О.В.Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа  стр.24.

май

2 неделя

Природный материал — песок, глина, камни

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Экспериментирование с песком, глиной, камнями.

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр. 74 .

май

3 неделя

Солнце, воздух и вода наши верные друзвя

(Прохождение экологической тропы)

Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природ пых факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать чувство радости, умение видеть красоту. Любоваться красотой окружающей природы.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Экскурсия по территории детского сада (рассматривание пня, деревьев,

 сирени, скворечника,

клумбы)

О.А. Соломенникова.

Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа, стр.77.

май

4 неделя

                                                             Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Перспективное планирование по познавательному развитию в первой группе раннего возраста

Перспективное планирование  по познавательному развитию в первой группе раннего возраста...

Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)

Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе ( по Аджи А.В.)

laquo;Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста »...

перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе

познавательное развитие детей на занятиях и в совместной деятельности...

Примерное перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе.

Примерное перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе....