Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе ( по Аджи А.В.)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по познавательному развитию в старшей группе
( по Аджи А.В.)
по теме: «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста »
Выполнила воспитатель
МБДОУ «Детский сад№82»
Агафонова Ирина Александровна
г. Дзержинск 2020-2021г.
Цель: Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе детского экспериментирования
Задачи:
- Расширять представления детей о свойствах и взаимосвязях объектов и явлений окружающего мира;
- Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, намечать план эксперимента, проводить опыты, делать выводы, прогнозировать последствия);
- Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе;
- Создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Формы работы |
Сентябрь | 1 неделя | Живая и неживая природа | Дать понятие о живой и неживой природе, ее роли в жизни человека; помочь детям усвоить понятия: объект природы, предмет, явления природы; правила наблюдения за природой, правила поведения в природе; охрана природы; развивать речь. логическое мышление; учить объяснять понятия и отвечать на вопросы, сравнивать и делать выводы. | Выставка фотографий «Моя семья на даче и мои летние открытия» Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей Игра-занятие “Путешествие по воде” Проведение опытов с водой. Конкурс «Поделки из бросового материала». |
2 неделя | Вода нужна всегда! | Продолжать знакомить детей со свойствами воды: показать значение воды для всего живого. Формировать представление детей о таких свойствах воды, как: жидкость без вкуса, цвета , запаха и формы, текучая, может разливаться, ее можно вылить, перелить, разлить (формирование словаря) | ||
3 неделя | Лед – это тоже вода | Познакомить детей с еще одним свойством воды – прозрачностью; сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает превращаясь в воду); развивать познавательную активность детей, творческое воображение. | ||
4 неделя | Где вода – там жизнь | Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов; учить детей проводить не сложные опыты с водой; упражнять детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать. | ||
Октябрь | 1 неделя | Путешествие капельки | Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде; создать условия для формирования у детей познавательного интереса; познакомить детей со свойствами воды(вкус, цвет, запах, текучесть); дать расширенные представления о свойствах льда, снега, как об одном из свойств воды; уточнить значение воды для всего живого; развить познавательные умения через экспериментальную деятельность; воспитывать гуманное отношение к растениям и живым существам. | Подобрать книги и иллюстрации по ознакомлению детей со свойствами воды. Оформить альбом на тему : “Вода и мы” Информация в уголок «Развиваем внимание, мышление – учим ребенка быть любознательным». Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. Привлечение к созданию и пополнению экспериментальной -развивающей среды в группе. Проведение опытов с воздухом. Проведение опытов с деревом и металлом. |
2 неделя | Невидимка воздух | Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ; развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения. | ||
3 неделя | Царство трех ветров | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе; развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга). | ||
4 неделя | Волшебный мир дерева и металла | Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла; учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств; развивать речь детей, составляя проблемные вопросы; закрепить знания детей о делении деревьев на лиственные и хвойные; использовать опыт для нахождения истины; вызывать чувства удовлетворения от хорошо выполненной работы; воспитывать бережное отношение к деревьям(к лесу, зеленым насаждениям).
| ||
Ноябрь | 1 неделя | Волшебная соль | Уточнить знания детей о свойствах соли; познакомить детей с видами соли(минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. Словарь : каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация; минеральное вещество, рудник, выпаривание, Палеозойская эра. | Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой” Подобрать дидактические игры по развитию мышления и внимания детей Папка - передвижка «Как помочь маленькому почемучке» Памятка для родителей «Волшебный мир бумаги» Проведение опытов с бумагой. |
2 неделя | Здравствуй , солнечный лучик! | Познакомить детей с естественным источником света – солнцем; рассказать о свойстве солнечного луча - отражаться в зеркале; развивать познавательную активность детей; развивать умение детей решать проблемные задачи, делать выводы, формулировать их. Познакомить детей со сказкой В.Берестова «Солнечный зайчик»; отвечать на вопросы, по содержанию сказки, обсуждать поступки героев сказки, соотносить сказочный сюжет с экспериментированием.\
| ||
3 неделя | Помощь жителям страны Почемучек | Продолжать изучение свойств бумаги; выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Воспитывать чувство взаимопомощи. | ||
4 неделя | «Простой бумаги свежий лист…» | Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить детей с производством бумаги. Научить отличать вещи , сделанные из бумаги, определять ее качество(цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства(впитывает воду, мнется, режется, горит). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить, как свойства каждой из них связано с использованием данного материала. Учить детей работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. | ||
Декабрь | 1 неделя | Волшебная земля | Формировать представление детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; показать при помощи опытов и экспериментов, из чего состоит почва, как происходит ее загрязнение. | Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?” Викторина «Почемучка» (взрослые пытались найти ответы на вопросы детей и доказать практическим путем) Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. Проведение опытов с песком и почвой. |
2 неделя | Свойства камней | Познакомить детей со свойствами камней; дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней; развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности; создать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу. | ||
3 неделя | Я рисую песком… | Расширить кругозор детей. Знакомить со свойствами песка, воспитывать терпение , трудолюбие; развивать творческое воображение; продолжать учить проведению опытно – экспериментальной деятельности под руководством педагога; развивать творческое, образное и логическое мышление. | ||
4 неделя | Капелька света | Познакомить детей с историей электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, для чего человеку нужно электричество; прививать детям навыки правильного, безопасного обращения с электроприборами; учить детей навыкам исследовательской деятельности; учить детей поддерживать диалог, составлять описательный рассказ. | ||
Январь | 1 неделя | Ловим электричество | Расширить и обобщить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности; развивать стремление к поисково – познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность вызывать радость от открытий, полученных из опытов, воспитывать умение работать в коллективе. | Консультация «Организация детского экспериментирования дома» Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?” Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. Консультация для родителей "Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками" Проведение опытов с магнитом, зеркалом. |
2 неделя | Чудо - магниты | Познакомить детей со свойствами магнита; развивать стремление детей к самостоятельному познанию и размышлению , искать ответы на возникающие вопросы в решении проблемных ситуаций; воспитывать инициативность , самостоятельность. | ||
3 неделя | История обыкновенных вещей | Расширять представления детей о знакомых предметах историей их происхождения , разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла); продолжать учить детей отгадывать загадки; развивать мышление, любознательность,; воспитывать бережное отношение к вещам | ||
4 неделя | Путешествие в страну зеркал | Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы; вызывать положительный эмоциональный настрой; расширять представления детей о многообразии окружающего мира; активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение; логическое мышление; формировать умение действовать по правилам; развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей; воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности; закреплять умение рисовать с помощью нетрадиционной техники; развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой; закрепить правила безопасности при работе с зеркалом; развивать качество безопасности при работе с хрупким материалом (зеркало). | ||
Февраль | 1 неделя | Путешествие в прошлое телефона | Обогащать представление детей о мире окружающих предметов; побуждать детей к совместной творческой деятельности, на основе использования информации, полученной во время образовательной деятельности; познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи; закрепить правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, полиции, скорой помощи; развивать социальные навыки: умение работать в парах, учитывать мнение партнера; развивать внимание, воображение , память через дидактические игры и упражнения; воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Фотовыставка «Цветные ледяные фигурки» Родительское собрание “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?”. Консультация «Экспериментируем вместе с папой». Фотовыставка «Опыты с цветом» Проведение опытов с тканью, водой. |
2 неделя | Наряды куклы Тани | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать детей устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временами года. | ||
3неделя | День секретов | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве по плану и карте; продолжать развивать умение логически мыслить при отгадывании загадок и составлении плана действий; продолжать воспитывать положительные взаимоотношения между детьми; развивать познавательную активность. | ||
4 неделя | Удивительный мир птиц | Закрепить названия птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания; систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в их классификации; воспитывать интерес детей к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним; с помощью дидактических игр развивать внимание, память, логическое мышление; умение составлять целое из частей; развивать мелкую моторику; быструю реакцию в подвижных играх; развивать умение выразительно декламировать стихи, запоминать и загадывать загадки; учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать нравственно направленные действия и поступки. | ||
Март | 1 неделя | Учитесь жалеть и беречь | Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность , логическое мышление , воображение. | Консультация «Соблюдение правил безопасности». Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным” Использование в работе с детьми игры “Что было бы” (тренировка памяти, мышления и внимания, воображения) Создание альбома: «Наши открытия» Проведение опытов с песком |
2 неделя | Чудо в паутине | Познакомить детей с объектом живой природы – пауком, его образом жизни; особенностями его строения, питания; рассказать детям о пользе пауков, о необходимости их охранять; развивать познавательную активность, внимание, память, учить устанавливать причинно – следственные связи. | ||
3 неделя | Юные следопыты | Развивать познавательную активность детей, умственные способности; продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; формировать партнерские отношения между взрослыми и детьми.
| ||
4 неделя | Жилища птиц | Развивать у детей познавательные процессы и умственные способности; воспитывать активность и самостоятельность; продолжать обучать умению устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; формировать умение правильно оценивать окружающих и самих себя; разъяснить детям связи между образом жизни и строением птиц; формировать партнерские отношения между взрослыми и детьми. | ||
Апрель | 1 неделя | Муравейник | Познакомить детей с образом жизни муравьев и структурой их жилища – муравейника; познакомить детей с новой техникой создания объемных образов папье – маше( лепкой из бумажной массы); учить детей лепить мелких животных ( насекомых), передавая характерные особенности строения и окраски; показать детям возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей( для усиков использовать проволоку, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Развивать согласованность в работе; воспитывать интерес к природе. | Папка передвижка: «Удивительное в природе» Фото – отчет «Мой цветок» Оформить стенд “Мы - исследователи”. Создание альбома «Хлеб всему голова» Проведение опытов с водой. |
2 неделя | Юный садовник | Уточнить представление о роли цветов в жизни людей, о значении цветов, растущих в разных местах( полевые, луговые, лесные, садовые), о времени цветения цветов разных видов, о строении цветка; познакомить детей с профессией садовника, развивать творческие способности детей с использованием нетрадиционного способа изображения цветов мыльными пузырями. | ||
3неделя | Растение – живой организм | Познакомить детей с процессом поглощения воды растениями; помочь детям определить, что все части растения участвуют в дыхании; помочь установить, что растение выделяет кислород, понять необходимость дыхания для растений. | ||
4 неделя | «Родился хлеб душистый из зерен золотистых…» | Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить представления детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с зерновыми культурами из которых делают муку; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; формировать мелкую и общую моторику; развивать память, внимание, мышление и речь, | ||
Май | 1 неделя | Деревья и кустарники | Учить детей различать кусты и кустарники; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия ( у дерева один ствол, а кустарников много); учить схематично изображать дерево, куст, развивать речь детей, обогащать активный словарь 9названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений. | Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра. Выставка звучащих игрушек, изготовленных из бросового материала. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями» Развлечение на тему “В гостях у Водяного” Проведение опытов с водой, бумагой, семенами. |
2 неделя | Путешествие в зеленую страну | Расширить представление о зеленом цвете, создать благоприятный эмоциональный фон; развивать способность тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания; развивать диалогическую речь; развивать звуковое и зрительное внимание; развивать умение ориентироваться в пространстве; расширять и обобщать знания об обитателях леса; учить детей снимать эмоциональное и телесное напряжение, развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную; воспитывать стремление жить в мире и дружбе, учить детей радоваться, когда они делают другим приятно. | ||
3 неделя | К первоцветам в гости | Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать –и –мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудки, нектар). | ||
4 неделя | Цветок солнца | Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла, со способами его изготовления; закрепить значение слов подсолнечное масло, герб, базарная площадь; воспитывать интерес и любовь к истории родного края.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»
Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группепо познавательному развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...
Конспект познавательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "ПРОФЕССИЯ СОТРУДНИКА ГИБДД"
Конспект занятия для детей старшей группы...