Исследовательский проект в подготовительной к школе группе Тема: «Вода чудесница»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Раджабова Динара Насретдиновна

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesnitsa_voda.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа развития №24»

Исследовательский проект

в подготовительной к школе группе

Тема: «Вода чудесница»

                                                Воспитанники подготовительной к школе группы

                Руководитель проекта: Раджабова Динара Насретдиновна

                                                                    Воспитатель

г. Нефтеюганск, 2023 год

Исследовательский проект в подготовительной к школе группе

Тема: «Вода чудесница»

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий

По содержанию: естественнонаучный.

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 6-7 лет, родители

Сроки реализации: ноябрь-декабрь

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Цель:

Систематизация и формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  2. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  3. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
  4. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе. Развивать умение планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Предполагаемый результат:

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

•  Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

  1. Изготовление книжек – малышек.
  2. Создание альбома «Вода чудесница»
  3. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
  4. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  5. Составление описания игр-экспериментов с водой
  6. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Взаимодействие с педагогами:

  1. Методические рекомендации по теме.
  2. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.
  3. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».  
  4. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
  5. Составление конспектов для работы с детьми среднего возраста по данной теме.

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можем узнать?

Вода белая.

Вода нужна для супа.

Вода нужна чтобы

помыть руки, лицо,

помыться.

В воде можно плавать.

В воде плавают рыбы.

Вода может замѐрзнуть.

Какая вода?

Где есть вода?

Кому нужна вода?

Спросить у мамы, папы.

Позвонить бабушке.

Спросить у воспитателя.

Посмотреть по телевизору.

Узнать в компьютере.

Взрослые прочитают в

книге.

                 

            Этапы проекта:

 Подготовительный этап проекта:

  • Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.
  • Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.
  • Создание условий для исследований, подготовка материала к экспериментированию
  • Разработка конспектов НОД с детьми по теме
  • Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, пальчиковых игр

Основной этап проекта:

1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

2. Подготовить информацию для родителей по темам:

  • Эксперимент в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
  • Почему воду нужно беречь?
  • Провести презентацию «Мир воды».

3. Проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности для детей: игры - экспериментирования в рамках кружковой совместной деятельности по темам «Лед», «Разноцветные льдинки».

В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры:

•        Постановка, формулирование проблемы;

•        Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

•        Проверка гипотез;

•        Подведение итогов, вывод;

•        Фиксация результатов;

•        Консультирование родителей «Неизведанное рядом»

  • Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

Экспериментирование с водой

Дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые игры

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация

Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка)

Организация фотовыставки, выставки работ изобразительной деятельности на тему: «Чудесница-вода»

Совместная деятельность с детьми

1. Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

      и др.

2. Использование фольклорных материалов.

3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».

4. Беседы на темы:

● Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

● Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

● Какие свойства воды ты знаешь?

● Зачем человеку нужна вода?

● А еще кому нужна вода?

● Что было бы, если бы с земли ушла вода?

5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

6. Составление кроссвордов, ребусов.

7. Отгадывание загадок.

8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

9. Экскурсии.

10. Просмотр диафильмов о природе.

11. Игры – эксперименты, игры – опыты.

12. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».

13. Моделирование «Круговорот воды в природе»

14. Составление памятки «Правила поведения на воде».

15.  Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Заключительный этап проекта:

1. Презентация коллажа «Мир природы».

2. Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница».

3. Выставка «Волшебница- Вода» по ИЗО деятельности детей.

4. Создание мини-библиотеки «Мир воды».

5. Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная капелька»

Этапы проекта:

Подготовительный:

— выбор темы;

-постановка проблемы;

-определение цели и задач исследовательской работы;

-изучение методической литературы;

-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;

-разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

-занятия;

-наблюдения на прогулках;

-беседы;

— игры-эксперименты;

-чтение художественной литературы;

-работа с родителями.

Заключительный этап:

-повторное обследование детей;

— итоговое занятие по теме « Волшебница — вода»;

-оформление фотовыставки « Мы – экспериментаторы»;

-создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;

-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.

Формы работы:

— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;

— проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;

— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);

— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;

— чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,

«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой

— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);

Конечный продукт проекта:

1. Методические разработки занятий

2. Методические рекомендации

Результат проекта:

• У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

11.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Вода - неутомимая путешественница".

Знакомство детей со свойствами воды и ее состояниями  в природе. Воспитание бережного отношения к воде, как к природному ресурсу....

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема «Вода, вода, кругом вода»

Цель: закрепить знания детей о воде, её свойствах, научить применять их в        предметно – практической деятельности. Задачи.   Образовательны...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе/ Тема: Вода - источник жизни.

Цель:Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Задачи:Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.Учить понимать, что чи...