Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Вода - неутомимая путешественница".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей со свойствами воды и ее состояниями в природе. Воспитание бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_neutomimaya_puteshestvennica.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вода – неутомимая путешественница».
Программное содержание: познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, снег, иней, туман и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; познакомить детей с основными свойствами воды; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.
Оборудование: глобус, картинки с изображением пейзажей, «чашка и капельки» для дидактического упражнения, яблоко, морковь; стаканчики с водой, ложечки, соломинки, картинки по количеству детей, жидкость различного цвета и запаха, запрещающие знаки.
Предварительная работа: занятия на тему «Кому нужна вода?», «Кто в реке живет?», «Лед», рассказ о необходимости воды для всех живых существ, игры с водой, со снегом, ежедневное обращение с водой.
Ход занятия:
1часть.
- Ребята, вы помните, как называется модель Земли, которую я держу в руках? (Глобус).
- А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода).
- Правильно. На нашей планете очень много воды. Вода – это реки, озера, моря и конечно же океаны, которые занимают большую часть нашего земного шара.
На нашей Земле океанов – четыре:
Индийский – самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый все время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Давайте вспомним, кому и для чего нужна вода?
(Людям, чтобы пить, готовить, еду, стирать, мыться и т.д.
Животным, чтобы пить, купаться и т.д.
Растениям, чтобы жить, не засохнуть.)
- Действительно, вода нужна всем. И нам с вами тоже. Ведь и на завтрак, и на обед, и на ужин мы обязательно что-то пьем.
Я принесла вам необычную чашку. Она абсолютно пустая. Вы должны наполнить ее капельками, которые у вас есть. Но положить в чашку капельку может только тот, кто назовет жидкость, которую можно пить. Дидактическое упражнение «Что мы пьем?»
А еще вы не назвали супы, фрукты и овощи. Да, да. Ведь в каждом овоще и фрукте есть жидкость, которая называется сок. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.
(Воспитатель отжимает сок из натертых на терке яблока и моркови).
2 часть.
- А вы знаете, ребята, что вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Угадайте, во что превращается вода?
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? ( Снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Еще вода умеет превращаться в пар, в туман, в иней, в росу, в облака, в снег. И морозные узоры на стеклах – это тоже вода.
(Предложить детям картинки с изображением пейзажей в различное время года).
- Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят и называют воду в видоизмененном состоянии).
Физкультминутка:
К нам прилетела тучка.
Я тучка осенняя
Синяя, синяя
Пусть небольшая,
Но сильная, сильная.
Если только захочу
Всех насквозь вас промочу.
Пролетела тучка и превратила всех наших ребят в капельки.
Полетели капельки на землю, прыгают, играют. Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились разные ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла-текла река и попала в озеро. Плавали, плавали они там, пока не начало пригревать солнышко. И тогда вспомнили капельки, что тучка велела им назад вернуться. Стали капельки легкими, потянулись вверх и испарились под лучами солнца.
Вот так происходит и в природе, каждый день солнце нагревает воду в реках, озерах, морях. Вода превращается в пар, как в чайнике, когда он кипит. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. И чем выше они поднимаются, тем холоднее становится воздух. Там пар снова превращается в воду. Образуются облака. И когда в облаках набирается очень много капелек, они становятся слишком тяжелыми, тогда капельки в виде дождя проливаются на землю. Вода стекается в ручьи, ручьи - снова попадают в реки, а реки текут в озера или моря. Затем вода возобновляет свой путь. Все это называется круговорот воды в природе.
3 часть.
- А теперь, как маленькие звонкие ручейки, мы легко и быстро переместимся с вами за столы и получше познакомимся с обычной питьевой водой. Помогут нам в этом наши помощники: глаза, нос, язык и конечно же руки.
Опыт 1. «Вода – прозрачная».
- Перед вами стоят стаканчика с водой. Какого цвета вода? (Прозрачная).
- А что же это значит? (Воспитатель берет стаканчик с молоком).
- Какого цвета молоко? (Белого). Я спрячу за стаканом картинку. Вы видите, что нарисовано на картинке? (Нет). А теперь спрячьте картинки за своими стаканчиками. Что нарисовано на них вы видите? (Да). Это значит, что вода прозрачная. Какие помощники помогли это определить? (Глаза).
Опыт 2. «У воды нет запаха».
- А теперь понюхайте воду и скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Не пахнет).
- Какой помощник помог вам это почувствовать? (Нос).
Опыт 3. « У воды нет вкуса».
- Теперь попробуйте воду через соломинку и скажите, какая она на вкус?
Если дети отвечают, что вода вкусная, уточнить, какой вкус: сладкий, соленый, горький? Предложить попробовать еще. Дети должны убедиться, что у воды нет вкуса.
Какой помощник помог определить это? (Язык).
А вот вода в морях и океанах соленая, потому что в ней много солей. Но человек ее пить не может.
Ну, а теперь, давайте поиграем! Сможете ли вы узнать чистую питьевую воду?
1.Предложить 2 стакана: в одном вода, в другом – сок. Как определите, где вода? ( По цвету)
2.Показать 2 стакана, накрытых конусами и предложить определить в котором из них вода. Как определите? ( По запаху)
3.Из 3 стаканов с прозрачной жидкостью нужно выбрать стакан с водой. В одном – минеральная вода, в другом – сладкая , в третьем – чистая вода. Как определить, где вода? ( По вкусу).
Опыт 4. «В воде растворяются некоторые вещества»
- Помните, я говорила, что вода волшебница? В ней могут растворяться некоторые вещества. Положите в стакан с водой кусочек сахара и помешайте ложечкой. Что происходит с сахаром? (Он растворяется, тает в воде).
Мы всегда растворяем сахар в чае, поэтому чай становится сладким.
4 часть.
Но как вы думаете, растворится ли в воде мусор, который люди бросают в реки и озера? (Нет). Растворятся ли банки, бутылки, бумажки от мороженого? (Нет). Что произойдет с морями и реками, если в них будут кидать мусор?( Станут грязными). Смогут ли в такой воде жить рыбы и другие животные?(Нет).Значит чего нельзя делать ни в коем случае? (Нельзя бросать мусор в реки и озера, нельзя загрязнять моря).
А можно ли пускать воду сильной струей, расходовать ее понапрасну, оставлять кран открытым? (Нельзя). Правильно. Кажется, воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Но, ведь, и людей на Земле живет очень много. Каждый берет воду чистую, а использовав, выливает в канализацию грязную воду. Что же мы с вами должны делать, ребята? (Мы должны воду беречь).
Правильно. Ведь вода – это подарок природы, подарок Бога, а подарки нужно беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»
Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»
- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении для людей, о правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Двенадцать месяцев».
систематизировать знания детей о временах года....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»
Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область
Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему:"Зима"
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Программные задачи:1. Образовательная- формировать умение рисовать гуашью, правильно подбирать фон;-...