Конспект занятия с детьми старшей группы по познавательному развитию Тема: «Как животные готовятся к зиме?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Савицкая Ирина Валерьевна

Цель: обобщить знанаия детей о сезонных изменениях в живой природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._konspekt_zanyatiya_kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12

Конспект

занятия с детьми старшей группы по познавательному развитию

Тема: «Как животные готовятся к зиме?»

Разработала – Савицкая Ирина Валерьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Зея, 2024 год

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей и птиц в осенне-зимний период.
  2. Формировать умение воссоздавать фигуру из частей с помощь «расчлененного» чертежа, группировать животных по заданному признаку.
  3. Закреплять навыки словообразования притяжательных прилагательных.
  4. Развивать мелкую моторику, речевую активность, исследовательский интерес (поиск нужного следа), умение ориентироваться на плоскости.
  5. Формировать навыки сотрудничества, инициативность.
  6. Воспитывать положительное отношение к животным, желание их беречь и заботится.

Предварительная работа: беседа «Что такое компас?».

Оборудование: детские столы, стулья, мольберт.

Материалы: коробка, конверты, листы А4 с картинками-символами, картинки-символы, карточки с изображением животных, карточки для игры «Определи направление птиц», танграм, схемы с животными для головоломки «Танграм», карточки-лупы, следы животных, карточки к игре «Разрешается-запрещается, игровое поле.

Ход занятия.

Дети заходят вместе с воспитателем, воспитатель собирает детей возле себя и обращает их внимание на то, что в зале есть гости.

- Что нам нужно сейчас сделать? Здороваются с гостями.

- Ребята, вы любите играть? Я предлагаю прямо сейчас это сделать. Кто за?

Игра «Поменялочки»

- Тогда становитесь в круг, правила игры простые: ведущий, это я. Я вам буду называть какой-нибудь признак, если он вам подходит, то вам нужно поменять свое место в круге.

- Поменяет свое место в кругу тот, кто сегодня с утра завтракал. Воспитатель тоже меняет.

- Поменяют свое место те, кто помогает родителям дома.

- Поменяют свое место те, кто любит животных.

- Поменяются свое место те, кто любит сюрпризы.

- Давайте это обсудим, присаживайтесь.

нас тульях.

- Для вас Зейский заповедник приготовил вот такой сюрприз. Интересно узнать, что в ней лежит? И мне интересно. Но открыть коробку мы сможем только тогда, когда выполним все задания. Что вы думаете по этому поводу?

- Смотрите, здесь есть конверты, на них изображены цифры, как вы думаете, что они означают? Но есть два конверта без цифр. Что будем делать? Какими по счету откроем розовый конверт и зеленый конверты. (конверты цветные). Голосуем. Не подписаны конверты (2 и 3). Воспитатель подписывает цифры.

- Итак, открываем первый конверт с цифрой…?

Конверт 1.

- Ребята вы знаете, как животные готовятся к зиме?

- Что означают эти картинки-символы? Ваши предположения. Как это быть может быть связано с поведением животных зимой?

Идет обсуждение.

Внутри конверта символы: чемодан, подушка, перечеркнутый чемодан и перечеркнутая подушка.

Дети делятся на три группы, выполняют задания.

Задание:

- Разделить животных на три группы: животные, которые впадают в спячку; животные, которые улетают в теплые края; животные, которые не покидают родные места и не впадают в спячку.

- Походите к столам. У каждой группы на столах есть картинки с изображением животных и пустые листы с символами. Давайте еще раз вспомним, что означают эти символы. Вам нужно выбрать и наклеить только тех животных, которые… Что делают?

После происходит обсуждение выполненных работ.

- Открываем следующий конверт с цифрой…?

Конверт.

Вопрос:

- Каждый год примерно в одно и то же время многие птицы улетают зимовать в теплые края. Почему перелетные птицы осенью улетают?

- Как перелетные птицы понимают, в каком направлении им лететь?

- В голове у каждой птицы есть своего рода «компас», благодаря которому они определяют направление полета. Человек тоже пользуется компасом, когда ему нужно определить правильное направление.

- Вам предстоит выполнить очень ответственное задание. Вы готовы?

Задание: У некоторых птиц сбился компас, и они не могут понять в какую сторону им лететь. Вас просят помочь птицам улететь в нужном направлении.

Игра «Определи направление для птиц» (стоят)

- Разместите птиц в пустые ячейки в том направлении, в котором указывает стрелка.

- Каким птицам вы помогли улететь в теплые края? Как называют таких птиц?

- Открываем следующий конверт с цифрой…?

Конверт.

- Смотрите, в конверте есть фотографии диких животных. Давайте рассмотрим их. Что за животное изображено? Дети называют животных. Ребята, а задание будет такое.

Вам нужно изобразить животное с помощью геометрических фигур. Это сложное задание, поэтому у вас есть подсказки. С обратной стороны фотографии уже имеется изображение животных, состоящее из геометрических фигур.

Это задание будете выполнять в парах.

Игра «Танграм» (парами)

- Как эти все животные приспособились к зимним условиям?

- Зачем зайцу нужно менять окрас меха?

- Какие другие способы защиты могут использовать зайцы зимой?

А вы знаете, что делает медведь перед тем, как лечь в берлогу и уснуть? Медведь путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Снег в лесу, это книга, в которой каждое животное пишет свою историю, а пишет ее следами. Только опытные следопыты могут узнать какие животные оставили следы.

- Открываем следующий конверт под цифрой…

Конверт 4.

Задание для вас такое: Что изображено на картинке? Ребята, хотите попробовать себя в роли следопытов?

Вам нужно определить какое животное оставило здесь свой след. А помогут в этом лупы. Лупы не простые, на них уже есть образец следа и животное, которому он принадлежит.

Когда отыщите нужный след, приложите лупу к следу, и назовите чей след вы нашли.

- Кто оставил этот след? (Лиса). Значит след чей? (Лисий)… (дополнительный вопрос, если дети затрудняются - След лисы - чей след?

У нас остался с вами последний конверт с цифрой …?

Конверт 5.

- Ребята, что означают эти картинки? (Планета плачет и планета смеется).

- Почему планета плачет?

- Какой вред человек наносит природе?

- Почему планета радуется?

- Что полезного делает человек для природы?

- Как человек помогает животным пережить зиму?

- Ребята, посмотрите, у нас больше не осталось конвертов с заданиями. Что это может означать?

- Наконец-то мы можем открыть коробку и посмотреть, что в ней лежит.

Открывают коробку с сюрпризом, а в нем игра «Разрешается-запрещается».

- Ребята, нам Зейский заповедник подарил игру, которая называется «Разрешается-запрещается». Давайте в нее поиграем. Согласны?

Правила игры

- Я вам буду показывать картинки, на которых изображено поведение человека в природе. Если так делать запрещается – вы встаете на красный круг, если разрешается – зеленый круг.

Приготовились, и так:

- Подкармливать птиц зимой.

- Оставлять мусор после себя.

- Делать кормушки для диких животных.

- Разжигать в лесу костер.

Если останется время.

- Разрушать муравейники.

Рефлексия

- Теперь присаживайтесь на стульчики, нам нужно с вами обсудить сегодняшнее событие.

- Вам понравился сюрприз от Зейского заповедника? В эту игру мы еще поиграем с вами в группе.

- Какие задания вам было интересно выполнять?

- Какие сложности у вас были в работе?

- У вас получилось с ними справится?

- Кто считает, что мы здорово провели с вами время, дайте мне свои «пятерочки»!

- Пойдемте, я проведу вас в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию. Тема: Досуг «В мире диких животных»

Предварительная работа:Чтение художественной литературы «Знакомим дошкольников с миром животных»; Отгадывание загадок; Беседа «Каких животных ты знаешь?»; д/игра «Кто где живет»; Презентация «Дикие жи...

НОД взрослого с детьми старшей группы по "Познавательному развитию" воспитателя Рассказовой Натальи Владимировны, тема "Друзья спешат на помощь"

НОД взрослого с детьми старшей группы по "Познавательному развитию", тема "Друзья спешат на помощь"...

Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".

Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы ОО "Познавательное развитие" Тема "О животных"

Технологическая картаорганизации непосредственно  образовательной  деятельности с детьмимладшей группы ОО «Познавательное развитие»...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы ОО «Познавательное развитие» Тема: «О животных».

Тема: «О животных». Возрастная группа: младшая группа, дети  3-4 лет. Форма:  НОД. Форма организации: групповая. Продолжительность НОД: 15 - 20мин. Учебн...

Конспект образовательной деятельности по экологии с детьми старшей группы ОО «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие по математике с Машей и медведем».

Конспект  образовательной деятельности по экологии с детьми старшей группы  ОО «Познавательное развитие».Тема: «Путешествие по математике с Машей и медведем».Схема ко...

Конспект НОД с детьми старшей группы по познавательному развитию «Как животные помогают человеку»

1. Расширять представление детей о животных разных стран.2. Формировать представление детей о том, как животные помогают человеку.3. Развивать познавательную активность, речь, мышление ...