Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как зимуют звери и птицы в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель: создание условий для формирования представлений детей о зиме

Задачи:

1) формировать представления о питании и кормлении птиц зимой

2) развивать наблюдательность по отношению к явлениям природы

3)формировать  представления о правилах поведения при неблагоприятных погодных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

«Как зимуют звери и птицы в лесу»

Цель: создание условий для формирования представлений детей о зиме

Задачи:

1) формировать представления о питании и кормлении птиц зимой

2) развивать наблюдательность по отношению к явлениям природы

3)формировать представления о правилах поведения при неблагоприятных погодных условиях.

Оборудование: картины с изображением диких животных и птиц

Ход занятия.

#1054;рганизационный момент.

-Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

- Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме.

- Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

#1054;сновная часть.

- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

- Что спасает их от зимней стужи?

- Что спасает их от хищников?

- Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда?

Правильно, ребята, его легко мог увидеть хищник или охотник.

-Почему же не страшен холод зверям?

- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?

Правильно, ребята, медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

- А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?

- Правильно, ребята, если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые.

- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время

года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

-Правильно, медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

- Как готовится к зиме белка?

- Верно, белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

- Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

- Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?

- Правильно, зимой они не спят, а охотятся.

- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

- Правильно, ребята, лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

- Как проводит зиму заяц?

- Правильно, заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

- Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?

- Правильно, ребята, нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

- А вы знаете, как называются зайчата, которые рождаются зимой?

-Они называются «настовиками», маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

- Что можно сказать про волков?

- Правильно, ребята, волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

- Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

- Отдохнули, а теперь, ребята, давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

-Как называют птиц, которые остаются на зиму здесь?

- Правильно, зимующие (осёдлые).

- Назовите их.

- Правильно, вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

- Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

- Верно, перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

- Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?

- Правильно, тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

- А если бы у нас всё время было бы лето?

- Да, тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

- А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

- Правильно, ребята, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

- Ну и чем же питаются птицы зимой?

- Правильно, птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало, рябиной питаются снегири.
- Ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

- Как можно помочь птицам?

- Правильно, нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

- Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам. Иначе, они могут погибнуть.

#1047;аключительная часть.

- Дети, что нового вы узнали о зверях и птицах?

- А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?

- Какие вопросы о зверях и птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа?

- Что вам больше всего понравилось?

- А какое настроение у вас сейчас?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"...

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимушка - зима"

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимушка - зима"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Зимующие птицы»

Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....