Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как зимуют звери и птицы в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель: создание условий для формирования представлений детей о зиме Задачи: 1) формировать представления о питании и кормлении птиц зимой 2) развивать наблюдательность по отношению к явлениям природы 3)формировать представления о правилах поведения при неблагоприятных погодных условиях. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru_v_starshey_gruppe.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
«Как зимуют звери и птицы в лесу»
Цель: создание условий для формирования представлений детей о зиме Задачи: 1) формировать представления о питании и кормлении птиц зимой 2) развивать наблюдательность по отношению к явлениям природы 3)формировать представления о правилах поведения при неблагоприятных погодных условиях. Оборудование: картины с изображением диких животных и птиц Ход занятия. #1054;рганизационный момент. -Проходите, ребятишки, И девчонки, и мальчишки! Прошу в круг всех встать, За руки друг друга взять. Друг на друга посмотрите И улыбки подарите! |
-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас? - Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. - Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях. |
#1054;сновная часть. - Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы? - Что спасает их от зимней стужи? - Что спасает их от хищников? - Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску. -А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? Правильно, ребята, его легко мог увидеть хищник или охотник. -Почему же не страшен холод зверям? - Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь? Правильно, ребята, медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога. Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом. - А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями? - Правильно, ребята, если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. - Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях? -Правильно, медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен. - Как готовится к зиме белка? - Верно, белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны. Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую. - Что делает ёж, чтобы пережить зиму? - Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны. - Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет? - Правильно, зимой они не спят, а охотятся. - Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу? - Правильно, ребята, лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками. - Как проводит зиму заяц? - Правильно, заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном. - Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам? - Правильно, ребята, нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. - А вы знаете, как называются зайчата, которые рождаются зимой? -Они называются «настовиками», маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст. - Что можно сказать про волков? - Правильно, ребята, волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны. - Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими. Физминутка «Дикие животные» Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. - Отдохнули, а теперь, ребята, давайте поговорим о том, как зимуют птицы. -Как называют птиц, которые остаются на зиму здесь? - Правильно, зимующие (осёдлые). - Назовите их. - Правильно, вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири. - Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? - Верно, перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму. - Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами? - Правильно, тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там. - А если бы у нас всё время было бы лето? - Да, тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас. - А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? - Правильно, ребята, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод. - Ну и чем же питаются птицы зимой? - Правильно, птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало, рябиной питаются снегири. - Как можно помочь птицам? - Правильно, нужно делать кормушки, насыпать туда корм. - Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам. Иначе, они могут погибнуть. #1047;аключительная часть. - Дети, что нового вы узнали о зверях и птицах? - А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? - Какие вопросы о зверях и птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? - Что вам больше всего понравилось? - А какое настроение у вас сейчас? - Ребята, мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"...
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимушка - зима"
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимушка - зима"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности "Зимующие птицы"
Конспект занятия "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"
Окружающий мир...
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы. «Зимующие птицы»
Формировать представление о зимующих птицах....
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Зимующие птицы»
Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....