Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Волшебная лаборатория»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
238055 Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодежная, 1а
тел./факс: 8(401-43)3-08-80 е-mail: madou26@mail.ru
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на Педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 26» Протокол № 01 от 05.08.2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. заведующего МАДОУ «Детский сад № 26» _________________Т.Ф. Максакова Приказ по МАДОУ «Детский сад № 26» 05.08.2024г. № 20
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Волшебная лаборатория»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик программы:
Петрова Наталья Борисовна
г. Гусев, 2024.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Ведущая идея программы — способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Идея программы состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле отдельного учебного предмета.
Ключевые понятия
Экспериментирование – это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная лаборатория» имеет естественнонаучная направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы.
Программа «Волшебная лаборатория» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности, а также приобрести практические навыки.
В процессе экспериментирования обучающиеся познакомятся с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическая значимость образовательной программы
Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской деятельности, а также формированию и развитию навыков.
Реализация программы позволит сформировать интерес к познаниям, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, наблюдательность.
Цель образовательной программы.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, формирование умения проводить простые опыты и эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения.
Задачи образовательной программы:
Образовательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5 лет.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например, запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать, что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
Мышление.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.
Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Воображение.
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитирует голоса животных, способен интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «вне ситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Набор детей в объединение – свободный
Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 27 человек.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 1 час – 20 минут. Занятия проводится 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 36 часов, срок освоение – 9 месяцев.
Основные методы обучения
Метод — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. На занятиях учебных групп и коллективов может использоваться несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.
В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.
Например, при экспериментировании …..обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
-проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
-объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
-репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
-словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
-стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Планируемые результаты
Ребенок знает
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
- Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
Имеет представление
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения
Механизм оценивания образовательных результатов
Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.
Механизм оценивания образовательных результатов.
1. Уровень теоретических знаний:
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений:
Работа с инструментами, техника безопасности.
- Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.
- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.
- Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами.
3.Способность проводить эксперимент:
- Низкий уровень. Не может провести эксперимент по схемам без помощи педагога.
- Средний уровень. Может провести эксперимент по схемам при подсказке педагога.
- Высокий уровень. Способен самостоятельно провести эксперимент по заданным схемам.
4.Степень самостоятельности проведения эксперимента:
- Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при проведении эксперимента.
- Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
- Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции при проведении эксперимента.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: олимпиада, открытое занятие.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
− учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
− формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия
Ноутбук 1 шт.,
Телевизор 1 шт.,
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной
программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- технологические карты;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ, используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
Кроме того, вся программа на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:
− теория;
− практика;
− рационализаторская часть.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Формы контроля и оценочные материалы
Методы педагогического мониторинга:
- опрос;
- наблюдение;
- практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования.
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
- Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может провести эксперимент (на выбор).
- Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно провести эксперимент из предложенных ему схем.
- Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно провести эксперимент из предложенных ему схем. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
2 | Мини - лаборатория | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
3 | Правила поведения в «Волшебной лаборатории» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
4 | Путешествие с капелькой | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
5 | Водичка, водичка Прозрачность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
6 | У воды нет вкуса | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
7 | У воды нет запаха | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
8 | Вода жидкая и текучая. Вода не имеет формы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
9 | «Послушная водичка» (уменьшение и увеличение объема воды) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
10 | В какую бутылочку быстрее нальется вода? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
11 | Растения пьют воду. «Как вода даёт жизнь растению?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
12 | Ветер, ветер, ветерок | 1 | 0, 5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
13 | Танец горошин. Поиск воздуха Ворчливый шарик» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
14 | Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
15 | «Проказы зимушки-зимы» Снег – это тоже вода | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
16 | «Снег-снежок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
17 | «Может ли вода быть твёрдой?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
18 | Вода, лед, снег, пар | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
19 | «Фокусы с магнитом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
20 | Притягивает - не притягивает Как достать скрепку из воды, не замочив рук | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
21 | «Приборы - помощники» Увеличительное стекло | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
22 | Знакомство c микроскопом | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
23 | Камни | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
24 | Камни, сравнение с деревом | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
25 | Свет повсюду | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
26 | Бумага, ее качества и свойства» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
27 | Тайна стекла | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
28 | В мире пластмассы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
29 | Посадка лука | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
30 | Мои помощники | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
31 | «Свет – тень» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
32 | Солнечные зайчики | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
33 | «Мыльные чудеса» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
34 | Свойства материалов (дерево) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
35 | Удивительный песок | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
36 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ |
Итого часов | 36 | 18 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
9 месяцев обучения (36 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. Диагностика(1 час)
Теория: Узнать отношение детей к экспериментальной деятельности; уровень представлений о предметах и объектах неживой природы
Практика: Беседа на тему: «Экспериментальная деятельность.»
Тема 2. Мини - лаборатория (1 час)
Теория: Познакомить с понятием «лаборатория».
Практика: Просмотр презентации «В лаборатории».
Тема 3. Правила поведения в «Волшебной лаборатории» (1час)
Теория: Воспитывать умение соблюдать правила поведения в группе во время эксперимента.
Практика: Беседа «Правила поведения в мини- лаборатории».
Тема 4. Путешествие с капелькой (1 час)
Теория: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде.
Практика: Беседа о воде. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде…»
Тема 5. Водичка, водичка. Прозрачность (1 час)
Теория: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Формировать представления о прозрачности воды. Вода прозрачная, но может менять цвет.
Практика: Загадывание загадок о воде. Проведение опыта «Что я вижу?». Знакомство с картой схемой.
Тема 6. У воды нет вкуса (1 час)
Теория: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
Практика: Опыт «Вкус воды»
Тема 7. У воды нет запаха (1 час)
Теория: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха. Учить определять по запаху вещества.
Практика: Экспериментальная деятельность с водой.
Тема 8. Вода жидкая и текучая. Вода не имеет формы. (1 час)
Теория: Познакомить со свойством воды – текучестью. Показать детям отсутствие формы у воды.
Практика: Работа по заданным схемам.
Тема 9. «Послушная водичка» (уменьшение и увеличение объема воды) (1 час)
Теория: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклянными предметами. Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Практика: Проведение опыта, знакомство с новой схемой. Чтение Толстого «Хотела галка пить».
Тема 10. В какую бутылочку быстрее нальется вода? (1 час)
Теория: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины. Развивать наблюдательность, любознательность. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Практика: эксперименты:
-сравнение бутылочек между собой;
-из какой бутылочки быстрее выльется вода;
-какую песенку поют бутылочки
Тема 11. Растения пьют воду. «Как вода даёт жизнь растению?» (1 час)
Теория: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Показать значение воды в жизни растений. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы.
Практика: исследовательская деятельность «Растения пьют воду»
Тема 12. Ветер, ветер, ветерок (1час)
Теория: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Практика:
-загадывание загадки про воздух
-игровое упражнение «Почувствуй воздух
-поиграем ленточками
-опыт «Что в пакете?»,
-игры с трубочкой.
Тема 13. Танец горошин. Поиск воздуха. Ворчливый шарик» (1 час)
Теория: познакомить детей с образованием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде; познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность, кругозор.
Практика:
-эксперименты с горошинками.
-чтение стихотворения «Цветные огоньки»
-эксперименты с воздушными шариками
Тема 14 Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» (1 час)
Теория: выявить, что воздух легче воды и имеет силу, показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой.
Практика: опыты с минеральной водой и пластилином.
Тема 15. «Проказы зимушки-зимы» Снег – это тоже вода (1час)
Теория: продолжать знакомить со свойствами воды, показать детям превращение снега в воду, показать детям, что снег в тепле тает и становится водой.
Практика:
-беседа «Где же водичка»
-опыт «Согреем снежинку»
Тема 16. «Снег-снежок» (1час)
Теория: познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха; развивать наблюдательность
Практика:
- «лепим снеговика» (снег сухой-влажный)
-«чей след?»
-работа с энциклопедией (следы животных).
-ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»
Тема 17. «Может ли вода быть твёрдой?» (1час)
Теория: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
определить, что лед тает от тепла; принимает форму емкости, в которой находится.
Практика:
-наблюдение «Замерзшая вода»
-«цветные льдинки»
-освобождение бусинок из ледяного плена.
-совместный эксперимент «Тающий лед»
Тема 18. Вода, лед, снег, пар (1час)
Теория: продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
Практика: исследовательская деятельность:
- таяние снега
- таяние льда
- термос
Тема 19. «Фокусы с магнитом» (1час)
Теория: познакомить детей с магнитом; выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.
Практика:
-упражнение Волшебная рукавичка
-беседа «Волшебный предмет»
-эксперимент «Почему скрепка движется?»
-«полезные» магниты
-игра «Чей улов больше?»
Тема 20. Притягивает - не притягивает. Как достать скрепку из воды, не замочив рук (1час)
Теория: помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; изучить влияние магнетизма на разные предметы
Практика:
-игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
-ловись рыбка и мала, и велика
- как достать скрепку из воды
Тема 21. «Приборы - помощники» Увеличительное стекло (1час)
Теория: Познакомить детей c увеличительными стеками, вспомнить увеличительный прибор – лупу.
Практика: Рассматривание предметов через лупу, опыты с лупой.
Тема 22. Знакомство c микроскопом (1час)
Теория: Закрепить знания об увеличительном стекле, познакомить c увеличительным прибором микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу.
Практика:
- рассматривание микроскопа, строение.
- рассматривание предметов через микроскоп
Тема 23. Камни (1час)
Теория: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
Практика:
-сравнить плотность камня и пластилина.
- рассматривание камней через лупу.
- определение веса.
Тема 24. Камни, сравнение с деревом. (1час)
Теория: Продолжать знакомить детей с камнями, их свойствами.
Дать представление o том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог камнями
Практика:
-сравнить камни с деревом.
- тонут ли камни в воде?
- могут ли камни менять цвет?
Тема 25. Свет повсюду (1час)
Теория: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Практика:
- беседа об источниках света
- «волшебный сундучок»
- игра «Свет бывает разный»
Тема 26. Бумага, ее качества и свойства» (1час)
Теория: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,
познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)
Практика:
-проблемная ситуация «Что шуршит?»
-«такая разная бумага»
-конструирование из бумаги «собачка» (оригами)
-игра в «снежки» (из бумаги).
Тема 27. Тайна стекла (1час)
Теория: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Практика:
- сюрпризный момент
- в лаборатории
- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы.
Тема 28. В мире пластмассы. (1час)
Теория: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Практика:
- сюрпризный момент
- в лаборатории
- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы
Тема 29. Посадка лука (1час)
Теория: Расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия o природных витаминах. Формировать трудовые уныния и навыки.
Практика: Беседа о пользе лука,
об условиях необходимых для роста и развития растения.
Исследовательская деятельность:
- посадка лука
- цикл наблюдений за ростом растения
- ведение дневника
Тема 30. Мои помощники (1час)
Теория: Познакомить детей с организмом человека;
развивать желание узнать что-то новое. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы- определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Практика: Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)
Нос, рот с (игры на восприятия вкуса и запаха.) Уши, руки, ноги (что мы можем и чего не можем без наших помощников).
Тема 31. «Свет – тень» (1час)
Теория: познакомить с источниками света - природными и искусственными.
познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева); установить сходство тени и предмета; познакомить с тенью в разное время суток.
Практика:
- игра «Поймай свою тень»
-п/игра «День - ночь»
Тема 32. Солнечные зайчики (1час)
Теория: Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.
Практика: Чтение стихотворения «Улыбается мой мальчик»,
Ю. Дулепина.
Исследовательская деятельность:
- опыты с зеркалом
- игры с водой в банке
- с пластиной из нержавеющей стали
Тема 33. «Мыльные чудеса». (1час)
Теория: Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности
Практика: Чтение отрывка К.Чуковского «Мойдодыр»;
Исследовательская деятельность:
- обследование мыла
- игры с мылом, водой
Тема 34. Свойства материалов (дерево) (1час)
Теория: Познакомить детей с изделиями из дерева; изучить некоторые свойства дерева.
Практика:
-беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)
-«переплывём реку»
-Д/И «Найди предмет из дерева».
-Д/И «Хорошо-плохо».
-игра на деревянных ложках.
Тема 35. Удивительный песок (1час)
Теория: Познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку и кругозор.
Практика: Исследовательская деятельность:
- что такое песок
- почему песок тонет
- сравнить свойства сухого и влажного песка
Тема 36. Диагностика (1час)
Теория: выявить уровни сформированности экспериментальной деятельности. Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы
Практика:
- Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».
Календарный учебный график.
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной «Волшебная лаборатория» |
1 | Начало учебного года | 01 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий | 36 занятий |
6 | Количество часов всего | 36 часов |
7 | Окончание учебного года | 30 мая |
8 | Период реализации программы | 01.09.2024 – 30.05.2025 |
Воспитательная работа
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к исследованию и созданию собственных экспериментов; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом по экспериментированию, правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Сентябрь |
2. | Игры на знакомство и командообразование | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Октябрь |
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Сентябрь -май |
4. | Защита проектов внутри группы | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь-май |
5. | Участие в соревнованиях различного уровня | Воспитание интеллектуально- познавательных интересов | В рамках занятий | Сентябрь-май |
6. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
7. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
8. | Открытое занятие для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 N 597.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года N 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования.
Литература для педагогов:
1. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт. – сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель.
2. Дмитриева Е. А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2019
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
6. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Оформление наглядной информации в родительском уголке.
2.Консультация «Детские вопросы- взрослые ответы».
3.Фоторепортажи о кружковой работе.
4.Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
5.Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
6.Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»
Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»
Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...