Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Волшебная лаборатория»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Петрова Наталья Борисовна

кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_2024.docx202.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

«Гусевский городской округ»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 26»

238055  Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодежная, 1а    

тел./факс: 8(401-43)3-08-80         е-mail: madou26@mail.ru

D:\Подпись с печатью Т.Ф..jpeg

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на Педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад № 26»

Протокол №  01  от 05.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. заведующего  МАДОУ «Детский сад № 26»

_________________Т.Ф. Максакова

Приказ  по МАДОУ «Детский сад № 26»

                                        05.08.2024г.  № 20

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Волшебная лаборатория»

 

 

Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

 Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:  

Петрова Наталья Борисовна

     

 

 

 

        

г. Гусев, 2024.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

 В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Ведущая идея программы — способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Идея программы состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле отдельного учебного предмета.

 

Ключевые понятия

Экспериментирование – это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить.

Направленность программы.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная лаборатория» имеет естественнонаучная направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Программа «Волшебная лаборатория» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности,  а также приобрести практические навыки.

В процессе экспериментирования обучающиеся познакомятся с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

 

Практическая значимость образовательной программы

             Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской деятельности,  а также формированию и развитию навыков.

Реализация программы позволит сформировать  интерес к познаниям, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки,    сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, наблюдательность. 

Цель образовательной программы. 

Цель дополнительной общеразвивающей программы: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, формирование умения проводить простые опыты и эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения.

Задачи образовательной программы:

Образовательные:

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5 лет.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например, запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать, что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Речь.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитирует голоса животных, способен интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «вне ситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Набор детей в объединение – свободный

Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 27 человек.

Форма обучения – очная.  

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

 Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 1 час – 20 минут. Занятия проводится 1 раз в неделю.

Объем и  срок освоения программы

Объем программы – 36 часов, срок освоение – 9 месяцев.

Основные методы обучения

Метод — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. На занятиях учебных групп и коллективов может использоваться несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.

В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.  

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.  

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1        часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;

2        часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

3        часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие.  Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.  

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.  

Например, при экспериментировании …..обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);

 - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

-проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

-объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

-репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

-словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

-стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты

Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Механизм оценивания образовательных результатов

 Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний:

  • Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
  • Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
  • Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений:

Работа с инструментами, техника безопасности.

  • Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.
  • Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.
  • Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами.

3.Способность проводить эксперимент:

  • Низкий уровень. Не может провести эксперимент по схемам без помощи педагога.
  • Средний уровень. Может провести эксперимент по схемам при подсказке педагога.  
  • Высокий уровень. Способен самостоятельно провести эксперимент по заданным схемам.

4.Степень самостоятельности проведения эксперимента:

  • Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при проведении эксперимента.
  • Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
  • Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции при проведении эксперимента.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: олимпиада, открытое занятие.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

        −         учет         специфики         возрастного         психофизического         развития обучающихся;

− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

−         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия

Ноутбук 1 шт.,

Телевизор 1 шт.,

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.

Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

        Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы

        Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной

программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- технологические карты;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе.

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ, используя технологические карты)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:

       При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы: 

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий); 

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

 - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания); 

-   стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);

Кроме того, вся программа  на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:

        −         теория;

        −         практика;

        −         рационализаторская часть.

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

        Формы контроля и оценочные материалы

Методы педагогического мониторинга:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

  • контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
  • собеседования.

 Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

  1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может провести эксперимент (на выбор).
  2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно провести эксперимент из предложенных ему схем.
  3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно провести эксперимент из предложенных ему схем. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Диагностика

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

2

Мини - лаборатория

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

3

Правила поведения в «Волшебной лаборатории»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

4

Путешествие с капелькой

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

5

Водичка, водичка

Прозрачность.

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

6

У воды нет вкуса

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

7

У воды нет запаха

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

8

Вода жидкая и

текучая.

Вода не имеет

формы.

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

9

«Послушная

водичка»

(уменьшение и

увеличение объема

воды)

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

10

В какую бутылочку

быстрее нальется

вода?

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

11

Растения пьют воду.

«Как вода даёт

жизнь растению?»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

12

Ветер, ветер,

ветерок

1

0, 5

0,5

Наблюдение и анализ работ

13

Танец горошин.

Поиск воздуха

Ворчливый шарик»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

14

Пузырьки –

спасатели

«Упрямый воздух»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

15

«Проказы зимушки-зимы»

Снег – это тоже

вода

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

16

«Снег-снежок»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

17

«Может ли вода

быть твёрдой?»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

18

Вода, лед, снег, пар

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

19

«Фокусы с

магнитом»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

20

Притягивает - не

притягивает

Как достать скрепку

из воды, не замочив

рук

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

21

«Приборы -

помощники»

Увеличительное

стекло

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

22

Знакомство c

микроскопом

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

23

Камни

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

24

Камни, сравнение с деревом

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

25

Свет повсюду

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

26

Бумага, ее качества

и свойства»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

27

Тайна стекла

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

28

В мире пластмассы.

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

29

Посадка лука

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

30

Мои помощники

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

31

«Свет – тень»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

32

Солнечные зайчики

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

33

«Мыльные чудеса»

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

34

Свойства

материалов (дерево)

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

35

Удивительный

песок

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

36

Диагностика

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

Итого часов

36

18

18

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

9 месяцев обучения (36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Диагностика(1 час)

Теория: Узнать отношение детей к экспериментальной деятельности; уровень представлений о предметах и объектах неживой природы

Практика: Беседа на тему: «Экспериментальная деятельность.»

Тема 2.  Мини - лаборатория  (1 час)

Теория: Познакомить с понятием «лаборатория».

Практика: Просмотр презентации «В лаборатории».

Тема 3. Правила поведения в «Волшебной лаборатории» (1час)

Теория: Воспитывать умение соблюдать правила поведения в группе во время эксперимента.

Практика: Беседа «Правила поведения в мини- лаборатории».

Тема 4. Путешествие с капелькой   (1 час)

Теория:  Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде.

Практика: Беседа о воде. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде…»

Тема 5. Водичка, водичка. Прозрачность (1 час)

Теория: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Формировать представления о прозрачности воды. Вода прозрачная, но может менять цвет.

Практика: Загадывание загадок о воде. Проведение опыта «Что я вижу?». Знакомство с картой схемой.

Тема 6. У воды нет вкуса (1 час)

Теория: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

  Практика: Опыт «Вкус воды»

Тема 7.  У воды нет запаха (1 час)

Теория: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха. Учить определять по запаху вещества.

Практика: Экспериментальная деятельность с водой.

Тема 8. Вода жидкая и текучая. Вода не имеет формы.  (1 час)

Теория: Познакомить со свойством воды – текучестью. Показать детям отсутствие формы у воды.

  Практика: Работа по заданным схемам.

        

Тема 9. «Послушная водичка» (уменьшение и увеличение объема воды) (1 час)

  Теория: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклянными предметами. Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Практика:  Проведение опыта, знакомство с новой схемой. Чтение Толстого «Хотела галка пить».

Тема 10. В какую бутылочку быстрее нальется вода? (1 час)

Теория: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины. Развивать наблюдательность, любознательность. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Практика: эксперименты:

-сравнение бутылочек между собой;

-из какой бутылочки быстрее выльется вода;

-какую песенку поют бутылочки

Тема 11. Растения пьют воду. «Как вода даёт жизнь растению?» (1 час)

Теория: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Показать значение воды в жизни растений. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы.

Практика: исследовательская деятельность «Растения пьют воду»

Тема 12. Ветер, ветер, ветерок (1час)

Теория: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Практика:

-загадывание загадки про воздух

-игровое упражнение «Почувствуй воздух

-поиграем ленточками

-опыт «Что в пакете?»,

-игры с трубочкой.

Тема 13.   Танец горошин. Поиск воздуха. Ворчливый шарик» (1 час)

Теория: познакомить детей с образованием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде; познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность, кругозор.

Практика:

-эксперименты с горошинками.

-чтение стихотворения «Цветные огоньки»

-эксперименты с воздушными шариками

Тема 14  Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» (1 час)

Теория: выявить, что воздух легче воды и имеет силу, показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой.

Практика: опыты с минеральной водой и пластилином.

Тема 15.  «Проказы зимушки-зимы» Снег – это тоже вода (1час)

Теория: продолжать знакомить со свойствами воды, показать детям превращение снега в воду, показать детям, что снег в тепле тает и становится водой.

Практика:

-беседа «Где же водичка»

-опыт «Согреем снежинку»

Тема 16. «Снег-снежок» (1час)

Теория: познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха; развивать наблюдательность

Практика:

- «лепим снеговика» (снег сухой-влажный)

-«чей след?»

-работа с энциклопедией (следы животных).

-ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»

Тема 17. «Может ли вода быть твёрдой?» (1час)

Теория: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

определить, что лед тает от тепла; принимает форму емкости, в которой находится.

Практика:

-наблюдение «Замерзшая вода»

-«цветные льдинки»

-освобождение бусинок из ледяного плена.

-совместный эксперимент «Тающий лед»

Тема 18.  Вода, лед, снег, пар (1час)

Теория: продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Практика: исследовательская деятельность:

- таяние снега

- таяние льда

- термос

Тема 19.  «Фокусы с магнитом» (1час)

Теория: познакомить детей с магнитом; выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Практика:

-упражнение Волшебная рукавичка

-беседа «Волшебный предмет»

-эксперимент «Почему скрепка движется?»

-«полезные» магниты

-игра «Чей улов больше?»

Тема 20. Притягивает - не притягивает. Как достать скрепку из воды, не замочив рук (1час)

Теория: помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; изучить влияние магнетизма на разные предметы

Практика:

-игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;

-ловись рыбка и мала, и велика

- как достать скрепку из воды

Тема 21. «Приборы - помощники» Увеличительное стекло (1час)

Теория: Познакомить детей c увеличительными стеками, вспомнить увеличительный прибор – лупу.

Практика: Рассматривание предметов через лупу, опыты с лупой.

Тема 22. Знакомство c микроскопом  (1час)

Теория: Закрепить знания об увеличительном стекле, познакомить c увеличительным прибором микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу.

Практика:

 - рассматривание микроскопа, строение.

- рассматривание предметов через микроскоп

Тема 23.  Камни (1час)

Теория: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

Практика:

-сравнить плотность камня и пластилина.

- рассматривание камней через лупу.

- определение веса.

Тема 24.  Камни, сравнение с деревом. (1час)

Теория: Продолжать знакомить детей с камнями, их свойствами.

Дать представление o том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог камнями

Практика:

-сравнить камни с деревом.

- тонут ли камни в воде?

- могут ли камни менять цвет?

Тема 25. Свет повсюду  (1час)

Теория: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Практика:  

- беседа об источниках света

- «волшебный сундучок»

- игра «Свет бывает разный»

Тема 26. Бумага, ее качества и свойства» (1час)

Теория: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,

познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)

Практика:

-проблемная ситуация «Что шуршит?»

-«такая разная бумага»

-конструирование из бумаги «собачка» (оригами)

-игра в «снежки» (из бумаги).

Тема 27. Тайна стекла (1час)

Теория: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Практика:

- сюрпризный момент

- в лаборатории

- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы.

Тема 28.  В мире пластмассы. (1час)

Теория: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Практика:

- сюрпризный момент

- в лаборатории

- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы

Тема 29. Посадка лука (1час)

Теория: Расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия o природных витаминах. Формировать трудовые уныния и навыки.

Практика: Беседа о пользе лука,

об условиях необходимых для роста и развития растения.

Исследовательская деятельность:

- посадка лука

- цикл наблюдений за ростом растения

- ведение дневника

Тема 30. Мои помощники (1час)

Теория: Познакомить детей с организмом человека;

развивать желание узнать что-то новое. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы- определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

Практика: Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)

Нос, рот с (игры на восприятия вкуса и запаха.) Уши, руки, ноги (что мы можем и чего не можем без наших помощников).

Тема 31. «Свет – тень» (1час)

Теория: познакомить с источниками света - природными и искусственными.

познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева); установить сходство тени и предмета; познакомить с тенью в разное время суток.

Практика:

- игра «Поймай свою тень»

-п/игра «День - ночь»

Тема 32. Солнечные зайчики (1час)

Теория: Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

Практика: Чтение стихотворения «Улыбается мой мальчик»,

Ю. Дулепина.

Исследовательская деятельность:

- опыты с зеркалом

- игры с водой в банке

- с пластиной из нержавеющей стали

Тема 33. «Мыльные чудеса».  (1час)

Теория: Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности

Практика: Чтение отрывка К.Чуковского «Мойдодыр»;

Исследовательская деятельность:

- обследование мыла

- игры с мылом, водой

Тема 34. Свойства материалов (дерево) (1час)

Теория: Познакомить детей с изделиями из дерева; изучить некоторые свойства дерева.

Практика:

-беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

-«переплывём реку»

-Д/И «Найди предмет из дерева».

-Д/И «Хорошо-плохо».

-игра на деревянных ложках.

Тема 35. Удивительный песок (1час)

Теория: Познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку и кругозор.

Практика: Исследовательская деятельность:

- что такое песок

- почему песок тонет

- сравнить свойства сухого и влажного песка

Тема 36. Диагностика (1час)

Теория: выявить уровни сформированности экспериментальной деятельности. Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы

Практика:

- Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».

Календарный учебный график.

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной

«Волшебная лаборатория»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

36 занятий

6

Количество часов всего

36 часов

7

Окончание учебного года

30 мая

8

Период реализации программы

01.09.2024 – 30.05.2025

Воспитательная работа

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  1. гражданско-патриотическое  
  2. нравственное и духовное воспитание;
  3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. интеллектуальное воспитание;
  5. здоровьесберегающее воспитание;
  6. правовое воспитание и культура безопасности;
  7. воспитание семейных ценностей;
  8. формирование коммуникативной культуры;
  9. экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.  

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.

Методы: беседа, мини-викторина,  наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к исследованию и созданию собственных экспериментов; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

   

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности при работе с материалом по экспериментированию, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Октябрь

3.  

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Сентябрь -май

4.

Защита проектов внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь-май

5.  

Участие в соревнованиях различного уровня

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Сентябрь-май  

6.

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль

7.

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

8.

Открытое  занятие  для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное

воспитание; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 N 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года N 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования.

Литература для педагогов:

1. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт. – сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель.

2. Дмитриева Е. А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2019

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

6. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.        

Литература для обучающихся и родителей:

1. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

2.Консультация «Детские вопросы- взрослые ответы».

3.Фоторепортажи о кружковой работе.

4.Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

5.Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

6.Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей).

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»

Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...