Проект "Эколята- защитники природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кравченко Наталья Васильевна

Материал содержит разработку проекта "Эколята-защитники природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata-zashchitniki_prirody.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                     детский сад «Белочка» г. Тайшета

 

 

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

           «Эколята –защитники природы»

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Кравченко Н.В.

 

 

 

г. Тайшет,2022 г.  

                             

      Актуальность проекта:

      В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

      Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

      Тип проекта: информационный, практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

     Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшего  дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2022– май 2023 г.

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.  

   

Образовательные цели: 

Социально – коммуникативные: 

  • освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;
  • помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;
  • обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;
  • приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;
  • воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные: 

  • познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
  • формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;
  • стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;
  • формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие: 

  • при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;
  • ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);
  • упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;
  • учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические: 

  • развитие воображения;
  • овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования (из бумаги, ткани, природного и бросового материала);
  • знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;
  • воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие: 

  • сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
  • формирование у детей потребности в двигательной активности;
  • учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;
  • развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

 

     Задачи проекта:  

  1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.  
  2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.  
  3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
  1. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.
  2. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.
  3. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.  

Этапы работы над проектом: 

Подготовительный этап: 

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта; обогащение предметно-развивающей среды; сбор и анализ литературы по данной теме; разработка плана реализации проекта; подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию

Основной этап работы: 

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап: 

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

 

      Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).  

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

  • чтение художественной и научно-популярной литературы,

 - экологические акции,

  • труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.
  • создание детских рукописных книг,  
  • рисование, лепка, аппликация,

- слушание музыки.  

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.

          Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

Ожидаемые результаты:

  1. организация         предметно-развивающей         среды         экологической направленности;  
  2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;  
  3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;  
  4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.  
  5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;  
  6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;  
  7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

 

                         

                           

                           План работы группы по проекту

 «Эколята –защитники природы».

                                    на 2022-2023 учебный год 

  

Мероприятия 

Сроки исполнения 

  • Дополнение стенда «Эколята- защитники природы» в природном уголке группы
  • Изготовление поделок из природного материала сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка
  • Знакомство   родителей с проектом

      «Эколята - дошколята». Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

  • Цикл занятий «Этот подводный мир» 1. Рисование акварелью и восковыми мелками.       Тема: Аквариумные рыбки.
  1. Пластилинография.   Тема: Морские обитатели.
  2. Оригами: Рыбка. (оформление коллективной работы)
  3. Проведение экспериментально-исследовательской деятельности «Как сделать морскую воду»

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

  • Беседа «Эколята - защитники природы»  
  • Занятие   с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Как звери к зиме готовятся».       Рисование. Тема: Медведь в берлоге.       Художественный труд. Тема: «Ёжик» 4 октября - Всемирный день животных.

Беседа «Животные нашего леса». Изготовление, дополнение альбома «Животные нашего края»

Конкурс поделок из природного материала         «Золотая осень»

Октябрь

  • 4 ноября «Синичкин день». Проект «Покормим птиц зимой»
  • Занятие «Зимующие птицы» 
  • Проведение акции «Покормите птиц зимой».

       Вывешивание кормушек на участок детского сада.     

  • Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края» 

 

Ноябрь 

  • Организация   природоохранной акции в детском саду:

«Зелёная ёлочка – живая иголочка»,

  • Изготовление плаката: «Берегите ёлку, ведь она живая! 

                                         Не губите ёлку, к празднику срубая! 

  • Беседа: «С кем дружит ель», «Деревья нашего леса»
  • Пластилинография «Елочка пушистая»
  • Конкурс поделок из бросового материала «Елочка красавица» 

Декабрь 

  • Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края» 
  • Занятие «Зимовье зверей» 

Январь 

  • Выставка рисунков «Зимняя сказка». 
  • Эколого- благотворительная акция «Крышечки доброты»

 

  • Занятие «Как узнать растение»

              Беседа «Как нужно беречь природу родного края».

  • Изготовление дидактических игр: «Что растёт в лесу?». 
  • Подготовка материала и изготовление «Красной книги Московской области» совместно с родителями 

Февраль

  • Оформление материала в виде альбома (народные приметы, правила поведения в природе). 
  • Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»
  • Посадка семян овощей «Огород на окне»
  • Рисование «Будь природе другом!»

Март

  • 22 апреля – День Земли. Участие в познавательной экологической программе «Земля, она у нас одна! Она для жизни нам дана»
  • Выставка плакатов, рисунков на тему «Сохраним планету нашу» 
  • Лепка из соленого теста «Голубая планета» 

      

Апрель 

  • Викторина «Сохраним природу вместе» 
  • Конкурс рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!»         Высадка рассады на огород детского сада. 
  • Акция с участием родителей «Посади дерево», посвященная

«Всемирному дню посадки леса»

  • «Зеленая линейка» - отчетное мероприятие о проделанной работе, награждение детей и родителей, принявших активное участие в природоохранной работе, вступление в ряды Зеленого патруля новых воспитанников.  

Май

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Эколята - защитники природы" "Знатоки птиц"

Как известно,2017 год объявлен годом Экологии, поэтому дети нашей группы принимают активное участие в экологическом проекте Эколята - Защитники природы"Цель проекта: Привить любовь к родному краю...

НОД по проекту «Эколята –защитники природы»

НОД по проекту «Эколята –защитники природы» Тема: «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у...

Экологический проект "Эколята-защитники природы"

Актуальность проекта: В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальн...

Экологический проект "Эколята-защитники природы"

1. формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всем живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы2. помочь дошкольнику быть готовым к ...

Проект "Эколята - защитники природы"

Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры....

Проект "Эколята-защитники природы"

    В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? П...

Экологический проект "Эколята - защитники природы"

Данный проект для стршей группы детского сада является долгосрочным. Цель проекта: воспитание у детей бережного отношения к природе....