Экологический проект "Эколята-защитники природы"
проект (средняя группа)
Актуальность проекта:
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №1 с. Заветное.
Экологический проект
«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»
Воспитатель: Караваева Галина Алексеевна.
2023
Актуальность проекта:
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Образовательные цели:
Социально – коммуникативные:
- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;
- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;
- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;
- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;
- воспитывать культуру поведения в природе.
Познавательные:
- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;
- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;
- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.
Речевое развитие:
- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;
- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);
- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;
- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.
Художественно – эстетические:
- развитие воображения;
- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);
- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;
- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Физическое развитие:
- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- формирование у детей потребности в двигательной активности;
- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;
- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.
2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.
3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.
4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников:
- развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы;
- прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний
- обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы;
- создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой;
- участие в экологических акциях.
5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;
создание условий, необходимых для реализации проекта;
обогащение предметно-развивающей среды;
сбор и анализ литературы по данной теме;
разработка плана реализации проекта;
подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).
Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,
- чтение художественной и научно-популярной литературы,
- экологические акции,
- труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.
- рисование, лепка, аппликация,
- слушание музыки.
Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.
Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.Проект реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.
Ожидаемые результаты:
1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;
2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;
3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;
4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.
5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;
6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
План
работы группы по проекту
«Эколята – друзья и защитники Природы».
Мероприятия | Сроки исполнения |
• Изготовление стенда «Эколята- защитники природы» в природном уголке группы» • Знакомство родителей с проектом «Эколята - дошколята». Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников. • Оказание помощи в сборе урожая «Маленькие огородники». • Беседа «Что такое природа» . Загадки о природе. . Выставка художественной литературы о природе. | Сентябрь |
•Экскурсия в стендовый уголок детского сада «Эколята – Защитники природы» • Разработка конспекта НОД с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Юные защитники природы» и его проведение. . Выставка рисунков на тему: «Золотая осень». ∙ 4 октября - Всемирный день животных. ∙ Конкурс поделок из природного материала «Золотая осень» | Октябрь |
∙ 4 ноября «Синичкин день». ∙ НОД «Как помочь птицам зимой» ∙ Проведение акции «Покормите птиц зимой». Конкурс по изготовлению кормушек ∙ Оформление альбома «Перелетные птицы нашего края» | Ноябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»
Формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
методическая разработка экологического праздника "Берегите природу"
Этот сценарий развлечения разрабатывался мной для старшей группы с участием родителей....
Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...
Экологический рассказ о природе для дошкольников "Берегите, дети природу!"
Рассказ преднозначен для детей дошкольного возраста, который учит малышей беречь природую...
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....