Экологический проект "Эколята-защитники природы"
проект (средняя группа)

Галина Караваева

Актуальность проекта:

 В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

 Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №1 с. Заветное.

 Экологический проект

«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Воспитатель: Караваева Галина Алексеевна.

2023

Актуальность проекта:

 В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

 Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

 4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников:

 - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы;

 - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний

- обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы;

 - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой;

- участие в экологических акциях.

 5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;

создание условий, необходимых для реализации проекта;

обогащение предметно-развивающей среды;

сбор и анализ литературы по данной теме;

разработка плана реализации проекта;

подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию

Основной  этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

 - чтение художественной и научно-популярной литературы,

- экологические акции,

 - труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.

 - рисование, лепка, аппликация,

 - слушание музыки.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.

 Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.Проект  реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

Ожидаемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;

4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

План

работы группы по проекту

 «Эколята – друзья и защитники Природы». 

Мероприятия

Сроки исполнения

Изготовление стенда «Эколята- защитники природы» в природном уголке группы»

 Знакомство  родителей с  проектом  «Эколята - дошколята». Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

Оказание помощи в сборе урожая «Маленькие огородники».

    Беседа «Что такое природа»

.  Загадки о природе.

. Выставка художественной литературы о природе.

Сентябрь

  Экскурсия в стендовый уголок детского сада

«Эколята – Защитники природы»

• Разработка конспекта НОД с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Юные защитники природы» и его проведение.

. Выставка рисунков на тему: «Золотая осень».

       4 октября - Всемирный день животных.
Беседа «Животные нашего края» . Изготовление альбома «Животные нашего края»

∙   Конкурс поделок из природного материала

        «Золотая осень»

Октябрь

       4 ноября «Синичкин день».

∙   НОД «Как помочь птицам зимой»

       Проведение акции «Покормите птиц зимой».

       Конкурс по изготовлению кормушек   

       Оформление альбома «Перелетные птицы нашего края»

Ноябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»

Формирование экологической  культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

методическая разработка экологического праздника "Берегите природу"

Этот сценарий развлечения разрабатывался мной для старшей группы с участием родителей....

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Экологический рассказ о природе для дошкольников "Берегите, дети природу!"

Рассказ преднозначен для детей дошкольного возраста, который учит малышей беречь природую...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....