Проект "Эколята - защитники природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata_2.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани детский сад №4 «Веснянка»
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«Эколята – защитники природы»
Подготовила воспитатель:
Анашкина Татьяна Алексеевна
2023
Актуальность проекта:
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.
Тип проекта: информационно - экологической направленности.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста.
Продолжительность: сентябрь 2023 – май 2024
Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Образовательные цели:
Социально – коммуникативные:
- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;
- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;
- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;
- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;
- воспитывать культуру поведения в природе.
Познавательные:
- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;
- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;
- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.
Речевое развитие:
- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;
- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);
- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;
- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.
Художественно – эстетические:
- развитие воображения;
- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);
- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;
- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Физическое развитие:
- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- формирование у детей потребности в двигательной активности;
- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;
- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.
2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.
3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.
4. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;
- создание условий, необходимых для реализации проекта;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- сбор и анализ литературы по данной теме;
- разработка плана реализации проекта;
- подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
- разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).
Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,
- чтение художественной и научно-популярной литературы, - экологические акции,
- труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.
- создание детских рукописных книг,
- рисование, лепка, аппликация,
- слушание музыки.
Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.
Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.
Ожидаемые результаты:
1. Организация предметно-развивающей среды экологической направленности.
2. Расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней.
3. Повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности.
4. Проявление интереса к объектам и явлениям природы.
5. Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
6. Стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
План работы
Мероприятия | Сроки исполнения |
1. Изготовление поделок из природного материала сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка 2.Знакомство родителей с проектом «Эколята - дошколята». Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников. 3.Цикл занятий «Этот подводный мир»: рисование акварелью и восковыми мелками. Тема: Аквариумные рыбки. 4.Пластилинография. Тема: Морские обитатели. 5.Оригами «Рыбка» (оформление коллективной работы) 6.Проведение экспериментально-исследовательской деятельности «Как сделать морскую воду» | Сентябрь |
1. Беседа «Эколята - юные защитники природы» 2. Занятие с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Как звери к зиме готовятся». 3. Рисование «Медведь в берлоге» 4. Художественный труд «Ёжик» 5. 4 октября - Всемирный день животных: 6. Изготовление, дополнение альбома «Животные нашего края» 7. Конкурс поделок из природного материала «Золотая осень» | Октябрь |
1. 4 ноября «Синичкин день». 2. Занятие «Зимующие птицы» 3. Проведение акции «Покормите птиц зимой». 4. Развешивание кормушек на участке детского сада. 5. Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края» | Ноябрь |
1. Организация природоохранной акции в детском саду: «Зелёная ёлочка – живая иголочка». 2. Изготовление плаката: « Берегите ёлку, ведь она живая!» 3. Беседа: «С кем дружит ель», «Деревья нашего леса». 4. Пластилинография «Елочка пушистая». 5. Конкурс поделок из бросового материала «Елочка красавица» | Декабрь |
1. Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края». 2. Занятие «Зимовье зверей». 3. Выставка рисунков «Зимняя сказка». 4. Эколого- благотворительная акция «Крышечки доброты». | Январь |
| Февраль |
| Март |
| Апрель |
1. Викторина «Сохраним природу вместе». 2. Конкурс рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!» 3. Высадка цветов на клумбы детского сада. 4. Акция с участием родителей «Посади дерево», посвященная «Всемирному дню посадки леса». 5. «Зеленая линейка» - отчетное мероприятие о проделанной работе, награждение детей и родителей, принявших активное участие в природоохранной работе, вступление в ряды Зеленого патруля новых воспитанников. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический КВЕСТ:«Эколята – Молодые защитники природы природы»
Экологический квест «Эколята – Молодые защитники природы"...
Проект "Молодые исследователи природы" Всероссийской акции "Россия - теория "Эколята- молодые защитники природы"
участие во Всероссийском конкурсе "Эколята"...
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...
" Живая и неживая природа" (в рамках проекта - "Эколята - молодые защитники природы")
Мир вокруг нас удивителен и безконечно разнообразен. Ежедневно наши дети получают новую информацию о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Наша с вами задача, уважаемые родители, не только в том...
"Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"
quot;Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"...
#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"
Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...
Урок "Эколята - молодые защитники природы": "Живая и неживая природа"
В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" мы провели урок по теме "Живая и неживая природа" в группе старшего дошкольного возраста. Материалы ...