Дети и время
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "время" | 112.69 КБ |
Итоговое занятие по теме "Время" | 25.79 КБ |
Рекомендации для родителей "Дети и время" | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект на тему: "Путешествие в страну времени"
Актуальность
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника
Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда.
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность:
- У воспитанников развито представление о времени.
- Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
- Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
- Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
- Подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов занятий поданной теме;
- Чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
- Выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
- Проведение конкурса
- Фото «лента времени нашей группы», «лента времени жизни»;
Сроки реализации: январь-февраль
Содержание проекта
План работы
Подготовительный этап:
- Подбор литературы по данной теме
- Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
- Консультация для родителей «Развитие временных представлений
- у дошкольников подготовительной к школе группы»
- Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
- Подбор игр.
Основной этап
Месяц | Название | Задачи |
январь | Знакомство с уголком времени. Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года». Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года» Игра «Лови, бросай времена года называй» Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени. Викторина «Наш веселый календарь». Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы». Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня». Рисование «День и ночь» | Повторение и получение новых знаний о величинах времени. Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории Закрепить понятия о временах года. Учить пользоваться приборами для определения времени. Учить определять число, месяц и день недели. Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время. Закрепить понятия о частях суток. |
фераль | Беседа «Немного истории о часах» Чтение Й. Змай «Часы» Рисование «Мир часов» Игра «Подскажите, который час» Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту) Занятие «Учимся определять время с помощью часов» Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами» Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу» Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях. Конкурс «Сделай часы своими руками» | Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. Научить определять время с помощью часов Закрепить понятие времени. Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту Научить определять время с помощью часов Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории Развивать интерес к математике, представление о времени. |
05 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
05 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
05 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
05 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Предварительный просмотр:
Тема «Время»
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда.
- Расширять представление о времени.
- Закрепить навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Ход занятия
Оно весь век бежит вперед и никогда не устаёт. (Время)
- Правильно отгадали, это время. Время нельзя увидеть, услышать, потрогать и все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени. Оно постоянно бежит вперёд из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.
Ребята, а как вы понимаете, что такое настоящее? Прошлое? Будущее? (это то, что происходит сейчас; это то, что было; это то, что будет)
Только что вы завтракали, но это уже в прошлом, А скоро вы пойдете на прогулку. Это будет в будущем. А в настоящем-вы в музыкальном зале и мы с вами говорим о времени.
Ребята, вспомните, пожалуйста, что с вами было в прошлом. Расскажите что-нибудь интересное, что произошло когда- то с вами. (Рассказы детей)
А теперь давайте помечтаем. Как вы думаете, что с вами будет в будущем? (Рассказы детей)
Пройдут годы и вы станете врачами, инженерами, учителями.
- Ребята я говорила и вы со мной согласились, что время нельзя увидеть, но мы можем увидеть изменения которые возникают в окружающем мире и в нас самих под действием времени.
- лента времени (фотографии)
- сутки (утро, день, вечер, ночь)
- времена года
В окружающем нас мире есть разные способы измерения времени.
- Что такое год?
Год – это промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, то есть время, за которое планета Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.
А что же происходит в окружающем нас мире за это время?
Кузя: Летит Земля, в пути пересекая
12 месяцев, 12 разных стран.
Вот сентября корона золотая,
Вот мая изумрудный океан.
Летит земля, летит в волнах эфира,
Круг совершая в звездной полумгле.
А мы с тобою только пассажиры
На этом межпланетном корабле!
Ребята когда мы отмечаем рождение нового года? Как называются года которые к нам приходят, благодаря вращению нашей планеты вокруг солнца? (имя состоит и чисел)
Просмотр видеоролика Вращение земли вокруг солнца
Какие вы знаете времена года?
Сколько месяцев в каждом времени года?
Знаете ли вы из названия?
Можете ли вы из узнать на картинках?
Игра «Каждый сезон свои месяцы собери»
Предложить детям игру «Разложи месяцы по порядку»
Ребята, а можно ли возраст человека сравнить с определенным временем года?
- Сам дней не знает, а другим указывает? (календарь)
Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (Дети – знать какой месяц, день, год.)
С помощью календаря мы можем сосчитать сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь. Ребята, календарь у нас висит в доме целый год, пока не пройдут все 12 месяцев, а под новый год старый календарь сменяет новый. Давайте мы с вами немножко посчитаем
- Сосчитайте сколько дней осталось до выходных?
Сколько месяцев до лета?
- Братцев этих ровно семь, Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний, Появляется передний (дни недели)
Давайте назовем их по порядку.
1 ребенок. – Первый день большой недели, трудовой день, не бездельник, как зовется? (Понедельник.)
2 ребенок. – Прокричал усатый дворник: «день второй в неделе… (вторник.)»
3 ребенок. – Третий день не ерунда, как зовется он ... (Среда.)
4 ребенок. – День четвертый лень отверг, как зовется он?... (Четверг.)
5 ребенок. – Пятый день – опрятница, как зовется… (Пятница.)
6 ребенок. – А шестой день выходной, как зовется он (Суббота.)
7 ребенок. – А седьмой день всем веселье, как зовется ... (Воскресенье.)
(Дети выходят в круг и играем в игру живая неделька)
Дети, какой сегодня день недели? А вчера какой был день недели? Позавчера? Завтра? Послезавтра?
Дети садятся и решаем задачки.
ЗАДАЧКИ ПРО ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник старый крот
Начал рыть подземный ход,
От сарая и до пня
Он копал почти три дня.
Так в какой же день недели
Он достиг конечной цели?
(в среду)
Две улитки- марафонки
Начали во вторник гонки.
Первая ползла быстрей –
Доползла за восемь дней.
Так в какой же день недели
Ей медаль на дом надели?
(во вторник)
Не во вторник, не в субботу,
В понедельник, не в четверг,
Вышла жаба из болота
И два дня ругала всех,
А на третий день – устала
И браниться перестала.
Так в какой же день на кочке
Стало тихо очень-очень?
(в среду)
В воскресенье пес Барбос
Закопал под липой кость.
А на следующий день
Перепрятал под плетень.
Через год за ней пришел,
Ничего там не нашел.
Так в какой день свой запас
Видел он в последний раз?
(в понедельник)
В среду вспомнил свинтус Тит,
Что четвертый день гостит.
У свинюшки Лары
Для друзей всё даром:
И ботвинья, и помои –
Угощенье мировое!
Грязных мисок полон стол.
Так когда к ней хряк пришел?
(в воскресенье)
Белка рыжая в четверг
Спрятала в дупле орех,
Через день пришла опять,
Чтоб еще припрятать пять.
Через час орехи съели.
Так какой был день недели?
(суббота)
В среду мама Кате
Подарила платье.
Но прошло два дня всего,
Та испачкала его.
Катеньку переодели,
Но какой был день недели?
(пятница)
Бык к корове в воскресенье
Приходил на день рожденья.
А спустя четыре дня
В поле повстречал коня.
Так в какой же день, скажи,
Стали бык и конь дружить?
(в четверг)
- Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.
Да, время бежит без остановки. А что люди изобрели, чтобы было легче ориентироваться во времени? (Часы)
Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посередине колышек.
Просмотр мультфильма Фиксики – история вещей часы
Физминутка (можно поиграть в пантомиму времена года, времена суток)
А какие часы есть сейчас? (игра с мячом) Электронные, механические, атомные, настенные, наручные, напольные, карманные, башенные и т. д.
Кто хочет рассказать, как устроены часы?
Примерный рассказ ребёнка: обычно у часов три стрелки: часовая, минутная и секундная. Часовая - толстая и короткая, она движется незаметно. Минутная - длинная и тонкая, она движется намного быстрее часовой. Секундная стрелка самая быстрая, она показывает самый короткий промежуток времени - секунду. Скажешь «раз», и секунда прошла. Она обычно окрашена в другой цвет.
Я надеюсь, что вы хорошо запомнили устройство часов и скоро будете сами определять время по часам.
Понятие секунда. Ребенок может его почувствовать, если поиграть в игру " Что можно сделать за секунду?" - закрыть глаза -хлопнуть в ладоши -топнуть ножкой - открыть рот
Игра «Молчанка»
Воспитатель: - А теперь, минута – это много или мало? Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.
- Какая пословица, из тех, что мы знаем, подходит лучше? (скучен день до вечера, коли делать нечего)
Хитрые вопросы.
Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? (презентация)
Петух. Одуванчики — это часы луговые.. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Какие часы "умеют куковать"?
Самые знаменитые часы России? Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
Игра «Который час?» (Раскраски с часами) Прослушайте стихотворение и объясните, что означают слова выделенные голосом. (Ребёнок читает стихотворение В. Орлова «Часы» (наизусть)).
Говорят: часы стоят, (сломались, не идут, не работают).
Говорят: часы спешат, (идут вперед, бегут, идут быстро)
Говорят: часы идут, (тикают, работают, ходят)
Но немножко отстают, (идут медленно, не спешат)
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
(В. Орлов)
Ребята, а что изображено на этих необычных часах? «части суток»
Вы знаете, что такое сутки?
На сколько частей разделены суточные часы?
Из каких частей состоят сутки, назовите их?
Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени?
Как вы думаете, что обозначает жёлтая (розовая, синяя, чёрная) часть на этих часах, какое время суток? Почему?
Жёлтая - день, потому что днём солнце яркое, жёлтое.
Синяя - вечер, потому что солнце легло спать, уже не освещает землю, окружающие предметы хуже видно. Это время суток называют «сумерки».
Чёрная - ночь, потому что небо чёрное, вокруг темно, ничего не видно.
Сейчас я вам прочту стихотворение, в котором говорится, чем занимается гном в различное время суток:
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал. (Утром.)
- Когда это было?
- А чем вы занимаетесь по утрам?
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчёлкам помогал,
Им цветочки наклонял. (Днём.)
- А чем вы заняты днём?
Гном устал, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает. (Вечером.)
- Что вы делаете по вечерам?
Гномик спит
И снятся сказки
Интересные ему. (Ночью.)
- А вы ночью чем занимаетесь?
- Снятся ли вам волшебные сны? Какие?
Рефлексия
Ребята, расскажите о каких способах измерения времени мы сегодня говорили? (год, месяц, неделя, сутки, часы, секунды и минуты, прибор определяющий время и календарь)
С помощью чего люди могут планировать свое время?
Какие природные часы вам известны?
Что такое год?
А с помощью чего вы можете узнать в какой день недели будет день рождения ?
А для чего всем людям надо уметь определять время по часам?
Предварительный просмотр:
Как научить ребёнка понимать время?
Понимание времени - это один из самых нужных навыков. Поэтому важно научить ребёнка самостоятельно определять, какой сейчас час.
1. Первым делом важно изучить времена: прошлое, настоящее и будущее.
Нужно объяснить ребёнку, что прошлое связано с тем что уже было.
Настоящее - это один миг, здесь и сейчас.
Будущее - то, что только произойдёт.
Чтобы ребёнок лучше усвоил эту информацию, важно привести примеры.
Прошлое - ты сегодня выходил на прогулку во дворе.
Настоящее - мы сейчас общаемся, играем, учимся времени.
Будущее - сегодня вечером будет вкусный ужин.
Таким образом он поймет, что уже прошло, а что еще только будет.
2. Далее ребёнку важно выучить времена года и времена суток. То есть: зима, лето, весна, осень. А также день, ночь, утро и вечер.
Для лучшего запоминания покажите ребёнку картинки, которые будут ассоциироваться у него с временами года и временем суток. Затем обязательно спросите, какое сейчас время года, суток и делайте это постоянно.
3. Следующим шагом важно объяснить ребёнку, что такое неделя, месяц и год.
Рассказать, что в недели 7 дней, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев. И не важно знает ли он цифры и числа и умеет ли считать. Это знание просто должно отложиться в памяти.
4. Теперь важно объяснить ребёнку, что такое час, минута и секунда. Для того чтобы показывать ребёнку время более наглядно, доверьте ему в руки настенные часы со стрелками.
5. При объяснении ребёнку, как пользоваться часами, для начала расскажите, в какую сторону движутся стрелки. С лева на право, естественное движение, движение в сторону будущего. С права на лево, только при участии человека, движение в сторону прошлого, «но не изменяющие настоящего»
6. Далее объясните, что показывает каждая стрелка по отдельности. Начать следует с самой маленькой стрелки - часовой. Затем уже переходите к минутной и секундной.
7. Объясните, что в сутках всего 24 часа. В одном часе 60 минут. И в одной минуте 60 секунд.
Рассказать, что за одни сутки, часовая стрелка проходит 2 полных круга по циферблату, минутная 24 полных круга по одному на каждый час, а секундная полный круг каждую минуту, 1440 кругов за сутки.
После того как ребёнок разобрался, какая стрелка показывает часы, какая минуты, а какая секунды, как они движутся и с какой скоростью, можно переходить к завершающим этапам.
8. Ребенку важно рассказать, что обозначают цифры и точки между, которые изображены на циферблате. Что каждая цифра или число может иметь разное значение, в зависимости от того, какая стрелка указывает на неё.
9. Важно рассказать, что например 6 часов и девять может быть только вечером и утром. Двенадцать и три часа только днём и ночью. Так ребёнок поймет, почему в сутках 24 часа, а на циферблате 12.
10. Важно рассказать, что условно первый полный оборот часовой стрелки связан со светлым временим суток, а второй с тёмным.
11. Объяснить, что летом день длится дольше, а зимой большую часть времени темно. Обязательно попросить понаблюдать за этим явлением.
12. Для того чтобы ребёнок окончательно усвоил материал, необходимо провести с ним практику. Родителям нужно показать, как расположены стрелки, а ребёнок должен ответить, сколько сейчас времени.
Затем передать часы ему в руки и говорить время, которое он должен выставить самостоятельно.
Следуя этим шагам, научить ребёнка времени будет легкой задачей и он без особого труда освоит данный навык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки для детей про времена года
Загадки для детей дошкольноговозраста и младших школьников про зиму, весну, лето, осень часто используются в пед. процессе....
Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.
Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик
Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...
Отношение взрослых к детям во время личносных кризисов
Описание новообразований на разных возрастных этапах. Действия родителей в периоды личностных кризисов детей....
Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.
В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...
Консультация для родителей "Не теряйте время зря!" (как можно использовать время для себя и детей во время карантина)
Как максимально полезно можно использовать время для себя и детей во время карантина. Родителям предложены игры и полезные интернет источники....
Конспект беседы для детей старшего возраста «Как жили дети во время Великой Отечественной войны»
Дети войны- кто они? Как они жили и чем занимались? Ребятам нашего времени необходимо рассказывать о том, как "дети войны" наравне со взрослыми защищали, стреляли, попадали в плен, жер...