Дети и время
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Дудник Надежда Леонтьевна

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект на тему: "Путешествие в страну времени"

Актуальность

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

- Развивать представление о времени.

- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».

- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда.

- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность:

  • У воспитанников развито представление о времени.
  • Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
  • Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
  • Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
  • Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
  • Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

  • Подбор дидактических игр;
  • Разработка конспектов занятий поданной теме;
  • Чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
  • Выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
  • Проведение конкурса
  • Фото «лента времени нашей группы», «лента времени жизни»;

Сроки реализации: январь-февраль

Содержание проекта

План работы

Подготовительный этап:

  • Подбор литературы по данной теме
  • Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
  • Консультация для родителей «Развитие временных представлений
  • у дошкольников подготовительной к школе группы»
  • Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
  • Подбор игр.

Основной этап

Месяц

Название

Задачи

январь

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»


Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Закрепить понятия о временах года.


Учить пользоваться приборами для определения времени.


Учить определять число, месяц и день недели.


Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

фераль

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Подскажите, который час»

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Научить определять время с помощью часов

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.


        kak-nauhit-ponimat-vrema-po-hasam

        kak-nauhit-ponimat-vrema-po-hasam

05  10  15  20  25  30  35  40  45  50  55  60  

05  10  15  20  25  30  35  40  45  50  55  60

05  10  15  20  25  30  35  40  45  50  55  60

05  10  15  20  25  30  35  40  45  50  55  60

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  



Предварительный просмотр:

Тема «Время»

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда.

- Расширять представление о времени.

- Закрепить навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Ход занятия 

Оно весь век бежит вперед и никогда не устаёт. (Время)

- Правильно отгадали, это время. Время нельзя увидеть, услышать, потрогать и все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени. Оно постоянно бежит вперёд из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

Ребята, а как вы понимаете, что такое настоящее? Прошлое? Будущее? (это то, что происходит сейчас; это то, что было; это то, что будет)

Только что вы завтракали, но это уже в прошлом, А скоро вы пойдете на прогулку. Это будет в будущем. А в настоящем-вы в музыкальном зале и мы с вами говорим о времени.

Ребята, вспомните, пожалуйста, что с вами было в прошлом. Расскажите что-нибудь интересное, что произошло когда- то с вами. (Рассказы детей)

А теперь давайте помечтаем. Как вы думаете, что с вами будет в будущем? (Рассказы детей)

Пройдут годы и вы станете врачами, инженерами, учителями.

- Ребята я говорила и вы со мной согласились, что время нельзя увидеть, но мы можем увидеть изменения которые возникают в окружающем мире и в нас самих под действием времени.

- лента времени (фотографии)

-  сутки (утро, день, вечер, ночь)

- времена года

В окружающем нас мире есть разные способы измерения времени.

  1. Что такое год?

Год – это промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, то есть время, за которое планета Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

А что же происходит в окружающем нас мире за это время?

Кузя: Летит Земля, в пути пересекая

12 месяцев, 12 разных стран.

Вот сентября корона золотая,

Вот мая изумрудный океан.

Летит земля, летит в волнах эфира,

Круг совершая в звездной полумгле.

А мы с тобою только пассажиры

На этом межпланетном корабле!

Ребята когда мы отмечаем рождение нового года? Как называются года которые к нам приходят, благодаря вращению нашей планеты вокруг солнца? (имя состоит и чисел)

Просмотр видеоролика Вращение земли вокруг солнца

Какие вы знаете  времена года?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Знаете ли вы из названия?

Можете ли вы из узнать на картинках?

Игра «Каждый сезон свои месяцы собери»        

 

Предложить детям игру «Разложи месяцы по порядку»

Ребята, а можно ли возраст человека сравнить с определенным временем года?

  1. Сам дней не знает, а другим указывает? (календарь)

Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (Дети – знать какой месяц, день, год.)

С помощью календаря мы можем сосчитать сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь. Ребята, календарь у нас висит в доме целый год, пока не пройдут все 12 месяцев, а под новый год старый календарь сменяет новый. Давайте мы с вами немножко посчитаем

- Сосчитайте сколько дней осталось до выходных?

Сколько месяцев до лета?

  1. Братцев этих ровно семь, Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний, Появляется передний (дни недели)

Давайте назовем их по порядку.

1 ребенок. – Первый день большой недели, трудовой день, не бездельник, как зовется? (Понедельник.)

2 ребенок. – Прокричал усатый дворник: «день второй в неделе… (вторник.)»

3 ребенок. – Третий день не ерунда, как зовется он ... (Среда.)

4 ребенок. – День четвертый лень отверг, как зовется он?... (Четверг.)

5 ребенок. – Пятый день – опрятница, как зовется… (Пятница.)

6 ребенок. – А шестой день выходной, как зовется он (Суббота.)

7 ребенок. – А седьмой день всем веселье, как зовется ... (Воскресенье.)

(Дети выходят в круг и играем в игру живая неделька)

Дети, какой сегодня день недели? А вчера какой был день недели? Позавчера? Завтра? Послезавтра?

Дети садятся и решаем задачки.

ЗАДАЧКИ ПРО ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник старый крот
Начал рыть подземный ход,
От сарая и до пня
Он копал почти три дня.
Так в какой же день недели
Он достиг конечной цели? 
(в среду)

Две улитки- марафонки
Начали во вторник гонки.
Первая ползла быстрей –
Доползла за восемь дней.
Так в какой же день недели
Ей медаль на дом надели?
(во вторник)

Не во вторник, не в субботу,
В понедельник, не в четверг,
Вышла жаба из болота
И два дня ругала всех,
А на третий день – устала
И браниться перестала.
Так в какой же день на кочке
Стало тихо очень-очень?
(в среду)

В воскресенье пес Барбос
Закопал под липой кость.
А на следующий день
Перепрятал под плетень.
Через год за ней пришел,
Ничего там не нашел.
Так в какой день свой запас
Видел он в последний раз?
(в понедельник)

В среду вспомнил свинтус Тит,
Что четвертый день гостит.
У свинюшки Лары
Для друзей всё даром:
И ботвинья, и помои –
Угощенье мировое!
Грязных мисок полон стол.
Так когда к ней хряк пришел?
(в воскресенье)

Белка рыжая в четверг
Спрятала в дупле орех,
Через день пришла опять,
Чтоб еще припрятать пять.
Через час орехи съели.
Так какой был день недели?
(суббота)

В среду мама Кате
Подарила платье.
Но прошло два дня всего,
Та испачкала его.
Катеньку переодели,
Но какой был день недели?
(пятница)

Бык к корове в воскресенье
Приходил на день рожденья.
А спустя четыре дня
В поле повстречал коня.
Так в какой же день, скажи,
Стали бык и конь дружить?
(в четверг)

  1. Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. 

Да, время бежит без остановки. А что люди изобрели, чтобы было легче ориентироваться во времени(Часы)

Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посередине колышек. 

Просмотр мультфильма Фиксики – история вещей часы

Физминутка (можно поиграть в пантомиму времена года, времена суток)

А какие часы есть сейчас? (игра с мячом) Электронные, механические, атомные, настенные, наручные, напольные, карманные, башенные и т. д.

Кто хочет рассказать, как устроены часы?

Примерный рассказ ребёнка: обычно у часов три стрелки: часовая, минутная и секундная. Часовая - толстая и короткая, она движется незаметно. Минутная - длинная и тонкая, она движется намного быстрее часовой. Секундная стрелка самая быстрая, она показывает самый короткий промежуток времени - секунду. Скажешь «раз», и секунда прошла. Она обычно окрашена в другой цвет.

Я надеюсь, что вы хорошо запомнили устройство часов и скоро будете сами определять время по часам.

Понятие секунда. Ребенок может его почувствовать, если поиграть в игру " Что можно сделать за секунду?" - закрыть глаза -хлопнуть в ладоши -топнуть ножкой - открыть рот

Игра «Молчанка» 

Воспитатель: - А теперь, минута – это много или мало? Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. 
- Какая пословица, из тех, что мы знаем, подходит лучше? (скучен день до вечера, коли делать нечего) 
Хитрые вопросы.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? (презентация)

Петух. Одуванчики — это часы луговые.. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

 А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Какие часы "умеют куковать"?

Самые знаменитые часы России?  Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Игра «Который час?» (Раскраски с часами) Прослушайте стихотворение и объясните, что означают слова выделенные голосом. (Ребёнок читает стихотворение В. Орлова «Часы» (наизусть)). 

Говорят: часы стоят, (сломались, не идут, не работают).
Говорят: часы спешат, (идут вперед, бегут, идут быстро)
Говорят: часы идут, (тикают, работают, ходят)
Но немножко отстают,  (идут медленно, не спешат)
Мы смотрели с Мишкой вместе, 
А часы висят на месте. 
(В. Орлов)

 Ребята, а что изображено на этих необычных часах? «части суток»

Вы знаете, что такое сутки?

На сколько частей разделены суточные часы?

Из каких частей состоят сутки, назовите их?

Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени?

Как вы думаете, что обозначает жёлтая (розовая, синяя, чёрная) часть на этих часах, какое время суток? Почему?

Жёлтая - день, потому что днём солнце яркое, жёлтое.

Синяя - вечер, потому что солнце легло спать, уже не освещает землю, окружающие предметы хуже видно. Это время суток называют «сумерки».

Чёрная - ночь, потому что небо чёрное, вокруг темно, ничего не видно.

Сейчас я вам прочту стихотворение, в котором говорится, чем занимается гном в различное время суток:

Гномик бодро просыпался

И росою умывался,

Колпачок свой надевал,

Звонко песню напевал. (Утром.)

- Когда это было?

- А чем вы занимаетесь по утрам?

Гном чинил свою калитку

И катался на улитке,

Он и пчёлкам помогал,

Им цветочки наклонял. (Днём.)

- А чем вы заняты днём?

Гном устал, фонарик яркий

Светлячок ему включает,

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает. (Вечером.)

- Что вы делаете по вечерам?

Гномик спит

И снятся сказки

Интересные ему. (Ночью.)

- А вы ночью чем занимаетесь?

- Снятся ли вам волшебные сны? Какие?

Рефлексия

Ребята, расскажите о каких способах измерения времени мы сегодня говорили? (год, месяц, неделя, сутки, часы, секунды и минуты, прибор определяющий время и календарь)

С помощью чего люди могут планировать свое время?

Какие природные часы вам известны?

Что такое год?

А с помощью чего вы можете узнать в какой день недели будет день рождения ?

А для чего всем людям надо уметь определять время по часам?



Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка понимать время?

Понимание времени - это один из самых нужных навыков. Поэтому важно научить ребёнка самостоятельно определять, какой сейчас час.

1. Первым делом важно изучить времена: прошлое, настоящее и будущее.

Нужно объяснить ребёнку, что прошлое связано с тем что уже было. 
Настоящее - это один миг, здесь и сейчас. 
Будущее - то, что только произойдёт.

Чтобы ребёнок лучше усвоил эту информацию, важно привести примеры.


Прошлое - ты сегодня выходил на прогулку во дворе. 
Настоящее - мы сейчас общаемся, играем, учимся времени.
Будущее - сегодня вечером будет вкусный ужин. 

Таким образом он поймет, что уже прошло, а что еще только будет.

2. Далее ребёнку важно выучить времена года и времена суток. То есть: зима, лето, весна, осень. А также день, ночь, утро и вечер.

Для лучшего запоминания покажите ребёнку картинки, которые будут ассоциироваться у него с временами года и временем суток. Затем обязательно спросите, какое сейчас время года, суток и делайте это постоянно.

3. Следующим шагом важно объяснить ребёнку, что такое неделя, месяц и год.
Рассказать, что в недели 7 дней, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев. 
И не важно знает ли он цифры и числа и умеет ли считать. Это знание просто должно отложиться в памяти.

4. Теперь важно объяснить ребёнку, что такое час, минута и секунда. Для того чтобы показывать ребёнку время более наглядно, доверьте ему в руки настенные часы со стрелками.

5. При объяснении ребёнку, как пользоваться часами, для начала расскажите, в какую сторону движутся стрелки. С лева на право, естественное движение, движение в сторону будущего. С права на лево, только при участии человека, движение в сторону прошлого, «но не изменяющие настоящего»

6. Далее объясните, что показывает каждая стрелка по отдельности. Начать следует с самой маленькой стрелки - часовой. Затем уже переходите к минутной и секундной.

7. Объясните, что в сутках всего 24 часа. В одном часе 60 минут. И в одной минуте 60 секунд.

Рассказать, что за одни сутки, часовая стрелка проходит 2 полных круга по циферблату, минутная 24 полных круга по одному на каждый час, а секундная полный круг каждую минуту, 1440 кругов за сутки.

После того как ребёнок разобрался, какая стрелка показывает часы, какая минуты, а какая секунды, как они движутся и с какой скоростью, можно переходить к завершающим этапам.

8. Ребенку важно рассказать, что обозначают цифры и точки между, которые изображены на циферблате. Что каждая цифра или число может иметь разное значение, в зависимости от того, какая стрелка указывает на неё.

9. Важно рассказать, что например 6 часов и девять может быть только вечером и утром. Двенадцать и три часа только днём и ночью. Так ребёнок поймет, почему в сутках 24 часа, а на циферблате 12.

10. Важно рассказать, что условно первый полный оборот часовой стрелки связан со светлым временим суток, а второй с тёмным.

11. Объяснить, что летом день длится дольше, а зимой большую часть времени темно. Обязательно попросить понаблюдать за этим явлением.

12. Для того чтобы ребёнок окончательно усвоил материал, необходимо провести с ним практику. Родителям нужно показать, как расположены стрелки, а ребёнок должен ответить, сколько сейчас времени.

Затем передать часы ему в руки и говорить время, которое он должен выставить самостоятельно.

Следуя этим шагам, научить ребёнка времени будет легкой задачей и он без особого труда освоит данный навык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки для детей про времена года

Загадки для детей дошкольноговозраста и младших школьников про зиму, весну, лето, осень часто используются в пед. процессе....

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик

Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...

Отношение взрослых к детям во время личносных кризисов

Описание новообразований на разных возрастных этапах.  Действия родителей в периоды личностных кризисов детей....

Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...

Консультация для родителей "Не теряйте время зря!" (как можно использовать время для себя и детей во время карантина)

Как максимально полезно можно использовать время для себя и детей во время карантина. Родителям предложены игры и полезные интернет источники....

Конспект беседы для детей старшего возраста «Как жили дети во время Великой Отечественной войны»

Дети войны- кто они? Как они жили и чем занимались? Ребятам нашего времени необходимо рассказывать о том, как "дети войны" наравне со взрослыми  защищали, стреляли, попадали в плен, жер...