Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности «Свет и тень»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование познавательных действий ребенка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- развивать умение детей наблюдать, видеть свет и тень;
- развивать умение экспериментировать с помощью света;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (как образуется тень);
- развивать умение фиксировать полученные результаты (пиктографирование);
- развивать умение делать вывод.
Оборудование и материал:
Куклы «Свет и Тень» ,карточки на каждого ребенка(пиктограмма),теневой театр, ширма.
Предварительная работа:
Изготовление кукол для теневого театра, беседа на тему «День, ночь».
I Подготовительный этап:
Воспитатель выставляет плоскостные фигуры кукол на мольберт и обращает внимание детей.
- Посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришли куклы. Как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.
- Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться, кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывание детей)
- Для того что бы это узнать, кто из них прав, давайте это проверим.
- Откуда берется свет в природе? (От солнца).
- А когда пасмурно, как сделать чтоб в группе было светло? (Включить свет). - А сейчас давайте превратимся в маленьких исследователей и понаблюдаем.
- Если в групповой комнате выключить свет, что будет? (ответ детей). Правильно! У нас будет темно. (Выключить и включить свет).
- Если включим свет, что будет? Будет светло.
II Основной этап:
За ширмой плачет зайка (перчаточная кукла).
- Ой, ребята кто-то плачет.
Воспитатель выносит из-за ширмы зайчика (перчаточная кукла).
Вместе с детьми выясняет, почему зайчик плачет? (Боится темноты). Воспитатель предлагает научить зайчика не бояться темноты.
Давайте попробуем сделать тень.
- Вы умеете? (ответ детей)
- Если мы поставим ширму, направим на нее свет от лампы, а на пути световых лучей поставим какую-либо фигуру, то на ширме появится тень. Тень может быть любой формы.
- Давайте с вами поиграем с тенью.
Воспитатель показывает фигуру собаки и спрашивает детей:
-Кто это?
- Это собака.
- А если я занесу эту фигуру за ширму, то на ширме появится тень от собаки. (Воспитатель показывает фигурки петушка, зайца, лисы, медведя)
- Кто это?
- Это петушок.
- А что это?
- Это тень от петушка и т.д.
- Ребята, а если выключить свет, тень образуется?
- Нет. Без света тень не образуется.
- Слова свет и тень можно изобразить так:
Свет - карточка, с каким кругом? (с белым кругом)
Тень - карточка, с каким кругом? (с черным кругом)
- Давайте с вами поиграем.
Дети подходят к столам. (На столах для каждого ребенка приготовлены по две карточки)
- Я буду произносить слово «тень», вы поднимаете карточку с черным кругом. Я говорю слово «свет», вы поднимаете карточку с белым кругом.
Проводится игра!
- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня узнали очень многое. Мы были исследователями и исследовали тень и свет.
- Что мы исследовали? (тень и свет)
- Узнали, как образуется тень. А теперь я вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Тень - тень-потетень…»
Проводится игра.
Тень-тень-потетень, Дети идут по кругу.
Выше города плетень, Руки вверх.
Сели звери под плетень Присесть.
Похвалялися весь день: Показывают движения
Похвалялася лиса: характерные
«Всему свету я краса!». для животных.
«Поди, подогоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубки хороши!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
III Заключительный этап:
- Ребята, а вы любите сказки? (Да).
Я вам предлагаю посмотреть сказку с помощью теневой куклы.
А театр наш называется - теневой.
Демонстрация теневого театра.
Опыт №2
«Солнечные зайчики»
Цель: помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).
Оборудование: зеркала.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли, и сдвинуть не смогли.
Дети. Солнечный «зайчик».
2. Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
- аккуратно обращаться с зеркалами;
- крепко их держать.
3. Выполнение эксперимента.
Воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами.
Воспитатель. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.
Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».
- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние).
Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.
- Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света).
4. Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить картинку с изображением способа создания солнечного «зайчика».
Вывод: Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.
Опыт №3 Солнце дарит нам тепло Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Материалы: настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки. Описание. Дед Знай, к которому пришли дети, загадывает им загадку. Что на небе расцветает И теплом всех согревает? (Солнце) После того как дети отгадали ее, он интересуется, почему они так думают. На что похоже Солнце? (Огненный шар.) После этого дед Знай рассказывает, что Солнце — самая близкая к Земле звезда. Солнце — главный осветитель. Оно горит над Землей как гигантская лампочка. Что было бы, если б не было Солнца? (Можно вспомнить «Краденое солнце» К. И. Чуковского). Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла. Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло? • Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете?(Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили? • Хотите в этом убедиться? Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее. На что похожа спираль? (На змею.) С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что наблюдаете? Почему змейка вертится? Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. Как вы думаете, какая температура на поверхности Солнца? (Большая.) На поверхности Солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше. Как вы думаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково? • Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12—15 см). На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!». Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок. Проверяем на ощупь степень нагревания. Какие материалы нагреваются сильнее? Почему? Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура. Дед Знай. Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут сильно нагреваться. Почему люди Солнце ласково называют «солнышко»? С неба смотрит Солнце миллионы лет, Льет на Землю Солнце и тепло, и свет. Солнце — великий труженик — работает круглые сутки. Как оно работает, вы нарисуете и в следующий раз покажете мне, а я украшу рисунками свою лабораторию. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chek.pdf | 199.89 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности
Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...