"Как звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Верещагина Анастасия Николаевна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшем дощкольном возрасте на тему "Как звери готовятся к зиме".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

Тема: «Как звери готовятся к зиме».

Picture background

Составила воспитатель:

                                                                 Верещагина А.Н

с. Мильково, 2024 год.

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе расширения системы знаний о животном мире и формирование основ экологической культуры.

Программное содержание:

Образовательные:

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

- продолжать формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; продолжать знакомить с интересными фактами из жизни диких животных;

- систематизировать знания о лесных животных, о том, как они готовятся к зиме;

- формировать умение определять отличительные признаки животных.

Развивающие:

- развивать познавательную активность ребёнка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к миру природы, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

- умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.

- помочь получить положительный эмоциональный заряд от участия в занятии по экологии.

Методические приёмы:

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя к детям, напоминание, поощрение; загадывание загадок;

Наглядные: показ действий, сюрпризный момент в виде героя;

Практические: эмоциональная минутка, дидактическая игра, физ. минутка.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: муляжи шишек, корзины.

Демонстрационный материал: иллюстрации времени года, картины с изображением зверей, свиток со списком дел старичка-лесовичка.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями в природе осенью;

- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания.

Словарная работа:

Активизация словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора, дупло.

Обогащения словаря: щедрая, хлебосольная, хлопотунья.

Ход занятия:  

  1. Вводная часть:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами поздороваемся.

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, скажем:

«Будьте все здоровы!»

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. А какая она, осень?

Дети: Красивая, золотая, поздняя, холодная.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем вам нравится осень?

Дети: Желтым листопадом, яркими красками.

Воспитатель: А что бы вы могли сказать о сегодняшней погоде?

Дети: Погода холодная, пасмурная.

Воспитатель:

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

Воспитатель: Назовите признаки осени.

Дети: Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Всё верно, молодцы!

Сюрпризный момент:

(раздается стук в дверь и заходит педагог, переодетый героем старичком-лесовичком)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Мне сказали в этой группе ребята настоящие знатоки и друзья природы. Вот решил я это проверить. Я приготовил для вас сложные загадки, сможете их отгадать?

Дети: Да!

  1. Основная часть:

Лесовичок:

Эту хитрую плутовку

Знают здешние леса.

Кто наводит страх на зайцев?

Это рыжая…

(Лиса)

Воспитатель: Ребята, а лиса какое животное?

Дети: Лиса дикое животное.

Воспитатель: Ребята вы знаете, как лиса готовится к зиме?

Дети: Лиса меняет шубку на более теплую.

Воспитатель: Правильно. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой лиса не спит, ищет мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Лисы норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете почему у лисы кончик хвоста белый?

Дети: Для красоты.

Лесовичок: Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути. Внимательно послушайте следующую загадку.

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц).

Воспитатель: Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Зайцы питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, какой у зайца дом и где он живет?

Дети: Зайцы живут в норках.

Воспитатель: Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете почему зайца называют «косым»?

Дети: Нет.

Лесовичок: Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается по сторонам и даже позади. А теперь следующая загадка!

В стае я живу в лесу,

Всем зверушкам страх несу.

Грозно вдруг зубами щелк!

Я свирепый серый…

(Волк)

Воспитатель: Волк – хищник! Волк зимой не спит. У волков к зиме шерсть становится более густая. Зимой они объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Лесовичок:

Он лесной хозяин строгий,

Любит спать зимой в берлоге,

А когда начнёт реветь,

Знай, поблизости…

(Медведь)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как медведь готовится к зиме?

Дети: Запасается жиром на зиму, строит берлогу, меняет шерсть.

Воспитатель: Всё верно. Основная пища медведя – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте, чаще всего под корнем упавшего дерева. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить новую.

Физкультминутка «Лесная»

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят, в лес.

Лесовичок:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка).

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как белка готовится к зиме? Чем питается? Где живет?

Дети: Белка меняет шубку на тёплую, готовит на зиму запасы.

Воспитатель: Правильно, белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы серьезные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая лежит трава, мох, комочки шерсти.

Лесовичок: Ребята, а кто мне из вас скажет, как называется жилище у белки?

Дети: Дупло.

Лесовичок: В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья» так называют белочку. А почему ее так называют?

Дети: Потому что она настоящая как настоящая хозяйка трудиться, что бы иметь запасы зимой.

Лесовичок: А теперь поиграйте со мной в игру. Я буду вам задавать вопрос и давать несколько вариантов ответов, а вы должны будете назвать правильный. Согласны?

Дети: Да!

Игра «Кому что надо?»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?

-улетают в тёплые края

-меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю

- меняют шубку летнюю на более тёплую и густую зимнюю

2.  Какой зверь на зиму не меняет шубку?

-белка

-заяц

-ёж.

3.  А ещё кто из зверей всю зиму спит?

-медведь

-лисица

-волк.
4.  Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

-жировые запасы под шубой

-тишина

-покой.
5.  Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?

-корой деревьев и веточками

-морковкой

-капустой
6.  Что едят зимой хищники: волки и лисицы?

-кору деревьев и веточки

-мелких зверьков

-голодают.

7. Как человек заботится о диких животных?

-берёт жить к себе в дом

-устраивает в лесу кормушки для зверей и разбрасывает корм в местах обитания

-строит для животных домики в лесу

8. Кто меняет шубку с рыжей на серую?

-белка

-медведь

-заяц

  1. Заключительная часть:

Рефлексия:

-Что же нового мы с вами узнали сегодня?

-О каких животных поговорили?

Воспитатель: Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему. Ну а с Лесовичком нам пора прощаться, ведь ему нужно спешить в лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...

« Как звери готовятся к зиме?»

Систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме....

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"

В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...