"Как звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшем дощкольном возрасте на тему "Как звери готовятся к зиме".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oznakomlenie_s_okruzhayushchim_kak_zveri_gotovyatsya_k_zime_vereshchaginoy_a.n.docx | 130.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
Тема: «Как звери готовятся к зиме».
Составила воспитатель:
Верещагина А.Н
с. Мильково, 2024 год.
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе расширения системы знаний о животном мире и формирование основ экологической культуры.
Программное содержание:
Образовательные:
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
- продолжать формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; продолжать знакомить с интересными фактами из жизни диких животных;
- систематизировать знания о лесных животных, о том, как они готовятся к зиме;
- формировать умение определять отличительные признаки животных.
Развивающие:
- развивать познавательную активность ребёнка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к миру природы, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
- умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.
- помочь получить положительный эмоциональный заряд от участия в занятии по экологии.
Методические приёмы:
Словесные: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя к детям, напоминание, поощрение; загадывание загадок;
Наглядные: показ действий, сюрпризный момент в виде героя;
Практические: эмоциональная минутка, дидактическая игра, физ. минутка.
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал: муляжи шишек, корзины.
Демонстрационный материал: иллюстрации времени года, картины с изображением зверей, свиток со списком дел старичка-лесовичка.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания.
Словарная работа:
Активизация словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора, дупло.
Обогащения словаря: щедрая, хлебосольная, хлопотунья.
Ход занятия:
- Вводная часть:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами поздороваемся.
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, скажем:
«Будьте все здоровы!»
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осень. А какая она, осень?
Дети: Красивая, золотая, поздняя, холодная.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем вам нравится осень?
Дети: Желтым листопадом, яркими красками.
Воспитатель: А что бы вы могли сказать о сегодняшней погоде?
Дети: Погода холодная, пасмурная.
Воспитатель:
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Воспитатель: Назовите признаки осени.
Дети: Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме.
Воспитатель: Всё верно, молодцы!
Сюрпризный момент:
(раздается стук в дверь и заходит педагог, переодетый героем старичком-лесовичком)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Мне сказали в этой группе ребята настоящие знатоки и друзья природы. Вот решил я это проверить. Я приготовил для вас сложные загадки, сможете их отгадать?
Дети: Да!
- Основная часть:
Лесовичок:
Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая…
(Лиса)
Воспитатель: Ребята, а лиса какое животное?
Дети: Лиса дикое животное.
Воспитатель: Ребята вы знаете, как лиса готовится к зиме?
Дети: Лиса меняет шубку на более теплую.
Воспитатель: Правильно. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой лиса не спит, ищет мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Лисы норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете почему у лисы кончик хвоста белый?
Дети: Для красоты.
Лесовичок: Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути. Внимательно послушайте следующую загадку.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц).
Воспитатель: Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Зайцы питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, какой у зайца дом и где он живет?
Дети: Зайцы живут в норках.
Воспитатель: Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете почему зайца называют «косым»?
Дети: Нет.
Лесовичок: Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается по сторонам и даже позади. А теперь следующая загадка!
В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый…
(Волк)
Воспитатель: Волк – хищник! Волк зимой не спит. У волков к зиме шерсть становится более густая. Зимой они объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Лесовичок:
Он лесной хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
А когда начнёт реветь,
Знай, поблизости…
(Медведь)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, как медведь готовится к зиме?
Дети: Запасается жиром на зиму, строит берлогу, меняет шерсть.
Воспитатель: Всё верно. Основная пища медведя – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте, чаще всего под корнем упавшего дерева. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить новую.
Физкультминутка «Лесная»
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят, в лес.
Лесовичок:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка).
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как белка готовится к зиме? Чем питается? Где живет?
Дети: Белка меняет шубку на тёплую, готовит на зиму запасы.
Воспитатель: Правильно, белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы серьезные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая лежит трава, мох, комочки шерсти.
Лесовичок: Ребята, а кто мне из вас скажет, как называется жилище у белки?
Дети: Дупло.
Лесовичок: В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья» так называют белочку. А почему ее так называют?
Дети: Потому что она настоящая как настоящая хозяйка трудиться, что бы иметь запасы зимой.
Лесовичок: А теперь поиграйте со мной в игру. Я буду вам задавать вопрос и давать несколько вариантов ответов, а вы должны будете назвать правильный. Согласны?
Дети: Да!
Игра «Кому что надо?»
1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
-улетают в тёплые края
-меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и густую зимнюю
2. Какой зверь на зиму не меняет шубку?
-белка
-заяц
-ёж.
3. А ещё кто из зверей всю зиму спит?
-медведь
-лисица
-волк.
4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
-жировые запасы под шубой
-тишина
-покой.
5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
-корой деревьев и веточками
-морковкой
-капустой
6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
-кору деревьев и веточки
-мелких зверьков
-голодают.
7. Как человек заботится о диких животных?
-берёт жить к себе в дом
-устраивает в лесу кормушки для зверей и разбрасывает корм в местах обитания
-строит для животных домики в лесу
8. Кто меняет шубку с рыжей на серую?
-белка
-медведь
-заяц
- Заключительная часть:
Рефлексия:
-Что же нового мы с вами узнали сегодня?
-О каких животных поговорили?
Воспитатель: Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему. Ну а с Лесовичком нам пора прощаться, ведь ему нужно спешить в лес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"
Программное содержание. 1. Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...
" Как звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"
Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....
Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"
Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...
« Как звери готовятся к зиме?»
Систематизировать (расширять) знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме....
Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"
В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...