2024г. Перспективное планирование по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе (3-4 года)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Перспективное планирование по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе (3-4 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_berezhnova.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУЧИК»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 413113, Саратовская область, город Энгельс, Восточный переулок, зд. 12в
madoy-25@yandex.ru тел.8(8453)51-21-18
Перспективное планирование
по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)
в младшей группе компенсирующей направленности №11 (3-4 года)
для детей с ОВЗ /нарушения зрения/
на 2024 – 2025 учебный год
Воспитатели: Галиева Л.А.
Нечаева А.И.
Энгельс, 2024
№ | Дата | Тема | Цель / задачи | Оборудование и материалы | Литература | Дата фактического проведения |
02.09.2024 | «Детский сад» Экскурсия по группе детского сада «Наша группа» | Знакомить детей с игровыми уголками и игрушками в них; Расширять представления о предметах, находящихся в группе; Побуждать называть предметы и типичные действия, которые с ними совершают; В ходе осмотра помещения развивать наблюдательность, зрительную память. | Персонажи – Крош и Ежик –герои мультсериала «Смешарики» (игрушки), кукольные кровати разных размеров, постельное белье. | Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова «Ребенок и окружающий мир» Стр. 43 | ||
09.09.2024 | «Среды обитания. Животные леса» Игра путешествие «Кто в лесу живет?» | Актуализировать и конкретизировать представления детей о животных леса, учить различать их на рисунках, по словесному описанию; Учить понимать элементарную игровую задачу; Обогащать словарный запас; Поддерживать познавательный интерес. | Персонаж –Колобок (игрушка), книга о животных, сказка «Колобок», цветные изображения животных леса, тетрадь «Мир чудес» или карточки с изображением животных, цветные карандаши, костюмы или маски животных, видеосюжет «В лесу», оборудование для его демонстрации. | Стр.46 | ||
16.09.2024 | «Свойства воздуха» Занятие-исследование «Где ты, воздух? | Формировать у детей начальные представления о воздухе, о том, что его можно обнаружить в комнате, на улице; Учить при помощи элементарного эксперимента доказывать наличие воздуха в помещении; Формировать первоначальные представления о назначении опытов; Поддержать познавательный интерес; Обогащать словарный запас. | Персонаж – Пятачок (игрушка), два воздушных шарика разного цвета и размера, лукошко (или корзина), целлофановые пакеты. | Стр.50 | ||
23.09.2024 | «Фрукты и овощи» Экскурсия «Собираем урожай» | Знакомить детей с растениями сада и огорода – фруктами и овощами; Учить различать овощи и фрукты, формировать представления об особенностях; Обогащать словарный запас, формировать умение использовать обобщающие слова – овощи, фрукты; Учить сравнивать, сопоставлять. | Персонаж – Колобок (игрушка), муляжи или настоящие овощи и фрукты, рисунки-подсказки (изображения неспелых плодов), две корзины. | Стр. 52 | ||
30.09.2024 | «Сезонные изменения в природе» Интегрированное занятие «Осень, осень, в гости просим» | Систематизировать и конкретизировать начальные представлены детей о характерных признаках осени, о смене времен года; Учить назвать предметы демисезонной одежды, отвечать на вопросы об их значении; Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями окружающего мира; Поддерживать интерес к наблюдениям в природе; Формировать умение сравнивать, сопоставлять; Способствовать совершению навыков самообслуживания. | Персонаж – Колобок (игрушка), альбом наблюдений «Веселые деньки» (с.6-7) или парные сюжетные картинки к дидактической игре «Что изменилось?»; куклы, предметы кукольной летней и демисезонной одежды. | Стр.55 | ||
07.10.2024 | «Времена года. Осень» Творческая мастерская «Золотая осень» | Формировать у детей представления о временах года; Учить замечать происходящие в природе сезонные изменения, выражать впечатления в продуктах творчества; Поддерживать познавательный интерес, любознательность | Персонаж – Колобок (игрушка), лист бумаги формата А3 с изображением стволов и ветвей деревьев, материалы для рисования, влажные салфетки. | Стр.58 | ||
14.10.2024 | «Среды обитания. Жилища животных» Образовательная ситуация на игровой основе «Кто откуда?» | Формировать у детей представления о разнообразии природных условий, в которых обитают дикие животные, о том, как они осенью готовятся к зиме; Учить различать и правильно называть животных и их «дома»; Формировать умение понимать суть элементарной игровой задачи; Поддерживать познавательный интерес; Воспитывать бережное отношение к животным. | Персонаж – почтальон Печкин (персонаж произведений Э. Успенского; роль взрослого), конверты с изображениями диких животных, изображениями их жилищ на карточках и слайдах презентации, книги о животных. | Стр.61 | ||
21.10.2024 | «Перелетные и зимующие птицы» Интегрированное занятие «Колобок и лесные звери» | Формировать у детей элементарные представления о сезонных изменениях в природе; Знакомить с перелетными и зимующими птицами; Учить видеть элементарные причинно-следственные связи в природе; Обогащать словарный запас, создавать условия для применения и развития коммуникативных умений; Поддерживать познавательный интерес; Воспитывать стремление заботиться о птицах. | Персонаж – Сорока (игрушка), аудиозапись голоса сороки, изображения перелетных и зимующих (оседлых) птиц, кормушек с разными видами корма. | Стр.63 | ||
28.10.2024 | «Дикие животные» Образовательная ситуация на игровой основе «Дикие животные и их детеныши» | Учить детей понимать суть игровой ситуации, выполнять игровые действия; Создавать условия для применения детьми представлений о диких животных и их детенышей; Учить узнавать животных на сюжетных картинках, по словесному описанию; Учить использовать простые речевые конструкции с глаголом «был»; Воспитывать бережное отношение к животным. | Персонаж – Колобок, дидактические материалы «Мир чудес», цветные карандаши, карточки с изображением диких животных и их детенышей, материалы для выполнения аппликации. | Стр.66 | ||
11.11.2024 | «Домашние детеныши» Комплексное занятие «Кто живет рядом с нами» | Обогащать представления детей о домашних животных, особенностях их жизни; Учить различать домашних животных по внешнему виду, узнавать по описанию; Формировать умение составлять краткий (2-3 предложения) рассказ о домашнем животном; Воспитывать бережное отношение к животным. | Персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес», или изображения домашних животных и их детенышей, на карточках. | Стр.69 | ||
18.11.2024 | «Транспорт» Образовательная ситуация на игровой основе «Едем в гости» | Формировать у детей представления о транспортных средствах, о пассажирском транспорте; Знакомить с игрушками – моделями транспортных средств, частями, из которых они состоят; Учить выбирать необходимое транспортное средство в зависимости от игровой задачи; знакомить с правилами поведения в общественном транспорте; Обогащать словарный запас. | Персонаж – Колобок (игрушка), игрушечные машинки, атрибуты для игровой ситуации «Автобус», дидактические материалы «Мир чудес», или карточки с изображением различных машин, транспортных средств. | Стр.73 | ||
25.11.2024 | «Мебель» Образовательная ситуация на игровой основе «Мебельный магазин» | Расширять представления детей о предметах мебели, их разнообразии, материалах, из которых они изготовлены; Учить узнавать предметы мебели по характерным признакам, называть их; Формировать умение подбирать обобщающее слово к группе предметов; Создавать условия для использования игрушечных предметов мебели в ходе игровых заданий; Обогащать словарный запас, способствовать развитию связной речи. | Оборудование и материалы игровых уголков «Семья», «Магазин». персонаж — Колобок (игрушка), игрушечный грузовик, дидактические материалы «Мир чудес». | Стр.76 | ||
02.12.2024 | «Домашние питомцы» Экскурсия «Наши друзья животные» | Формировать у детей представления о домашних питомцах, о способах ухода за ними; Знакомить с элементарными правилами безопасного для человека и природы поведения; Воспитывать бережное отношение к животным, поощрять желание за ними ухаживать; Развивать наблюдательность; Обогащать словарный запас. | Оборудование и матери алы экологической комнаты (уголка природы) детского сада или карточки с изображением домашних питомцев, предметами для ухода за ними, персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес». | Стр.78 | ||
09.12.2024 | «Одежда и обувь» Практикум «Собираемся на прогулку» | Обогащать представления детей о разнообразии предметов одежды и обуви, знакомить с названиями их частей и материалов, из которых они сделаны; Учить узнавать и называть предметы одежды и обуви по описанию педагога, по характерным признакам, выбирать их в соответствии с сезоном; Формировать представление о том, что значит «одеваться по погоде»; Создавать условия для активного использования в речи понятий, связанных с одеждой и ее выбором; Способствовать совершенствованию навыков самообслуживания, воспитывать аккуратность; Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности. | Дидактические материала «Мир чудес». | Стр.82 | ||
16.12.2024 | «Игрушки» Образовательная ситуация на игровой основе «Мои любимые игрушки» | Обогащать представления детей об игрушках, игровых действиях с ними; Учить находить игрушки по описанию, выявлять черты сходства и различия; Обогащать игровой и социальный опыт детей; Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Оборудование и материалы игровых уголком группы, персонаж – Колобок (игрушка). | Стр.85 | ||
23.12.2024 | «Праздники» Творческая гостиная «нарядим елочку» | Знакомить детей с понятиями «Праздник», с традициями и обычаями празднования Нового года; Формировать элементарные представления о том, какие праздники отмечают зимой, как к ним готовятся, что делают во время праздника; Учить понимать содержание картин, музыкальных произведений, передаваемые ими образы; Побуждать проявлять инициативу в процессе подготовки к празднику; Обогащать представления родителей о подходах к организации современной деятельности с детьми, способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений. | Персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес», репродукции картин (слайды презентации) о праздновании Нового года, искусственная ель, материалы для творчества, музыкальное сопровождение. | Стр.88 | ||
28.12.2024 | «Времена года. Зима» Творческая гостиная «Зимушка-красавица» | Знакомить детей с характерными признаками зимы; Формировать элементарные представления о смене времен года, особенностях зимней природы и поведения человека в связи с приходом зимы; Знакомить с произведениями искусства о зиме; Развивать наблюдательность, эмоциональную сферу. | Репродукции картин (на слайдах презентации) и аудиозаписи музыкальных произведений по теме «Зима», рисунки-заготовки, материалы для рисования. | Стр.91 | ||
13.01.2025 | «Свойства воды» Занятие-исследование «Лепится ли снег?» | Знакомить детей со свойствами снега, учить называть их; Учить высказывать элементарные предположения, проверять их экспериментальным путем; Знакомить с наблюдение и экспериментом как способами проверки предположений; Развивать зрительное восприятие, воображение; Обогащать словарный запас. | Лопатки для снега, природные материалы, цветная вода в пульверизаторе. | Стр.94 | ||
20.01.2025 | «Зимующие птицы» Целевая прогулка «Чем питаются птицы зимой?» | Обогащать и конкретизировать представления детей о зимующих птицах; Формировать умение узнавать их по характерным признакам; Поощрять желание наблюдать за птицами, учить находить ответы на вопросы о них; Воспитывать бережное отношение к птицам. | Карточки для игры «Столовая для птиц», корм для птиц. | Стр.96 | ||
27.01.2025 | «Части суток» Образовательная ситуация на игровой основе «Что за чем?» | Формировать у детей элементарные представления о частях суток; Формировать умение устанавливать последовательность частей суток, деятельности человека в режиме дня; Учить сравнивать части суток по характерным признакам. | Персонаж – Колобок, схема «Части суток», сюжетные картинки к беседе «С утра до вечера» | Стр.99 | ||
03.02.2025 | «Посуда» Образовательная ситуация на игровой основе «В гостях у Мишутки» | Конкретизировать и дополнять представления детей о предметах посуды, их разнообразии; Учить называть предметы посуды и их части, материалы, из каких они сделаны; Формировать умение подбирать обобщающие слова к группе предметов; Учить сравнивать предметы по величине, цвету, сопоставлять количество предметов. | Персонаж – Медвежонок (игрушка), кукольная посуда, карточки с изображением различных предметов, изображения столов, накрытых к обеду, ужину, завтраку. | Стр.102 | ||
10.02.2025 | «Дома и здания» Образовательная ситуация на игровой основе «Мой дом» | Обогащать представления детей о разнообразии домов и зданий; Учить сравнивать предметы по величине методом приложения, применять соответствующие умения в различных ситуациях; Совершенствовать умение конструировать по образцу и по представлению; Активизировать в речи названия различных зданий. | Персонажи – поросята из англ. народной сказки «Три поросенка» (в обр. С. Михалкова) – игрушки, карточки с изображением различных домов, материалы для выполнения аппликации. | Стр. 106 | ||
17.02.2025 | «Детский сад» Образовательная ситуация на игровой основе «Наш детский сад» | Обогащать представления о том, что находится в детском саду, что делают дети; Дополнять и конкретизировать представления о труде взрослых, знакомить с представителями разных профессией (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, повар, дворник и др.); Создавать условия для применения знаний о помещениях детского сада (групповая комната, спальная комната, музыкальный зал, физку5льтурный зал и пр.); Учить брать на себя различные роли. | Поросенок Хрюша (игрушка), рисунки-подсказки к игре «В детском саду», изображения помещений детского сада, представителей разных профессий (или фотографии сотрудников детского сада, знакомых детям, - воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя и др.), используемых и ми предметов. | Стр.109 | ||
24.02.2025 | «Праздники» Творческая мастерская «Мамин день» | Обогащать и конкретизировать представления детей о буднях и праздниках; Формировать элементарные представления о том, какие праздники отмечают в разное время года, как к ним нужно готовиться, что делают во время праздника, какие дарят подарки; Побуждать проявлять инициативу в процессе подготовки к празднику. | Персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес», изображения людей (или персонажей мультфильмов), отмечающих различные праздники. | Стр.112 | ||
03.03.2025 | «Комнатные растения» Образовательная ситуация на игровой основе «Цветок для мамы» | Формировать у детей представления о разнообразии комнатных растений, знакомить с понятием «комнатные растения», растениями, который есть в группе; Формировать умение сравнивать растения по внешнему виду, называть их части (цветок, стебель, листья); Формировать представления об уходе за растениями, условиях, которые им необходимы; Учить выполнять элементарные действия по уходу за растениями. | Персонаж –Колобок (игрушка), отросток комнатного растения, горшок с почвой, текст стихотворения В. Борисова «Цветовод», таблички с названиями растений и информацией по уходу за нами, инвентарь для ухода за растениями. | Стр.115 | ||
10.03.2025 | «Свойства бумаги» Занятие-исследование «Волшебная бумага» | Знакомить детей со свойствами бумаги; Учить экспериментировать, производить простейшие преобразования, изучая свойства бумаги; Формировать элементарные представления об эксперименте как способе познания; Развивать наблюдательность и интерес к исследовательской деятельности. | Персонаж – Незнайка (роль взрослого), Кнопочка и Синеглазка (куклы или изображения героев мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей», Реж. Ю. Трофимов), листы бумаги, ленточки из бумаги, веер, стакан с водой, кукла Катя с одним бантом, пустая коробка. | Стр.118 | ||
17.03.2025 | «Свойства воды» Занятие-исследование «Странная история» | Знакомить детей со свойствами воды, льда; Учить высказывать предположения, проводить опыты, описывать наблюдаемые явления, делать простейшие выводы; Поддерживать любознательность, развивать познавательный интерес; Способствовать развитию связной речи. | Персонаж – снеговик (игрушка), подарочная коробка из плотной бумаги, пластиковые тарелки, кусочки льда. | Стр.122 | ||
24.03.2025 | «Сезонные изменения в природе» Образовательная ситуация на игровой основе «Скоро весна» | Знакомить детей с характерными признаками наступления весны; Формировать элементарные представления о смене времен года, особенностях весенней природы и поведением человека в связи с приходом весны; Учить называть наблюдаемые явления природы, устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями окружающего мира; Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность. | Персонаж – Незнайка (роль взрослого), игрушки, лопатки для снега. | Стр.124 | ||
31.03.2025 | «Свойства камней» Занятие-исследование «Какие бывают камни?» | Знакомить детей с некоторыми свойствами камней (твёрдые, прочные, тяжелые), учить выявлять экспериментальным путем; Знакомить с экспериментом как способом познания; Учить сравнивать свойства различных объектов, делать выводы; Создавать условия для применения освоенных представлений; Обогащать и активизировать словарный запас, способствовать развитию связной речи. | Персонаж - пингвинёнок (игрушка), изображение пингвинов Адели у гнезда, различные камни, кусочки пластилина и пенопласта, емкости с водой (на каждую пару детей), салфетки. | Стр.127 | ||
07.04.2025 | «Книги» Образовательная ситуация на игровой основе «Наши любимые книги» | Знакомить детей с разнообразием книг; Учить узнавать и называть знакомые произведения по их героям; Учить понимать суть игровой задачи; Способствовать развитию связной речи; Формировать интерес к книгам, воспитывать бережное отношение к ним. | Карточки с изображением героев знакомых детям произведений, книжная выставка, материалы для выполне6ния аппликации. | Стр.131 | ||
14.04.2025 | «Части суток» Игра-путешествие «С утра до вечера» (по сказке С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке») | Создавать условия для систематизации и применения детьми представлений о частях суток; Учить получать информацию, необходимую для решения игровой задачи, из иллюстраций, беседы со взрослым; Воспитывать стремление быть вежливым, поддерживать хорошие отношения с окружающими; Обогащать словарный запас. | Оборудование и материалы игрового уголка «Семья», персонажи произведения С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке» (игрушки или изображения животных) или изображения к заданиям на слайдах мультимедийной презентации, карточки с изображением деятельности детей в разное время суток. | Стр.134 | ||
21.04.2025 | «Деревья и кустарники» Целевая прогулка «Что растет на участке детского сада?» | Обогащать и конкретизировать представления детей о растениях ближайшего окружения; Знакомить с группой растений (кустарники и деревья), учить различать их; Знакомить со строением кустарников и деревьев, учить называть их видимые части; Актуализировать знания о названиях некоторых растений, учить узнавать их в ходе наблюдения, на рисунках, по описанию; развивать наблюдательность, связную речь. | Персонаж – Скворец (игрушка), карточки с изображением дуба и березы, скворечник. | Стр.138 | ||
28.04.2025 | «Свойства песка» Занятие-исследование «Колобок печет пироги» | Знакомить детей со свойствами песка и глины; Формировать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, экспериментирование, описывать наблюдаемые явления; Учить понимать суть игровой задачи, находить способы ее решения на основе своих представлений и опыта; Способствовать развитию связной речи. | Персонаж – Колобок (игрушка), песочница для игр в помещении, инвентарь для игр с песком, лейка с водой, глина для поделок, влажные салфетки. | Стр.140 | ||
05.05.2025 | «Растения огорода и цветника» Образовательная ситуация на игровой основе «Колобок выясняет, что растет в огороде» | Систематизировать и дополнять представления детей о растениях огорода, их существенных признаках; Создавать условия для применения полученных знаний при выполнении заданий; Формировать представления о росте и развитии растений, уходе за ними; Учить разгадывать и составлять элементарные загадки о растениях; Обогащать словарный запас. | Изображения овощей на карточках, дидактические материалы «Мир чудес» | Стр.143 | ||
12.05.2025 | «Растения огорода и цветника» Распознающее наблюдение «Что растет в цветнике?» | Обогащать представления детей о разнообразии растений, знакомить с растениями цветника; Учить различать и называть растения, придумывать простейшие загадки-описания; Вызывать эмоциональный отклик на красоту растений. | Стр. 145 | |||
19.05.2025 | «Сезонные изменения в природе» Интегрированное занятие «Здравствуй, лето!» | Знакомить детей с сезонными изменениями в природе; Формировать элементарные представления о характерных признаках летнего периода, изменениях в жизни растений и животных летом (много солнца, тепло, появляются насекомые, цветут растения и пр.); Учить устанавливать взаимосвязи в природе на простейших примерах из ближайшего окружения; Побуждать наблюдать и обобщать результаты наблюдения. | Персонаж – Дед Мороз (роль взрослого), карточки с изображением деревьев, цветов, аудиозапись звуков природы (пение птиц, шум дождя и пр.). | Стр.146 | ||
26.05.2025 | «Сезонные изменения в природе» Распознающие наблюдения «Птичьи хлопоты» | Формировать у детей представления о сезонных особенностях жизни различных животных; Учить различать птиц, называть и х, рассказывать, чем заняты птицы летом; Формировать умение осуществлять наблюдение за птицами с учетом правил безопасности для человека и природы поведения. | Персонаж – Сорока (игрушка). Карточки с заданиями – объектами природы для наблюдений, альбом наблюдений «Веселые деньки» | Стр. 149 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в средней группе.Тема: «Вежливые слова».
Формировать умение у дошкольников самостоятельно выполнять знакомые правила общения; развивать умение детей понимать значение вежливых слов и активизировать их в речевом общении...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...
Конспект ИОС по познавательному развитию - ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе " Как освещались дома"
Данный конспект поможет в проведении ИОС по окружающему миру в подготовительной группе....
Конспект НОД по познавательному развитию ( Ознакомление с окружающим миром в старшей группе "В мире открытий"
Ситематизация знаний о диких животных...
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» (Вторая младшая группа) на тему: « В гостях у Лесовичка»
Цель:Закрепить представления детей о сезонных изменениях весной в природе, с животными, растениями. Закрепить знания о диких животных и их детёнышей. Формировать элементарные представления о про...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе на тему: «Цветы на лугу»
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе на тему:...
Перспективное календарно-тематическое планирование «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром 2 младшая группа
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром 2 млашая группа....