2024г. Перспективное планирование по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе (3-4 года)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Галиева Любовь Анатольевна

 Перспективное планирование  по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе (3-4 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_berezhnova.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                                                ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУЧИК»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                                                                              413113, Саратовская область, город Энгельс, Восточный переулок, зд. 12в

madoy-25@yandex.ru  тел.8(8453)51-21-18

Перспективное планирование

по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)

в младшей группе компенсирующей направленности №11 (3-4 года)

для детей с ОВЗ /нарушения зрения/

на 2024 – 2025 учебный год

Воспитатели: Галиева Л.А.

                        Нечаева А.И.

Энгельс, 2024

Дата

Тема

Цель / задачи

Оборудование и материалы

Литература

Дата

фактического проведения

02.09.2024

«Детский сад»

Экскурсия по группе детского сада «Наша группа»

Знакомить детей с игровыми уголками и игрушками в них;

Расширять представления о предметах, находящихся в группе;

Побуждать называть предметы и типичные действия, которые с ними совершают;

В ходе осмотра помещения развивать наблюдательность, зрительную память.

Персонажи – Крош и Ежик –герои мультсериала «Смешарики» (игрушки), кукольные кровати разных размеров, постельное белье.

Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова «Ребенок и окружающий мир»

Стр. 43

09.09.2024

«Среды обитания. Животные леса» Игра путешествие «Кто в лесу живет?»

Актуализировать и конкретизировать представления детей о животных леса, учить различать их на рисунках, по словесному описанию;

Учить понимать элементарную игровую задачу;

Обогащать словарный запас;

Поддерживать  познавательный интерес.

Персонаж –Колобок (игрушка), книга о животных, сказка  «Колобок», цветные изображения животных леса, тетрадь «Мир чудес» или карточки с изображением животных, цветные карандаши, костюмы или маски животных, видеосюжет «В лесу», оборудование для его демонстрации.

Стр.46

16.09.2024

«Свойства воздуха» Занятие-исследование «Где ты, воздух?

 Формировать у детей начальные представления о воздухе, о том, что его можно обнаружить в комнате, на улице;

Учить при помощи элементарного эксперимента доказывать наличие воздуха в помещении;

Формировать первоначальные представления о назначении опытов;

Поддержать познавательный  интерес;

Обогащать словарный запас.

Персонаж – Пятачок (игрушка), два воздушных шарика разного цвета и размера, лукошко (или корзина), целлофановые пакеты.

Стр.50

23.09.2024

«Фрукты и овощи»

Экскурсия «Собираем урожай»

Знакомить детей с растениями сада и огорода – фруктами и овощами;

Учить различать овощи и фрукты, формировать представления об особенностях;

Обогащать словарный запас, формировать умение использовать обобщающие слова – овощи, фрукты;

Учить сравнивать, сопоставлять.

Персонаж – Колобок (игрушка), муляжи или настоящие овощи и фрукты, рисунки-подсказки (изображения неспелых плодов), две корзины.

Стр. 52

30.09.2024

«Сезонные изменения в природе»

Интегрированное занятие «Осень, осень, в гости просим»

Систематизировать и конкретизировать начальные представлены детей о характерных признаках осени, о смене времен года;

Учить назвать предметы демисезонной одежды, отвечать на вопросы об их значении;

Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями окружающего мира;

Поддерживать интерес к наблюдениям в природе;

Формировать умение сравнивать, сопоставлять;

Способствовать совершению навыков самообслуживания.

Персонаж – Колобок (игрушка), альбом наблюдений «Веселые деньки» (с.6-7) или парные сюжетные картинки к дидактической игре «Что изменилось?»; куклы, предметы кукольной летней и демисезонной одежды.

Стр.55

07.10.2024

«Времена года. Осень»

Творческая мастерская «Золотая осень»

Формировать у детей представления о временах года;

Учить замечать происходящие в природе сезонные изменения, выражать впечатления в продуктах творчества;

Поддерживать познавательный интерес, любознательность

Персонаж – Колобок (игрушка), лист бумаги формата А3 с изображением стволов и ветвей деревьев, материалы для рисования, влажные салфетки.

Стр.58

14.10.2024

«Среды обитания. Жилища животных»

Образовательная ситуация на игровой основе «Кто откуда?»

 Формировать у детей представления о разнообразии природных условий, в которых обитают дикие животные, о том, как они осенью готовятся к зиме;

Учить различать и правильно называть животных и их «дома»;

Формировать умение понимать суть элементарной игровой задачи;

Поддерживать познавательный интерес;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Персонаж – почтальон Печкин (персонаж произведений Э. Успенского; роль взрослого), конверты с изображениями диких животных, изображениями их жилищ на карточках и слайдах презентации, книги о животных.

Стр.61

21.10.2024

«Перелетные и зимующие птицы»

Интегрированное занятие «Колобок и лесные звери»

Формировать у детей элементарные представления о сезонных изменениях в природе;

Знакомить с перелетными и зимующими птицами;

Учить видеть элементарные причинно-следственные связи в природе;

Обогащать словарный запас, создавать условия для применения и развития коммуникативных умений;

Поддерживать познавательный интерес;

Воспитывать стремление заботиться о птицах.

Персонаж – Сорока (игрушка), аудиозапись голоса сороки, изображения перелетных и зимующих (оседлых) птиц, кормушек с разными видами корма.

Стр.63

28.10.2024

«Дикие животные»

Образовательная ситуация на игровой основе «Дикие животные и их детеныши»

Учить детей понимать суть игровой ситуации, выполнять игровые действия;

Создавать условия для применения детьми представлений о диких животных и их детенышей;

Учить узнавать животных на сюжетных картинках, по словесному описанию;

Учить использовать простые речевые конструкции с глаголом «был»;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Персонаж – Колобок, дидактические материалы «Мир чудес», цветные карандаши, карточки с изображением диких животных и их детенышей, материалы для выполнения аппликации.

Стр.66

11.11.2024

«Домашние детеныши» Комплексное занятие «Кто живет рядом с нами»

Обогащать представления детей о домашних животных, особенностях их жизни;

Учить различать домашних животных по внешнему виду, узнавать по описанию;

Формировать умение составлять краткий (2-3 предложения) рассказ о домашнем животном;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес», или изображения домашних животных и их детенышей, на карточках.

Стр.69

18.11.2024

«Транспорт»

Образовательная ситуация на игровой основе «Едем в гости»

 Формировать у детей представления о транспортных средствах, о пассажирском транспорте;

Знакомить с игрушками – моделями транспортных средств, частями, из которых они состоят;

Учить выбирать необходимое транспортное средство в зависимости от игровой задачи;

знакомить с правилами поведения в общественном транспорте;

Обогащать словарный запас.

Персонаж – Колобок (игрушка), игрушечные машинки, атрибуты для игровой ситуации «Автобус», дидактические материалы «Мир чудес», или карточки с изображением различных машин, транспортных средств.

Стр.73

25.11.2024

«Мебель»

Образовательная ситуация на игровой основе «Мебельный магазин»

Расширять представления детей о предметах мебели, их разнообразии, материалах, из которых они изготовлены;

Учить узнавать предметы мебели по характерным признакам, называть их;

Формировать умение подбирать обобщающее слово к группе предметов;

Создавать условия для использования игрушечных предметов мебели в ходе игровых заданий;

Обогащать словарный запас, способствовать развитию связной речи.

Оборудование и материалы игровых уголков «Семья», «Магазин». персонаж — Колобок (игрушка), игрушечный грузовик, дидактические материалы «Мир чудес».

Стр.76

02.12.2024

«Домашние питомцы»

Экскурсия «Наши друзья животные»

Формировать у детей представления о домашних питомцах, о способах ухода за ними;

Знакомить с элементарными правилами безопасного для человека и природы поведения;

Воспитывать бережное отношение к животным, поощрять желание за ними ухаживать;

Развивать наблюдательность;

Обогащать словарный запас.

Оборудование и матери алы экологической комнаты (уголка природы) детского сада или карточки с изображением домашних питомцев, предметами для ухода за ними, персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес».

Стр.78

09.12.2024

«Одежда и обувь»

Практикум «Собираемся на прогулку»

 Обогащать представления детей о разнообразии предметов одежды и обуви, знакомить с названиями их частей и материалов, из которых они сделаны;

Учить узнавать и называть предметы одежды и обуви по описанию педагога, по характерным признакам, выбирать их в соответствии с сезоном;

Формировать представление о том, что значит «одеваться по погоде»;

 Создавать условия для активного использования в речи понятий, связанных с одеждой и ее выбором;

Способствовать совершенствованию навыков самообслуживания, воспитывать аккуратность;

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности.

Дидактические материала «Мир чудес».

Стр.82

16.12.2024

«Игрушки» Образовательная ситуация на игровой основе «Мои любимые игрушки»

Обогащать представления детей об игрушках, игровых действиях с ними;

Учить находить игрушки по описанию, выявлять черты сходства и различия;

Обогащать игровой и социальный опыт детей;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование и материалы игровых уголком группы, персонаж – Колобок (игрушка).

Стр.85

23.12.2024

«Праздники» Творческая гостиная «нарядим елочку»

Знакомить детей с понятиями «Праздник», с традициями и обычаями празднования Нового года;

Формировать элементарные представления о том, какие праздники отмечают зимой, как к ним готовятся, что делают во время праздника;

Учить понимать содержание картин, музыкальных произведений, передаваемые ими образы;

Побуждать проявлять инициативу в процессе подготовки к празднику;

Обогащать представления родителей о подходах к организации современной деятельности с детьми, способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений.

Персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес», репродукции картин (слайды презентации) о праздновании Нового года, искусственная ель, материалы для творчества, музыкальное сопровождение.

Стр.88

28.12.2024

«Времена года. Зима»

Творческая гостиная «Зимушка-красавица»

Знакомить детей с характерными признаками зимы;

Формировать элементарные представления о смене времен года, особенностях зимней природы и поведения человека в связи с приходом зимы;

Знакомить с произведениями искусства о зиме;

Развивать наблюдательность, эмоциональную сферу.

Репродукции картин (на слайдах презентации) и аудиозаписи музыкальных произведений по теме «Зима», рисунки-заготовки, материалы для рисования.

Стр.91

13.01.2025

«Свойства воды»

Занятие-исследование «Лепится ли снег?»

Знакомить детей со свойствами снега, учить называть их;

Учить высказывать элементарные предположения, проверять их экспериментальным путем;

Знакомить с наблюдение и экспериментом как способами проверки предположений;

Развивать зрительное восприятие, воображение;

Обогащать словарный запас.

Лопатки для снега, природные материалы, цветная вода в пульверизаторе.

Стр.94

20.01.2025

«Зимующие птицы»

Целевая прогулка «Чем питаются птицы зимой?»

Обогащать и конкретизировать представления детей о зимующих птицах;

Формировать умение узнавать их по характерным признакам;

Поощрять желание наблюдать за птицами, учить находить ответы на вопросы о них;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Карточки для игры «Столовая для птиц», корм для птиц.

Стр.96

27.01.2025

«Части суток»

Образовательная ситуация на игровой основе «Что за чем?»

Формировать у детей элементарные представления о частях суток;

Формировать умение устанавливать последовательность частей суток, деятельности человека в режиме дня;

Учить сравнивать части суток по характерным признакам.

Персонаж – Колобок, схема «Части суток», сюжетные картинки к беседе «С утра до вечера»

Стр.99

03.02.2025

«Посуда»

Образовательная ситуация на игровой основе «В гостях у Мишутки»

Конкретизировать и дополнять представления детей о предметах посуды, их разнообразии;

Учить называть предметы посуды и их части, материалы, из каких они сделаны;

Формировать умение подбирать обобщающие слова к группе предметов;

Учить сравнивать предметы по величине, цвету, сопоставлять количество предметов.

Персонаж – Медвежонок (игрушка), кукольная посуда, карточки с изображением различных предметов, изображения столов, накрытых к обеду, ужину, завтраку.

Стр.102

10.02.2025

«Дома и здания»

Образовательная ситуация на игровой основе «Мой дом»

Обогащать представления детей о разнообразии домов и зданий;

Учить сравнивать предметы по величине методом приложения, применять соответствующие умения в различных ситуациях;

 Совершенствовать умение конструировать по образцу и по представлению;

Активизировать в речи названия различных зданий.

Персонажи – поросята из англ. народной сказки «Три поросенка» (в обр. С. Михалкова) – игрушки, карточки с изображением различных домов, материалы для выполнения аппликации.

 Стр. 106

17.02.2025

«Детский сад»

Образовательная ситуация на игровой основе «Наш детский сад»

Обогащать представления о том, что находится в детском саду, что делают дети;

Дополнять и конкретизировать представления о труде взрослых, знакомить с представителями разных профессией (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор  по физической культуре, медицинская сестра, повар, дворник и др.);

 Создавать условия для применения знаний о помещениях детского сада (групповая комната, спальная комната, музыкальный зал, физку5льтурный зал и пр.);

Учить брать на себя различные роли.

Поросенок Хрюша (игрушка), рисунки-подсказки к игре «В детском саду», изображения помещений детского сада, представителей разных профессий (или фотографии сотрудников детского сада, знакомых детям, - воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя и др.), используемых и ми предметов.

Стр.109

24.02.2025

«Праздники»

Творческая мастерская «Мамин день»

Обогащать и конкретизировать представления детей о буднях и праздниках;

Формировать элементарные представления о том, какие праздники отмечают в разное время года, как к ним нужно готовиться, что делают во время праздника, какие дарят подарки;

Побуждать проявлять инициативу в процессе подготовки к празднику.

Персонаж – Колобок (игрушка), дидактические материалы «Мир чудес», изображения людей (или персонажей мультфильмов), отмечающих различные праздники.

Стр.112

03.03.2025

«Комнатные растения» Образовательная ситуация на игровой основе «Цветок для мамы»

Формировать у детей представления о разнообразии комнатных растений, знакомить с понятием «комнатные растения», растениями, который есть в группе;

Формировать умение сравнивать растения по внешнему виду, называть их части (цветок, стебель, листья);

Формировать представления об уходе за растениями, условиях, которые им необходимы;

Учить выполнять элементарные действия по уходу за растениями.

Персонаж –Колобок (игрушка), отросток комнатного растения, горшок с почвой, текст стихотворения В. Борисова «Цветовод», таблички с названиями растений и информацией по уходу за нами, инвентарь для ухода за растениями.

Стр.115

10.03.2025

«Свойства бумаги» Занятие-исследование «Волшебная бумага»

Знакомить детей со свойствами бумаги;

Учить экспериментировать, производить простейшие преобразования, изучая свойства бумаги;

Формировать элементарные представления об эксперименте как способе познания;

Развивать наблюдательность и интерес к исследовательской деятельности.

Персонаж – Незнайка (роль взрослого), Кнопочка и Синеглазка (куклы или изображения героев мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей», Реж. Ю. Трофимов), листы бумаги, ленточки из бумаги, веер, стакан с водой, кукла Катя с одним бантом, пустая коробка.

Стр.118

17.03.2025

«Свойства воды»

Занятие-исследование «Странная история»

Знакомить детей со свойствами воды, льда;

Учить высказывать предположения, проводить опыты, описывать наблюдаемые явления, делать простейшие выводы;

Поддерживать любознательность, развивать познавательный интерес;

Способствовать развитию связной речи.

Персонаж – снеговик (игрушка), подарочная коробка из плотной бумаги, пластиковые тарелки, кусочки льда.

Стр.122

24.03.2025

«Сезонные изменения в природе» Образовательная ситуация на игровой основе «Скоро весна»

Знакомить детей с характерными признаками наступления весны;

Формировать элементарные представления о смене времен года, особенностях весенней природы и поведением человека в связи с приходом весны;

Учить называть наблюдаемые явления природы, устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями окружающего мира;

Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность.

Персонаж – Незнайка (роль взрослого), игрушки, лопатки для снега.

Стр.124

31.03.2025

«Свойства камней»

Занятие-исследование «Какие бывают камни?»

Знакомить детей с некоторыми свойствами камней (твёрдые, прочные, тяжелые), учить выявлять экспериментальным путем;

Знакомить с экспериментом как способом познания;

Учить сравнивать свойства различных объектов, делать выводы;

Создавать условия для применения освоенных представлений;

Обогащать и активизировать словарный запас, способствовать развитию связной речи.

Персонаж  - пингвинёнок (игрушка), изображение пингвинов Адели у  гнезда, различные камни, кусочки пластилина и пенопласта, емкости с водой (на каждую пару детей), салфетки.

Стр.127

07.04.2025

«Книги» Образовательная ситуация на игровой основе «Наши любимые книги»

Знакомить детей с разнообразием книг;

Учить узнавать и называть знакомые произведения по их героям;

Учить понимать суть игровой задачи;

Способствовать развитию связной речи;

Формировать интерес к книгам, воспитывать бережное отношение к ним.

Карточки с изображением героев знакомых детям произведений, книжная выставка, материалы для выполне6ния аппликации.

Стр.131

14.04.2025

«Части суток»

Игра-путешествие «С утра до вечера» (по сказке С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»)

Создавать условия для систематизации и применения детьми представлений о частях суток;

Учить получать информацию, необходимую для решения игровой задачи, из иллюстраций, беседы со взрослым;

 Воспитывать стремление быть вежливым, поддерживать хорошие отношения с окружающими;

Обогащать словарный запас.

Оборудование и материалы игрового уголка «Семья», персонажи произведения С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке» (игрушки или изображения животных) или изображения к заданиям на слайдах мультимедийной презентации, карточки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Стр.134

21.04.2025

«Деревья и кустарники»

Целевая прогулка «Что растет на участке детского сада?»

Обогащать и конкретизировать представления детей о растениях ближайшего окружения;

Знакомить с группой растений (кустарники и деревья), учить различать их;

Знакомить со строением кустарников и деревьев, учить называть их видимые части;

Актуализировать знания о названиях некоторых растений, учить узнавать их в ходе наблюдения, на рисунках, по описанию; развивать наблюдательность, связную речь.

Персонаж – Скворец (игрушка), карточки с изображением дуба и березы, скворечник.

Стр.138

28.04.2025

«Свойства песка»

Занятие-исследование «Колобок печет пироги»

Знакомить детей со свойствами песка и глины;

Формировать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, экспериментирование, описывать наблюдаемые явления;

Учить понимать суть игровой задачи, находить способы ее решения на основе своих представлений и опыта;

Способствовать развитию связной речи.

Персонаж – Колобок (игрушка), песочница для игр в помещении, инвентарь для игр с песком, лейка с водой, глина для поделок, влажные салфетки.

Стр.140

05.05.2025

«Растения огорода и цветника» Образовательная ситуация на игровой основе «Колобок выясняет, что растет в огороде»

Систематизировать и дополнять представления детей о растениях огорода, их существенных признаках;

Создавать условия для применения полученных знаний при выполнении заданий;

Формировать представления о росте и развитии растений, уходе за ними;

Учить разгадывать и составлять элементарные загадки о растениях;

Обогащать словарный запас.

Изображения овощей на карточках, дидактические материалы «Мир чудес»

Стр.143

12.05.2025

«Растения огорода и цветника»

 Распознающее наблюдение «Что растет в цветнике?»

Обогащать представления детей о разнообразии растений, знакомить с растениями цветника;

Учить различать и называть растения, придумывать простейшие загадки-описания;

Вызывать эмоциональный отклик на красоту растений.

Стр. 145

19.05.2025

«Сезонные изменения в природе»

Интегрированное занятие «Здравствуй, лето!»

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;

Формировать элементарные представления о характерных признаках летнего периода, изменениях в жизни растений и животных летом (много солнца, тепло, появляются насекомые, цветут растения и пр.);

Учить устанавливать взаимосвязи в природе на простейших примерах из ближайшего окружения;

Побуждать наблюдать и обобщать результаты наблюдения.

Персонаж – Дед Мороз (роль взрослого), карточки с изображением деревьев, цветов, аудиозапись звуков природы (пение птиц, шум дождя и пр.).

Стр.146

26.05.2025

«Сезонные изменения в природе»

Распознающие наблюдения «Птичьи хлопоты»

Формировать у детей представления о сезонных особенностях жизни различных животных;

Учить различать птиц, называть и х, рассказывать, чем заняты птицы летом;

Формировать умение осуществлять наблюдение за птицами с учетом правил безопасности для человека и природы поведения.

Персонаж – Сорока (игрушка). Карточки с заданиями – объектами природы для наблюдений, альбом наблюдений «Веселые деньки»

Стр. 149

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в средней группе.Тема: «Вежливые слова».

Формировать умение у дошкольников самостоятельно выполнять  знакомые правила общения; развивать умение детей понимать значение вежливых слов и   активизировать их в речевом общении...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект ИОС по познавательному развитию - ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе " Как освещались дома"

Данный конспект поможет в проведении ИОС по окружающему миру в подготовительной группе....

Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» (Вторая младшая группа) на тему: « В гостях у Лесовичка»

Цель:Закрепить представления  детей о сезонных изменениях весной в природе, с животными, растениями. Закрепить знания о диких животных и их детёнышей. Формировать элементарные представления о про...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в младшей группе на тему: «Цветы на лугу»

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)                в младшей группе на тему:...