ВОЛШЕБНЫЙ МАГНИТ
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ВОЛШЕБНЫЙ МАГНИТ
Цель: развитие познавательной активности ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей представление о магните, его свойстве притягивать железные предметы через стекло, воду, картон, ткань.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать
полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
- Формировать у детей умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей.
- Продолжать развивать у детей мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, формулировать их, аргументировать свои высказывания.
- Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного
материала, аргументировать свои высказывания.
- Активизировать словарь (течет, водопад, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).
Обогащение словаря: гипотеза, мантия, информация, лаборатория.
- Развивать творческие способности.
- Активизировать словарь (магнит, магнетизм, притягивать, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия, лаборатория, мантия, информация).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать инициативность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, сотрудничества.
- Закреплять умение работать в команде.
- Помочь детям сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле.
Словарная работа: магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный.
Предварительная работа: разработка конспекта образовательного процесса "Удивительное рядом", мультимедийной презентации "Использование магнита людьми", "Лунтик", подготовка энциклопедий с информацией о магните.
Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки , гвозди; деревянные, пластмассовые, стеклянные, бумажные маленькие игрушки; плотный лист бумаги, ткань, высокая баночка с водой; нить, варежка с магнитом; одноразовые тарелочки 10 шт .
Демонстрационный материал:
Портрет грустного и веселого Лунтика в мультимедийной презентации.
Звуковое письмо от Лунтика.
Методические приемы:
-сюрпризный момент-письмо от Лунтика;
- проблемный вопрос;
- игра "Подумай сам!";
- дидактическая игра "Книга знаний";
- дидактическая игра " Друг мой - компьютер";
- дидактическая игра "Подскажи мне";
- экспериментальная деятельность: "
Ход образовательного процесса:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
- Доброе утро, дорогие дети и уважаемые взрослые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «Сказка". Это, наверное, нам. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Не будем гадать, откроем и посмотрим. Хотите посмотреть, что там? (Открывают, там флешка или диск). Вставим в компьютер и посмотрим. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от Лунтика).
" Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лунтик. Я живу на планете, которая называется Луна. Моя планета совсем не похожа на вашу. Дорогие маленькие жители планеты Земля, мне очень интересна ваша планета, я там никогда не был. Мне очень хотелось бы узнать о ней побольше. Расскажите мне, пожалуйста, о ней. Я очень надеюсь, что вы откликнетесь на мою просьбу. Заранее спасибо."
(На экране задумчивое лицо Лунтика)
Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику узнать нашу планету поближе?
Дети: Да.
В.: Садитесь, пожалуйста, за стол. Перед вами на столе карточки с различными изображениями. Выбирайте, пожалуйста, ту картину, о чем будем рассказывать Лунтику?
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования « МАГНИТ".
Воспитатель: Что же вы хотите рассказать Лунтику о магните?
Дети: Что такое магнит? Какой он? Притягивает ли он все предметы? Как люди используют магнит на Земле?
Воспитатель: А как же мы с вами узнаем столько о магните?
Дети: Необходимо исследовать и как можно больше узнать о магните.
Воспитатель: А как? Где мы можем найти ответы на наши вопросы
Выбор методов исследования.
Дети: Прочитать в книге, найти в компьютере, спросить у мамы или папы, понаблюдать.
Воспитатель подсказывает (если дети не назовут) детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.
Воспитатель: Я предлагаю составить план нашего будущего исследования. Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? потом? ( ответы детей).
( Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом « подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом « посмотреть в книгах». Затем « спросить у других", " посмотреть в компьютере", « провести эксперимент» и « понаблюдать»).
Воспитатель : Итак, ребята, у нас получился план исследования. Вы согласны со мной? Исследователи, вы готовы к поиску информации по этому плану?
Дети: Да!
Воспитатель : Следующий шаг - сбор материала. Как мы будем фиксировать получаемые сведения, чтобы не забыть ? Предлагаю маленькие листочки бумаги, на которых будетм делать заметки - рисунки, значки, символы, буквы, слова и т.п. Все карточки после фиксации информации будем класть в кармашки "фартука информации". Кто хочет стать собирателем информации и носить "фартук информации"? (Дети самостоятельно выбирают одного из детей). Предлагаю магнит обозначать кругом О . ( Каждый ребенок берет несколько листочков для фиксации.)
Пока не начали исследование, предлагаю выбрать главного научного исследователя, который будет рассказывать Лунтику всю информацию о магните, которую мы с вами добудем.
(Дети выбирают докладчика).
Сбор материала.
Первый метод "подумай сам".
Первый из выделенных нами методов - « подумать самостоятельно».
Воспитатель : Давайте подумаем, что такое магнит. Что вы знаете о нем?
Дети рассказывают о магните то, что сами знают. Делают вместе с педагогом пиктограммы (рисуночки) и кладут в кармашек "фартука информации". (Воспитатель помогает детям, если дети затрудняются с определением символа).
Второй метод « прочитать в книге».
Воспитатель : Из каких источников мы можем найти нужную информацию о воде?
Дети: Мы можем найти нужную информацию из книг, журналов, энциклопедий.
Воспитатель: В моей энциклопедии есть интересные факты. Подойдите к столу, рассматривайте.Поищите самую интересную и полезную информацию о магните в энциклопедии.
Дети рассматривают картины в книгах, находят информацию о том, что магнит действует через другие материалы, зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации" .
Третий метод " посмотреть в компьютере";
Дети смотрят презентацию о применении людьми магнита, рисуют пиктограммы и кладут в кармашек"фартука информации".
Четвертый метод « спросить у специалиста» или у взрослого.
Дети подходят к взрослым и просят об интересующем объекте (о полюсах магнита), зарисовывют и кладут в кармашек "фартука информации".
Воспитатель: Какой еще метод у нас остался?
Дети: Провести эксперимент.
А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.
Лунтик на Луне родился, (поднимаемся на носочки, руки разводим вверху)
Лунтик очень удивился !? (пожимаем плечами, руки в стороны внизу)
Дождик почему идет? (стучат указательным пальцем по ладошке)
И куда пескарь плывёт? (плавательные движения руками)
Почему цветок растет, (наклон на прямых ногах, руки вниз, медленно поднимает туловище
и руки вверх.)
Тянет к солнцу стебелёк? («цветок из ладошек» поднимаем над головой)
Лунтик в гости приходи, (шагаем)
Всё узнаем вместе мы! (хлопаем)
5 метод: "провести эксперимент и наблюдать".
Для проведения эксперимента приглашаю вас всех в лабораторию. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое лаборатория? Чем люди занимаются там?
Дети: Лаборатория-это место, где люди проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: С какой целью они проводят эксперименты?
Дети: Чтобы узнать или открыть что-то новое.
Воспитатель: Чтобы идти в лабораторию, предлагаю надеть халаты и шапочки, вспомнить правила поведения в ней.
Дети называют правила поведения в лаборатории:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не трогать оборудование, приборы без разрешения педагога;
- Нельзя засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Приступать к опыту только после объяснения воспитателем последовательности его проведения и только с разрешения воспитателя.
- Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
- Закончив работу, оставь рабочее место в чистоте, убери за собой.
ОПЫТЫ
ОПЫТ 1 "Какой он, магнит?"
Воспитатель: Ребята вы пришли в научную лабораторию. Проходите за свои рабочие места. У вас на столе лежит магнит, возьмите его в руки и потрогайте, внимательно посмотрите. Что вы можете о нем сказать? (ответы детей).
Дети: Магнит гладкий, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
Воспитатель: Какого они цвета? (красный и синий, черный).
Воспитатель: Какой формы ваши магниты? (прямоугольный, круглые, в виде подковы )
Воспитатель: Одинакового ли размера магниты?
Дети: Магниты разного размера: и маленькие, и большие.
Воспитатель: Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? (гладкий)
- Холодный или теплый? (холодный)
Воспитатель: Твердый или мягкий? (твердый)
Воспитатель: Итак, какой он, магнит?
ВЫВОД: Магнит гладкий, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.
Воспитатель: давайте зарисуем наши выводы (дети зарисовывают и кладут карточки в кармашек "фартука информации".)
Воспитатель: Продолжаем наше исследование. Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Хотите это проверить? (да)
ОПЫТ 2 "Что такое магнит? Какие предметы притягивает?"
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Как вы считаете, все ли предметы притягивает магнит? (гипотезы детей). Предлагаю проверить это научным путем. Возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.
Какой предмет притянул магнит у тебя, Саша?
Женя: Гвоздь .
Воспитатель : А у тебя Маша ?
Маша: Скрепка.
Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала сделаны эти предметы?
Дети: Они все из металла.
Воспитатель: А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите на зеленную тарелку (кладут). Какие предметы мы положили на зеленную тарелку? Из чего они сделаны?
Дети: Металлические (железные)
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)
Воспитатель: Остались предметы, из какого материала? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги) . Что об этом можно сказать?
Дети: Магнит пластмассу, дерево, стекло, бумагу не притягивает.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Итак, как вы думаете, что такое магнит?
Вывод (дети): Магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз повторим, чтобы Лунтик запомнил что такое магнит.
ОПЫТ 3 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Опыт «Действие магнита через стекло»
Воспитатель: В энциклопедии мы с вами узнали, что магнит действует через стекло, воду, картон и ткань. Как вы считаете, может магнит действовать через другие материалы? Проверим опытным путем? Что у нас на столах?» (Стаканы, магниты, металлические предметы)
Воспитатель: Если мы опустим скрепку в стакан, будет ли она двигаться за магнитом? Проверим?
Дети формулируют вывод: магнит притягивает металлические предметы через стекло.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Опыт «Действие магнита через воду»
Воспитатель: Если мы в стакан нальем воду. Как вы думаете, будет ли магнит притягивать металл через воду? Проверим?
Воспитатель: Налейте в стакан воду и опустите туда металлический предмет.
Дети наливают в стакан воду и отпускают металлическую скрепку.
Воспитатель: А теперь проверим, действует ли магнит через воду?» Опускаем магнит на веревочке в воду. «Что видим?»
Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
Воспитатель: Итак, магнит действует через воду?
Вывод (дети): Магнит действует через воду.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Опыт «Действие магнита через картон»
Воспитатель: Теперь предлагаю проверить, не помешает ли толстый картон магниту притягивать металлические предметы к себе.
На столе картонная коробка, в коробке металлические скрепки.
Проверьте, притягиваются ли они к магниту через картон? Помешал ли картон магниту двигать металлические скрепки?»
Дети: Нет. Картон не мешает металлическому предмету притягиваться к магниту.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: Магнит притягивает к себе металлические предметы через и картон.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Опыт «Действие магнита через ткань»
Воспитатель: Я думаю, что через ткань магнит не притягивает металлические предметы. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Проверим? Возьмите металлическую скрепку, положите на стол, а сверху покрывайте тканевой салфеточкой. А теперь поднесите свой магнит к серединке платка и медленно поднимайте. Что происходит?
Дети: Салфетка поднимается вслед за магнитом.
Воспитатель: О чем это говорит? Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети (делают вывод): Магнит притягивает металлические предметы через ткань.
Дети: (делают вывод) Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Воспитатель: (делают вывод): Всю ли информацию мы с вами проверили опытным путем?
Дети: Да.
Воспиатель: Тогда мы можем считать, что работа наша в лаборатории закончилась?
Давайте приведем наше рабочее место в порядок. (Дети аккуратно складывают все, с чем работали).
Теперь предлагаю снять халаты и шапочки, аккуратно повесить на спинку стула и сесть за стол.
Обобщение полученных данных.
Воспитатель: Ребята, много ли интересного мы узнали с вами о магните?
Дети: Много.
Воспитатель : Достаньте из кармашек ваши рисуночки-информации, разложите на столе так, чтобы все их видели. Разложите пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то , что на втором месте, на третьем месте и т.д.
А теперь попросим нашего главного научного исследователя облачиться в мантию и рассказать по пиктограмма все, что мы узнали о магните. А я буду снимать на телефон, а запись мы перешлем Лунтику.
Ребенок: Магнит-это предмет, который притягивает металлические предметы. Он гладкий, холодный, твёрдый, бывает красного, синего, черного цвета и разного размера и формы. Магнит притягивает металлические предметы через стекло, воду, дерево, ткань.
Магнит используется в магнитофонных колонках — динамиках, в холодильниках, в компасе, в телефонах, в игрушках, при строительстве и ремонте подводных сооружений, в детских играх.
Воспитатель: Итак, по вайберу в сию же секунду отправлю всю информацию Лунтику. (Отправляет)
На экране появляется радостный Лунтик : "Спасибо вам, юные земляне. Теперь все жители планеты Луна будут знать, что на планете Земля есть магнит."
Рефлексия.
- Как вы думаете, мы справились со своей работой, собрали все интересное о магните и переслали Лунтику?
- Что нового и интересного узнали вы сегодня о магните?
- Какая информация удивила вас?
- Что для вас было самым интересным?
- Какие опыты с магнитом мы проводили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы и дальше дружить с Лунтиком и рассказать много интересного о нашей планете?
Воспитатель : Ребята, вы сегодня большие молодцы, настоящие исследователи. Я хочу подарить вам магнитики, с помощью которых вы дома продолжите свои опыты и эксперименты и нам о них потом в группе расскажете. Спасибо вам, ребята. Желаю вам удачи! А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.
Список использованной литературы
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.
2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.
- М.: Просвещение,2004.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html
2. http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""
экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»
Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...
Познавательно-исследовательская деятельность .Тема "Волшебный магнит"
Цель: познакомить детей с магнитами и его свойствами, их формой, цветом, размерами, весом.Задачи: 1.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнети...
Волшебный магнит.
Конспект занятия по развитию исследовательских способностей детей . Дети опытным путем изучают свойства магнита, и в этом им помогают их любимые мультгерои Смешарики....
Конспект экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" (для детей старшей группы).
Эксперименты с магнитом ....
Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)
Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит»
Магнит притягивает и поднимает предметы, сделанные из металла....