Волшебный магнит.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию исследовательских способностей детей . Дети опытным путем изучают свойства магнита, и в этом им помогают их любимые мультгерои Смешарики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_magnit_so_smesharikami.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
занятия с детьми
в старшей группе на тему
«Волшебный магнит».
Составила воспитатель
Пахтелева Ю.В.
Самара
2014
Конспект занятия в разделе познание в старшей группе на тему «Волшебный магнит».
Цель: Формирование познавательной активности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству со свойствами магнита.
Задачи:
- Образовательная.
- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы в ходе исследовательской деятельности; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;(познание, коммуникация )
- учить детей ставить опыты и составлять предметно-схематическую модель; расширять представления детей о предметах и явлениях природы.(труд, социализация)
- Коррекционно-развивающая.
Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением ; расширить словарь по теме; развивать внимание, мышление, связную речь.
- Коррекционно-воспитательная.
Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе, воспитывать умение работать сообща, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование и материалы:
столики с разными материалами — предметами из дерева, стекла, резины, пластмассы, железа; некоторые пищевые продукты под салфеткой; белые халаты и магниты для каждого ребенка; проектор, скрепки, магнитофон, шляпа, музыкальная шкатулка.
Музыкальный материал: А.Рыбников музыкальная мелодия из к/ф «Усатый нянь».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Пространство для занятия разделено на две части. В одной — вешалка с халатами и столики с разными материалами. В другой части расположена доска с изображением схем (схемы скрыты от детей) и стульчики. Дети входят, садятся.
1.Орг.момент.(Воспитатель входит в шляпе и садится в круг вместе с детьми)
Солнце светит в небе ясно
Поздороваться пора,
А поможет нам игра.
«Шапочное приветствие»
Существует обычай: при встрече, в знак приветствия, поднимать шляпу.
Хорошие обычаи надо поддерживать. Я предлагаю для начала поздороваться шапочно. При помощи вот этой шляпы. Выглядеть это знакомство будет примерно так… (воспитатель снимает шляпу с головы, называет имя ребенка со словами «Здравствуй, …»и передает ее ребенку. Тот, в свою очередь, тоже снимает шляпу, делает легкий поклон и также называет имя соседа и т.д.)
Молодцы! Вот так быстро и весело мы все поздоровались.
2. Воспитатель: Ребята я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками.
Воспитатель: Все встали в круг, взялись за руки, закроем глаза и скажем волшебное заклинание.( Крибле-крабле-бумс!)(Звучит муз. шкатулка)
Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную комнату. Наше путешествие мы начнем с первого волшебства. Посмотрите, у нас появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой он на ощупь?
Ответы детей ( холодный, твердый, железный, тяжёлый) .
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень?
Магниты бывают разных форм и размеров.
Этот предмет нам поможет сделать первое волшебство.
(В это время кто-то стучится в дверь, воспитатель идет открывать дверь и приносит видеописьмо от Смешариков- Кроша и Копатыча в детский сад ребятам). Дети смотрят послание.
ВИДЕОПОСЛАНИЕ.
Восеннем лесу Крош и Копатыч ведут разговор.
Крош: Копатыч, смотри, холодает, листья опадают. Скоро зима наступит. А ты что-то задумался. Что с тобой?
Копатыч: Малину я люблю. А малины уже нет. Осень на дворе. Вот бы хорошо после зимовки наесться ее вдоволь. Да уж очень она мелкая и собирать ее тяжело! А лапы-то у меня грома-а-адные, никак эту мелочь не ухватят. Вот я и думаю, что же мне делать? Слышал я, что есть такая штука — магнит называется. Все-все к себе притягивает. Приставлю я ее к кусту малины, и все ягодки к этому магниту притянутся. Вот тогда я наемся!
Крош: Вот это да! И я такую штуку хочу! Как она называется? Гимнит?
Копатыч: Магнит, магнит.
Крош: Я бы с этим магнитом на огород отправился и всю морковку притянул. Вкуснота!.. Да нет, Копатыч, не бывает такого предмета, чтобы все-все к себе притягивал. Сказки это!
Копатыч: Смотри-ка, Крош, мы на опушку вышли. Вон детский сад виден, а вон и ребята сидят. Может, они нам помогут? Расскажут, правда ли магнитом что угодно к себе притянуть можно? Ау, ребята, вы слышите? Помогите!
Крош: Копатыч, а давай ребятам письмо пошлем по почте с нашей просьбой , пусть нам помогут.
Воспитатель: Ну как, ребята, поможем Крошу и Копатычу? Узнаем, правда ли это, что магнит все к себе притягивает? Еще говорят — примагничивает. Это трудное слово, давайте повторим его еще раз вместе: «Примагничивает».
Здесь на столиках — предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем опыты и попробуем узнать, проверить, исследовать, что притягивает магнит.
Затем все надевают халаты и достают из кармашков магниты.
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Проверим: притягивает ли магнит деревянные предметы? (Манипулирует с магнитом.)
Дети: Не притягивает.
Дети вместе с педагогом переходят к столику с предметами из резины и проверяют, действует ли на них магнит; делают заключение. Затем подобные действия повторяются у столика с предметами из стекла, пластмассы, бумаги, металла.
Воспитатель: Мы с вами чуть не забыли про самое главное: нужно проверить, не притягивает ли магнит малину. Специально для Копатыча. Вот только малины-то у нас нет. Почему?
Дети: Она летом созревает, а сейчас осень.
Воспитатель: Но зато у нас есть малиновое варенье. Какие еще продукты есть на этом столе? (Ответы детей.)
Дети проверяют, притягивает ли магнит варенье, морковку и другие продукты. Затем снимают халаты и садятся на стульчики.
Воспитатель: Что ж! Как ни жаль, придется сообщить Крошу и Копатычу: магнит малину и морковку не притягивает. Только писать-то мы еще не научились. Давайте-ка для них схему нарисуем, из которой будет ясно, что магнит притягивает, а что нет.
Педагог вывешивает на доске 2 плаката. В середине одной схемы — магнит, а другой - перечеркнутый магнит. По группе разбросаны рисунки с изображением разных предметов. Дети находят рисунки и прикрепляют его на ту или иную схему, исходя из свойств магнита. Схему сворачивают в трубочку .
Воспитатель: Ох, грустно Смешарикам будет такое сообщение получить. Не поесть им всласть... А может, мы им вместе с письмом малиновое варенье и морковку в лес отправим? Вот у меня ящик для посылки. Нам нужно написать на посылке адрес: иначе она не дойдет. Куда мы отправляем посылку?
Дети: В лес.
Воспитатель: Кому адресована посылка?
Дети: Смешарикам.
Воспитатель: От кого?
Дети: От нас — от ребят из детского сада.
Дети выбирают карточки с нужными символами и вставляют в прозрачные кармашки на коробке. Туда же кладут схему.
Воспитатель: Посылка готова. Оставим ее под деревом.
Воспитатель: Ну, мы свое дело сделали. Пожалуй, и отдохнуть пора.
Проводится подвижная игра «Магнит и предметы».Звучит музыка.
- МАГНИТ И ПРЕДМЕТЫ.
Цели: закрепить знания детей о магнетизме, полученные в результате экспериментирования; развивать воображение и способности к перевоплощению.
Один ребенок — «магнит», он сидит в стороне.
Ведущий: Я говорю волшебные слова «крибле-крабле-бумс» и превращаю вас в деревянные кубики. Кубики бегают по залу, прыгают, постукивают.
Дети бегают, хлопая друг друга по ладошкам и приговаривая «тук-тук-тук». Появляется «магнит», но никто не обращает на него внимания. Дети бегают, отталкиваясь друг от друга и от магнита ладошками.
Ведущий: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в резиновые игрушки.
Дети прыгают на носочках, приговаривая «пум-пум-пум» и не обращая на магнит внимания.
Ведущий: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в железные предметы.
Дети бегают, приговаривая «дон-дон-дон». Когда появляется магнит, все бегут к нему. Магнит медленно бегает по залу, дети за ним, держась за него руками.
А теперь ребята вернемся в нашу волшебную комнату и будем делать различные фокусы. Фокус.«Разборчивый гусь».
- Воспитатель. Многие считают гуся глупой птицей. Говорят «глуп как гусь».Но это не так. Вот тут у меня привязаны две ватки. Одну я макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится деревянная палочка без магнита). Кушай, маленький!.. Смотрите, не желает горчицы, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет ее есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка, с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому! И уговаривать не надо. А вы говорите — глупая птица.
Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое.) Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.
Воспитатель показывает детям картинку машины и спрашивает: «Может ли машина сама двигаться?» (Нет.) Ставит машинку на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стал двигаться автомобиль? Дети рассматривают фигурку машины и видят, что к подставкам прикреплены скрепки.
Воспитатель «нечаянно» роняет скрепку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Ответы детей). (Поднести магнит к стакану.)
Воспитатель. С помощью магнита можно рисовать!
Взять коробку с прозрачной пластиковой крышкой. На дно коробки кладется рисунок, на котором нарисованы домики, деревья, река. На рисунок высыпаются опилки. Коробка плотно закрывается. (Крышку можно закрепить скотчем.) Затем начинают водить магнитом по дну коробки, и опилки начинают складываться тем или иным образом. С помощью опилок можно изобразить ураган или пыльную бурю, которая все засыпает пылью.
А мы с вами сейчас будем с помощью магнита и скрепки двигаться по нарисованным дорожкам.
Воспитатель:
Ребята возьмите картонную карточку, на него положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
Что происходит со скрепкой? ( скрепка как будто «танцует»
Почему двигается скрепка? )
Ответы детей
Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
А сейчас ребята мы снова превращаемся из волшебников в детей.
Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей.
ИТОГ.
Ребята давайте подведем итог нашему путешествию в страну волшебства.
Что мы сегодня узнали?
Магнит притягивает железо.
Магнит действует сквозь бумагу.
Магнит действует сквозь стекло.
Железные опилки повторяют форму магнита, поэтому им можно рисовать.
Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
С помощью магнита можно быстро отделить железо от других материалов.
- Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. “Магнитная мозаика”, “Магнитная азбука”, “Рыболов”, крепления картин к доске).
Спасибо ребята за интересное занятие!
Раздается стук в дверь. Это посылка.
Дети вместе с педагогом по карточкам-символам разбирают обратный адрес на посылке.
Воспитатель: От кого же пришла нам посылка?
Дети: От Смешариков.
Воспитатель: Откуда?
Дети: Из леса.
Воспитатель: Кому?
Дети: Нам, ребятам из детского сада.
В посылке — корзинка с печеньем в виде грибочков. Педагог предлагает детям отведать угощение.
Это благодарность от Кроша и Копатыча.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""
экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»
Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...
Познавательно-исследовательская деятельность .Тема "Волшебный магнит"
Цель: познакомить детей с магнитами и его свойствами, их формой, цветом, размерами, весом.Задачи: 1.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнети...
Конспект экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" (для детей старшей группы).
Эксперименты с магнитом ....
Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)
Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит»
Магнит притягивает и поднимает предметы, сделанные из металла....
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....