Такие разные камни
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Такие разные камни.
Цель: знакомство детей с разнообразием камней.
Задачи:
- образовательные:
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности, растворимости в воде и т.д.;
- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.);
- дать детям первое представление о драгоценных камнях, из которых делают украшения;
- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
- развивающие:
- развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
- развивать навыки постановки опытов;
- развивать память, внимание, связную речь;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
- познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности);
- речевое развитие (развитие речи);
- физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).
Активизация словаря:
- камень, гора;
- твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, теплый;
- тонет, плавает, рисует, пачкает, растворяется, не растворяется;
- драгоценные камни, янтарь, жемчуг, коралл.
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка:
- поднос с разнообразными камнями,
- миски с водой,
- листы черной и белой бумаги.
У воспитателя:
- коралл,
- ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями,
- модель «вулкан»,
- опорные сигналы «признаки живых организмов»,
- рисунки к сказке «Гном и светлячок»,
- посылка с разнообразными природными камнями.
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они сказки, и предлагает послушать новую сказку.
Чтение воспитателем сказки «Гном и светлячок».
II часть.
Воспитатель: Гномик прислал нам посылку, в которую положил природные камни, добытые им в пещере.
Игра на ощущение.
Ребенок с завязанными глазами вытаскивает из посылки один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Например: «Мой камешек маленький, круглый, гладкий»
Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.
Дети выкладывают на магнитной доске карточки с опорными сигналами (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут).
Воспитатель: как образуются камни? (при разрушении гор)
Проводится игра «Гора и камешки».
Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.
Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»
III часть. Экспериментирование.
Дети садятся за столы.
Задания:
- Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством).
- Рассмотрите камешек через лупу. Что видно? (трещины, узоры, крупинки …)
- Из всех камней отберите морские камни. Какие они? (круглые, без острых углов). Почему они такие? (вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок; острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми).
Воспитатель предлагает взять несколько камешков в ладошки и потрясти их, чтобы дети почувствовали, как они стучат друг о друга.
- Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему? (камень тверже пластилина).
- Потрогайте разные камни, приложите их к щеке. Они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
- Можно ли рисовать камнем? Проверим, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, пачкают ли руки?
- Что будет, если положить камешек в воду? (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.
Все ли камни тонут?
Проводится опыт с керамзитом.
(Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).
Такие легкие воздушные камни образуются при извержении «дымящихся гор» - вулканов.
Воспитатель показывает опыт «Вулкан».
В бутылку с узким горлышком наливаем стакан уксуса, капаем несколько капель шампуня, добавляем сухой краситель. Две столовые ложки соды заворачиваем в туалетную бумагу и бросаем в бутылку с уксусом. Наблюдаем за грандиозным извержением вулкана.
- А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.
Физкультминутка «Мои умелые руки».
Стихотворение с движениями (музыкальное сопровождение – шум моря).
Мои руки – это волны, | Изображают руками волну. |
Мои руки – рыбки в море, | Кончики пальцев обеих рук соединяют. Делают плавные движения то в одну сторону, то в другую. |
Мои руки – это крабы, | Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают. |
Спустимся на дно морское. | Соединяют руки перед собой, опускают вниз, наклоняются. |
Там кораллы, словно ветки. | Соединяют руки перед собой, из пальцев образуют веточки. |
Водоросли раскачались без ветра | Руки вверх, плавно покачивают. |
Там ракушка обитает, | Ладони соединяют – раскрывают, изображая створки раковины. |
Воспитатель демонстрирует детям коралл и жемчуг.
- Драгоценные и полудрагоценные камни – выставка ювелирных изделий.
IV часть. Закрепление знаний.
Дети, используя опорные сигналы, рассказывают, что они узнали о камнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по теме"Такие разные камни" для детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлен материал по теме "Камни" для детей старшего дошкольного возраста...
познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...
Конспект занятия "ТАКИЕ РАЗНЫЕ КАМНИ"
Цель: познакомить детей с разнообразием камней....
презентация к конкурсу " Я исследователь" "Такие разные камни"
Презентация "Такие разные камни" воспитанника подготовительной группы МДОБУ №7 к конкурсу "Я исследователь"...
Конспект НОД в средней группе Тема: «Такие разные камни».
познакомить детей с разнообразием камней...
Экологическая тропа. Моя тема - Такие разные камни.
уже все выше сказано...
Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»
В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...