Конспект НОД по познавательному развитию: "Почему растаяла Снегурочка?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тема занятия: «Почему растаяла Снегурочка?»

Группа: средняя (4- 5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование познавательной активности детей при исследовании свойств воды, снега и льда.

Задачи:

1) Образовательные:

- обобщать знания детей в познании окружающего мира;

- расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда;

- учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;

- учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

2) Развивающие:

- развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы;

- вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

3) Воспитательные:

- воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой;

- формировать такие качества как: отзывчивость, дружелюбие.

Методы обучения:

- словесный (художественное слово, вопросы, загадки, словесная инструкция);

- наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом и льдом);

- практический (лепка снежных «пирожков»).

 - метод эксперимента был использован для формирования у детей наглядно – образного мышления (проведение опытов со снегом и льдом).

 - игровой (пальчиковая гимнастика, упражнение по самомассажу рук);

Формы организации: групповая.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом и льдом на прогулке, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках.

Материал и оборудование: иллюстрации зимы, снега, люда, снегурочки, таз со снегом, лед, поднос, стаканы прозрачные, игрушка «Снегурочка».

Структура занятия:

1.Вводная часть (4 минуты)

2.Основная часть занятия (12 минут)

3.Заключительная часть занятия (4 минуты).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вводная часть (4 минуты)

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой, после дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об одном необычном герое. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

 

Воспитатель: Правильно, это снегурочка! (Показывает детям игрушку «Снегурочка»).

Воспитатель: А давайте послушаем рассказ от Снегурочки и ответим на некоторые вопросы:

Воспитатель (от лица Снегурочки):  Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

– Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)

Я люблю зиму. Ведь мне только зимой можно приходить в гости к детям. Расскажите мне, что происходит зимой, какая погода бывает зимой.

(Дети называют приметы зимы)

Воспитатель: Да, Снегурочка, зимой очень холодно. Все покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. На улице мороз. С неба летят снежинки. Снежинки-это замерзшие капельки воды, которые превратились в тонкие иголочки. Когда снежинок падает много – много, то это уже снегопад! А еще зимой замерзают реки, озера. Они покрываются слоем льда.

 

2.Основная часть (12 минут)

Воспитатель: Снегурочка, ты сказала, что у тебя есть для нас сюрпризы. Покажешь?

(Снегурочка) : – Конечно, покажу, если вы сумеете отгадать мою загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

 

Воспитатель: Снегурочка нам принесла немного снега. Как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате. (Ответы детей).

Воспитатель: – Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду. А пока снег не растаял, давайте с ним поиграем. Играть со снегом мы будем в нашей лаборатории. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов. (Ответы детей)

Воспитатель: – Правильно. При проведении опытов необходимо:

1. Работать за своим рабочим место, не толкаясь и не мешая другому.

2. Внимательно слушать объяснение заданий.

3. Выполнять работу только с разрешения воспитателя.

4. Делать все аккуратно и дружно.

Воспитатель: Вот сколько снега в тазу, давайте потрогаем снег.

Воспитатель: - Какой снег?

(Холодный, мокрый, белый)

Воспитатель: - Чем пахнет снег?

(Снежинками, без запаха, ничем)

Воспитатель: - Что можно из него слепить?

(Снежки, снеговика)

Воспитатель: - Давайте, слепим снежные пирожки для Снегурочки. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.

Я пеку, пеку, пеку,

Пирожочек я слеплю.

Пирожочек я слеплю.

И в тарелку положу! (Дети кладут «пирожки» на поднос)

 

Воспитатель: - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега? (Да!)

- Какой формы «пирожки»? (Круглые)

- Что стало с нашими руками? (Замерзли, стали холодными, мокрыми)

- Почему руки замерзли? (Потому что снег холодный)

- Почему руки мокрые? (Снег растаял от теплых рук)

Воспитатель: - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные? (Дети трогают ладони друг у друга)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы согреть руки? (Ответы детей).

Самомассаж рук

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 

Воспитатель: - Ну, что, согрелись? (Да!)

- Ребята, что происходит с нашими «пирожками»? (Они тают)

- Во что превращается снег? (Снег превращается в воду)

- Почему «пирожки» тают? (В группе тепло)

Воспитатель: Ребята, Снегурочка, нам еще кое-что подготовила. Что это? (Лёд)

Воспитатель: Возьмите по одной льдинке, потрогайте ее, какая она? (Ответы детей)

- А если мы потрогаем льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а можно ли льдинки брать в рот? Почему? (Нет. Это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как льдинки очень холодные)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег и лед? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте это проверим. Проводят опыт: воспитатель опускает кусочек льда и снега в воду. Дети наблюдают за тем, как лёд и снег плавают на поверхности. (Так происходит потому, что снег и лёд легче воды).

Воспитатель: Ребята, какого цвета снег? Какого цвета лёд? (Ответы).

Проводят опыт (воспитатель прикладывает к снегу полоски бумаги белого, серого и голубого цвета. Наглядным путём определяют, что снег белого цвета).

Проводят опыт (воспитатель прикладывает картон разных цветов к ледяной пластинке. Дети наблюдают за тем, что картон виден через ледяную пластинку. Делают вывод, что лед просвечивает, потому что он прозрачный).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло со снегом и льдом в стаканчиках? (Они растаяли)

Воспитатель: - Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли. Давайте согреемся.

«Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (прыгают)

Головой слегка качают (качают головой)

И красиво приседают (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

 

3) Заключительная часть (4 минуты)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша Снегурочка загрустила. У нее, наверное, что-то случилось? (Показать картинки как снегурочка тает).

- Ребята, а почему тает Снегурочка? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, Снегурочка сделана из снега, а снег в комнате тает, потому что тепло. Вот наша снегурочка и растаяла.

- Ребята, а давайте вспомним, какие сюрпризы приносила вам Снегурочка. Какой снег? Какой лед? А что с ним случилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята вам понравились сюрпризы от Снегурочки? (Ответы детей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Почему растаяла Снегурочка?»

Тема занятия: «Почему растаяла Снегурочка?»

Группа: средняя (4- 5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование познавательной активности детей при исследовании свойств воды, снега и льда.

Задачи:

1) Образовательные:

- обобщать знания детей в познании окружающего мира;

- расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда;

- учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;

- учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

2) Развивающие:

- развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы;

- вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

3) Воспитательные:

- воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой;

- формировать такие качества как: отзывчивость, дружелюбие.

Методы обучения:

- словесный (художественное слово, вопросы, загадки, словесная инструкция);

- наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом и льдом);

- практический (лепка снежных «пирожков»).

- метод эксперимента был использован для формирования у детей наглядно – образного мышления (проведение опытов со снегом и льдом).

- игровой (пальчиковая гимнастика, упражнение по самомассажу рук);

Формы организации: групповая.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом и льдом на прогулке, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках.

Материал и оборудование: иллюстрации зимы, снега, люда, снегурочки, таз со снегом, лед, поднос, стаканы прозрачные, игрушка «Снегурочка».

Структура занятия:

#1042;водная часть (4 минуты)

#1054;сновная часть занятия (12 минут)

#1047;аключительная часть занятия (4 минуты).

ХОД ЗАНЯТИЯ

#1042;водная часть (4 минуты)

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой, после дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об одном необычном герое. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

Воспитатель: Правильно, это снегурочка! (Показывает детям игрушку «Снегурочка»).

Воспитатель: А давайте послушаем рассказ от Снегурочки и ответим на некоторые вопросы:

Воспитатель (от лица Снегурочки): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

– Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)

Я люблю зиму. Ведь мне только зимой можно приходить в гости к детям. Расскажите мне, что происходит зимой, какая погода бывает зимой.

(Дети называют приметы зимы)

Воспитатель: Да, Снегурочка, зимой очень холодно. Все покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. На улице мороз. С неба летят снежинки. Снежинки-это замерзшие капельки воды, которые превратились в тонкие иголочки. Когда снежинок падает много – много, то это уже снегопад! А еще зимой замерзают реки, озера. Они покрываются слоем льда.

#1054;сновная часть (12 минут)

Воспитатель: Снегурочка, ты сказала, что у тебя есть для нас сюрпризы. Покажешь?

(Снегурочка) : – Конечно, покажу, если вы сумеете отгадать мою загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Воспитатель: Снегурочка нам принесла немного снега. Как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате. (Ответы детей).

Воспитатель: – Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду. А пока снег не растаял, давайте с ним поиграем. Играть со снегом мы будем в нашей лаборатории. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов. (Ответы детей)

Воспитатель: – Правильно. При проведении опытов необходимо:

1. Работать за своим рабочим место, не толкаясь и не мешая другому.

2. Внимательно слушать объяснение заданий.

3. Выполнять работу только с разрешения воспитателя.

4. Делать все аккуратно и дружно.

Воспитатель: Вот сколько снега в тазу, давайте потрогаем снег.

Воспитатель: - Какой снег?

(Холодный, мокрый, белый)

Воспитатель: - Чем пахнет снег?

(Снежинками, без запаха, ничем)

Воспитатель: - Что можно из него слепить?

(Снежки, снеговика)

Воспитатель: - Давайте, слепим снежные пирожки для Снегурочки. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.

Я пеку, пеку, пеку,

Пирожочек я слеплю.

Пирожочек я слеплю.

И в тарелку положу! (Дети кладут «пирожки» на поднос)

Воспитатель: - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега? (Да!)

- Какой формы «пирожки»? (Круглые)

- Что стало с нашими руками? (Замерзли, стали холодными, мокрыми)

- Почему руки замерзли? (Потому что снег холодный)

- Почему руки мокрые? (Снег растаял от теплых рук)

Воспитатель: - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные? (Дети трогают ладони друг у друга)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы согреть руки? (Ответы детей).

Самомассаж рук

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Воспитатель: - Ну, что, согрелись? (Да!)

- Ребята, что происходит с нашими «пирожками»? (Они тают)

- Во что превращается снег? (Снег превращается в воду)

- Почему «пирожки» тают? (В группе тепло)

Воспитатель: Ребята, Снегурочка, нам еще кое-что подготовила. Что это? (Лёд)

Воспитатель: Возьмите по одной льдинке, потрогайте ее, какая она? (Ответы детей)

- А если мы потрогаем льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а можно ли льдинки брать в рот? Почему? (Нет. Это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как льдинки очень холодные)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег и лед? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте это проверим. Проводят опыт: воспитатель опускает кусочек льда и снега в воду. Дети наблюдают за тем, как лёд и снег плавают на поверхности. (Так происходит потому, что снег и лёд легче воды).

Воспитатель: Ребята, какого цвета снег? Какого цвета лёд? (Ответы).

Проводят опыт (воспитатель прикладывает к снегу полоски бумаги белого, серого и голубого цвета. Наглядным путём определяют, что снег белого цвета).

Проводят опыт (воспитатель прикладывает картон разных цветов к ледяной пластинке. Дети наблюдают за тем, что картон виден через ледяную пластинку. Делают вывод, что лед просвечивает, потому что он прозрачный).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло со снегом и льдом в стаканчиках? (Они растаяли)

Воспитатель: - Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли. Давайте согреемся.

«Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (прыгают)

Головой слегка качают (качают головой)

И красиво приседают (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

3) Заключительная часть (4 минуты)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша Снегурочка загрустила. У нее, наверное, что-то случилось? (Показать картинки как снегурочка тает).

- Ребята, а почему тает Снегурочка? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, Снегурочка сделана из снега, а снег в комнате тает, потому что тепло. Вот наша снегурочка и растаяла.

- Ребята, а давайте вспомним, какие сюрпризы приносила вам Снегурочка. Какой снег? Какой лед? А что с ним случилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята вам понравились сюрпризы от Снегурочки? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие». "Почему мы празднуем День Победы?"

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы? Можно рассказать об этом событии в истории нашей страны в виде игры. Игра в жизни дошкольника занимает особое место. Играя дети позна...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»ЗадачиОбразовательные: Способствовать расширению и углублению предста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие»«Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.Задачи:закрепить понимание экономических категорий «труд&r...

Технологическая карта конспекта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Почему не тонут корабли?"

Технологическая карта поможет провести занятие по опытно - экспериментальной деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию "Почему растаяла Снегурочка?" в средней группе

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?» (Окружающий мир)...