Главные вкладки
Экология
картотека по окружающему миру (старшая группа)
экология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_dlya_roditeley_i_detey_3-5_let_planeta_dolzhna_byt_chistoy.pdf | 124.57 КБ |
ekologiya_progulka_v_zimniy_les.docx | 145.04 КБ |
ekologicheskie_skazki.doc | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе:
«Прогулка в зимний лес»
Воспитатель: Прокопьева ВВ
Программное содержание:
Цель: Уточнить и обобщить представления детей о приспособленности диких животных и птиц леса к зиме.
Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни
Задачи: Учить узнавать следы животных. Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать у детей интерес к жизни животных, желание помочь животным в зимний период, бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Формировать умение правильно вести себя в природном окружении.
Ход занятия
Воспитатель:
Солнышко проснулось
Ребяткам улыбнулось.
Глазки закрываем.
Ручки поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Ребята, на улице уже похолодало, а мы в своих сердечках поселили теплоту и доброту, давайте теперь поделимся этим и передадим друг другу. (Дети передают друг другу тепло по ладошкам)
Теперь у вас появилось хорошее настроение? А теперь давайте подарим его нашим гостям, подуйте на ладошки. (Дети дуют на ладошки в сторону гостей).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Лес – это большой дом, где живут в дружбе и согласии звери и птицы.
- А, мы, если придем в лес, то кем будем? Конечно, гостями.
- А, вы, ребята, знаете, как надо вести себя в зимнем лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу:
Дети: В лесу нельзя шуметь.
Дети: В лесу нельзя мусорить. Зимой мусор не заметен – снег спрячет его. Зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли люди в лес
Дети: Нельзя ломать деревья, кусты.
Дети: В лес нельзя ходить без взрослых.
Воспитатель: Почему?
Дети: В лесу можно заблудиться.
Дети: В лесу может напасть дикий зверь.
Дети: В лесу можно наесться ядовитых ягод, грибов.
Дети: В лесу можно испугаться.
Дети: Главное правило – не навредить красоте зимнего леса: не раскидывать снег, не стряхивать снег с веток, не затаптывать следы животных.
Воспитатель: Правильно. Молодцы
Воспитатель: Там мы будем встречать птиц и зверей. Давайте возьмем для них угощение
Игра «Чудесный мешочек». Кто чем питается?
(в корзину берем орехи, желуди, сухие грибы, рыбу, семечки, сало, ягоды сухие, кора, сено и др.)
С вами мы пойдем гулять
В лес, зверюшек навещать
Но это лес – не просто лес
Это лес – страна чудес.
Сейчас в затылочек вставайте,
На прогулку вы шагайте.
Упражнение – разминка «В лес на лыжах мы пойдём»
Лыжи быстро мы берём
И по снегу мы идём.
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко
Тихонечко ступаем.
Чтоб в снегу не провалиться,
Быстро – быстро – быстро мчимся.
Воспитатель: Ребята, взгляните на экран внимательно.
(воспитатель читает стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою», на экране появляются картины зимнего леса).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий мороз.
Ребята, а чем пахнет воздух в зимнем лесу?
Дети: В зимнем лесу воздух пахнет свежестью.
Дети: В зимнем лесу воздух пахнет чистотой.
Дети: В зимнем лесу воздух пахнет прохладой.
Воспитатель: Ребята, а кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные.
Воспитатель: Почему этих животных называют дикими?
Дети: Место обитания этих животных – лес.
Дети: Лес дает им жилье и корм.
Дети: Дикие животные сами защищаются от врагов и непогоды.
Воспитатель: Зимний лес тихий, все зверушки попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны. Ребята, по лесу надо идти тихо, громко не разговаривать,
Посмотрите, сколько следов на снегу. Зимой следы на снегу могут о многом рассказать, надо только уметь их читать. Чьи же это следы?
Отгадайте загадку:
«У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора» (заяц).
Воспитатель: Какого цвета заяц зимой?
Дети: Заяц-беляк к зиме становится белым. На белом снегу его ни волк, ни лиса
не заметят.
Воспитатель: Заяц на зиму делает запасы?
Дети: Заяц на зиму не делает запасы.
Воспитатель: А чем питается заяц зимой?
Дети: Ночью заяц выходит на кормежку: ест кору с деревьев и кустов, молодые
веточки, сухую траву и сухую ягоду.
Воспитатель: А что же он делает днем?
Дети: Днем он прячется где-нибудь под кустиком или в заснеженном овражке,
чтобы его враги его не заметили.
Воспитатель: Как еще заяц спасается от своих врагов?
Дети: Зайца спасают быстрые задние ноги. Ими он отбивается от совы, убегает от лисы и волка. А его длинные уши хорошо слышат и чувствует
опасность. Он умеет прыгать и запутывать следы.
(стихотворение В. Берестова «Заячий след»)
Воспитатель:
В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы – вот так.
Туда, сюда, петляет след:
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет,
Прыг – скок.
А давайте и мы так попробуем попрыгать, как заяц. (дети прыгают).
В.: У меня есть маска зайца, на кого я ее надену, тот и расскажет про зайца.
Заяц.
Я - заяц. Зимой я стал белый – это помогает мне быть незамеченным моими врагами: лисой, волком и совами. Днем я прячусь от них в снежных ямках, под кустиками, а ночью выхожу покормиться. Грызу я кору деревьев и кустов, сухую траву, ягоду, молодые веточки. Спасают меня длинные, чуткие уши, быстрые задние ноги, а еще я умею петлять, запутывать следы, спасаясь от врагов.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Тяжело идти, много снега. Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, как будто тонут в сугробах. Поют песню:
Сто своих чудес
Нам откроет лес
Мы запомним все,
Что здесь увидим.
Сто своих чудес
Нам подарит лес,
Никого в лесу
Мы не обидим.
Воспитатель: А вот и следы. Чьи же они? Будто пробегала большая собака?
Дети: Это следы волка. Они похожи на следы собаки.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про волка?
Дети: Волк – злой и сильный хищник.
Зимой волкам трудно найти корм, поэтому они собираются в стаи.
Зимой волки не мерзнут. У них вырастает теплый, густой подшерсток,
поэтому они могут спать на снегу.
Дети: Жилище волка – логово.
Воспитатель: Зимой волки собираются в стаи и бегут друг за другом по снегу след вслед, потому что по глубокому снегу трудно бежать. Волки нападают на
зайцев, оленей, кабанов и даже на домашних животных. Но волк
не такой уж плохой, его называют «санитаром» леса: очищает лес от
больных, старых и слабых животных.
Волк (ребенок в маске волка).
Я, ребята, зверь лесной
И зимою очень злой
В одиночку не хожу
С волчьей стаей я брожу.
Лучше нам не попадаться
Надо нас остерегаться.
Но и мне трудно зимой
Еды не хватает
И волки голодают
Воспитатель: Как стало холодно: подул сильный ветер, мороз щиплет щеки, нос.
Натяните шапки на уши, поднимите воротник, потрите руки.
(дети выполняют игровые действия)
Физкультминутка.
Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны – по швам, хватит снега вам и нам.
Мы теперь метатели, бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Воспитатель: Вот мы и согрелись с вами. Посмотрите, чьи-то следы и шишки
разбросаны.
Загадка:
Быстрый маленький зверек.
По деревьям скок да скок.
Дети. Белка.
Воспитатель: Давайте встанем полукругом и поговорим о белочке. На вопросы отвечай, шишку другу передай (воспитатель задает вопросы, а дети передают шишку
и отвечают)
Где живёт белка? (в лесу)
Какое это животное? (дикое)
Зимой белка спит? (нет, спит, когда сильный мороз, а потом опять выходит
искать корм)
Какая у белки шубка? (серая) Что умеет делать белка? (прыгать, грызть, скакать)
Что любит кушать белка? (грибы, орехи, желуди, ягоды)Делает ли белка запасы на зиму? (да)
Как она делает запасы? (осенью нанизывает грибы на сучки – сушить)
Еще что? (орехи в дупло таскает) Как называется дом белочки? (дупло)
Какой у нее хвост? (большой, пушистый) Чем служит белке хвост? (рулем, парашютом)
Зачем белке кисточки на ушах? (зимой защищают от холода)
Кто враги у белки? (куница, ястреб, соболь на Дальнем Востоке) Назови детеныша белки? (бельчонок).
Воспитатель: А давайте поиграем?
Физкультминутка «Белка» (проговаривая слова, выкладывать грибы и шишки из корзины)
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
дети говорят хором:
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвёт орешки,
Все припасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
(по окончанию стихотворения все бегут, собирают отдельно грибы и шишки в разные корзинки)
Воспитатель: Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.
Посмотрите, кто это бежит по лесу?
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(лиса).
Следы лисы
Лиса (ребенок в маске)
Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь,
Живу в норе: там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую,
Или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Воспитатель: А знаете ли вы, как лиса ловит мышей? У лисицы очень хороший слух, мышку она слышит за 100 метров. Сквозь толщу снега она слышит звуки, которые издают мыши. Лисица, то не спеша трусит по снегу, опустив голову, то быстро роет снег передними лапами. То прыгает, изогнувшись так, что передние лапы почти касаются задних, и рыжая плутовка падает в снег всеми четырьмя лапами в одно место. Затем следует стремительный бросок – хищница хватает полевку. Это лиса мышкует.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Берлога
Воспитатель: А кто в берлоге?
Дети: Медведь
Следы медведя
Воспитатель: А что он там делает?
Дети: Спит.
Медведь (ребенок в маске)
Я в берлоге крепко сплю
И будить меня нельзя
К осени свой жир коплю
Много ем и много пью
Зимой с ежом одна у нас работа:
Крепко спать и весны ждать.
Воспитатель: Правильно, медведь зимой впадает в спячку. А если его разбудить, то он
может напасть на человека, рассердиться, что его разбудили, ведь ему
нечего кушать зимой. Такие медведи очень опасные и их называют
медведь-шатун.
Воспитатель: А как называют детенышей медведицы?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: А когда они появляются у нее?
Дети: Медвежата появляются зимой в берлоге, когда она спит.
Воспитатель: Давайте не будем беспокоить медведя и пойдем дальше.
Проводится массажная игра «Зимняя разогревалочка».
Если замерзают руки
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки
Как на печке разогреть
Сначала ладошки
Совсем как ледышки
Потом как лягушки
Потом как подушки
Согрелись ладошки
И горят как от огня
Вот потрогайте меня.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, раскраснелись ваши щечки, разрумянились. Весело вам зимой в лесу, но слышите, ветер засвистел, значит пурга начинается, вьюга снова завывает и дорожки заметает. И уходим мы назад, в наш любимый детский сад.
Дети подходят к заснеженным веткам, на которой фигурки птиц.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете этих птиц?
Дети поочередно называют птиц.
Воспитатель: Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Ребята, а синичка хочет поиграть. Закройте глаза.
На веточке появляется ласточка.
Воспитатель: Ребята, что изменилось?
Проводится игра «Кто лишний?»
Д/и «Один – много».
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Снегирь – много снегирей,
Клёст – много клестов,
Дятел – много дятлов,
Голубь – много голубей,
Воробей – много воробьёв.
Воспитатель: Холодно зимой птицам и голодно. А чем мы можем помочь птицам зимой? Какой корм для них можно заготовить? А куда можно насыпать птичкам корм?
Ответы детей.
Игра «Прилетайте, птички»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – воробьям
Эти крошки – голубям.
Галки и вороны,
Ешьте макароны!
Воспитатель: Мы повесим кормушку и покормим птиц.
Дети: Воробьям насыплем семечки, хлебные корочки.
Дети: Синичкам повесим сало.
Дети: Снегирям рябину.
Воспитатель: Молодцы!
Пословицы и поговорки:
Птиц, зверей оберегайте, и всегда им помогайте.
Кто, природу губит, тот свой край не любит.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!
И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М. Романовой:
Эту истину знаю от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"
.
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня было интересное занятие?
Дети: ответы
Воспитатель: А что вам запомнилось больше всего?
Дети: ответы
Воспитатель: Какой мы урок получили с этого занятия?
Дети: ответы
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...