Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
методическая разработка на тему

Николаева Елена Владимировна

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ekologiya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и

окружающем мире».

Чтоб радость завтрашнего дня,

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля!

И небо чистым быть!

Цели:

1. Расширить знания педагогов об охране окружающей среды;

2. Повысить компетенцию педагогов в сфере экологического воспитания детей;

3. Усовершенствовать профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности в работе с родителями и малышами.

Задачи:

1. Выявить уровень подготовленности педагогов по вопросам охраны природы;

2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;

3. Воспитывать любовь к окружающей природе;

4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;

5. Показать примеры для практической работы с родителями и детьми.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть: Экологический тренинг для педагогов.

2. Практическая часть тренинга:

1. «Визитная карточка» команд

2. Разминка

3. Блиц - конкурс

4. Решение профессиональных ситуаций

5. Творческое задание

6. Кроссворд «Природа»

7. Музыкальный конкурс

2. Заключение.

Ход семинара:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре-практикуме.

Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию. Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе. Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают знания, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.

В детском саду экологическое воспитание способствует:

- формированию начальных представлений о природоведении;

- формированию уважительного отношения и интереса к природе.

До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен, не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, малыши.

Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:

- игры;

- занятия и беседы;

- проведение праздников природной тематики;

- проведение родительских собраний посвященных определенной теме;

- прогулки с наблюдением за окружающим миром;

- выставки совместного творчества детей и родителей;

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию в первой младшей группе - это прогулки на свежем воздухе, во время которых педагог или родитель акцентирует какие-либо особенности живой природы, видимые глазам детей.

В детском саду готовят музыкальные утренники «Праздник Осени», «Праздник Весны», «Праздник Лета», «Праздник Зимы».

Дети могут приобретать и практический опыт в общении с природой, помогая, например родителям поливать комнатные цветы или огородные растения. Пусть и из крохотной леечки, но уже с осознанием важности происходящего. Во время работы можно провести небольшую беседу о том, почему нужно ухаживать за растениями.

Формы работы с педагогами: Игры, практикумы и семинары - направленные на приобретение экологических навыков, повышение квалификации. Соревнования по разработке и проведению лучшего экологического дидактического занятия или родительского собрания.

Формы взаимодействия с родителями: Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов, конкурс на самую лучшую кормушку, привлечение родителей к рисованию стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов родителям «Берегите природу».

Практическая часть.

1. Визитная карточка.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам начать практическую часть нашего семинара. В течение 2 минут придумайте название команды и визитную карточку.

Природа - важнейшее средство развития ребенка, ведь малыш общается с ней круглый год, совершая открытия в круговороте сезонов. Зимой кружится белый пушистый снежок, весной - набухают почки на деревьях, распускаются цветы, поют птички. Лето - это море, речки, поля, обилие фруктов и овощей, и, наконец, золотая осенняя пора- сенокос, прохладный дождик.

Перед воспитателем стоят определенные задачи, тесно взаимосвязанные между собой:

1. формирование у малышей системы начальных знаний о природе;

2. формирование у детей трудовых навыков и умений;

3. формирование у ребят любви и уважения к природе с самого юного возраста;

2. Разминка.

Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы.

А) Что же такое экология? (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)

Б) Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста? (потому что именно у дошкольников закладываются жизненные ценности и основы правильного отношения к миру)

В) Какова роль педагогов и родителей в прививании основ экологического воспитания?

Г) Приведите примеры взаимодействия родителей и ребенка в процессе экологического воспитания?

Д) Назовите составляющие предметно - развивающей среды, используемые для экологического воспитания малышей в детском саду. (уголок природы, учебные панно, паспорта растений, методическая и художественная литература, сад на территории учреждения) .

Е) Перечислите устные методы экологического воспитания детей (рассказы, беседы, чтение художественных произведений о живой природе)

Ж) Перечислите практические методы экологического воспитания малышей (игры, конструирование поделок)

З) Перечислите формы организационной работы с дошкольниками (занятия, прогулки, экологические утренники, посильный труд в саду)

И) Какие условия, необходимо создать в детском саду для организации правильного экологического воспитания детей? (Уголок природы группе, участок для каждой группы на улице)

К) Что необходимо разместить в уголке живой природы? (Растения, животных, рыбки, природный календарь, рисунки и поделки малышей, оборудование по уходу за животными и растениями)

3. Блиц-конкурс :

Еще в древности люди научились взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям

- Паук плетет большую паутину – (к сухой погоде) .

– Греется уж на дороге – (будет дождь) .

– Птицы низко летают – (скоро дождь) .

- Черемуха в цвету– (к холоду, заморозкам) .

- Если утром трава сухая – (к вечеру будет дождь) .

- Перед дождем цветы – (пахнут сильнее).

- Ворона кричит зимой – (к метели) .

- Лягушки квакают – (к дождю) .

- Воробьи купаются в пыли– (к дождю) .

- Звезда рядом с луной– (к потеплению) .

Звезды сильно блестят- (к морозу) .

Сверчок стрекочет- (к хорошей погоде)

Может быть кто-нибудь из вас помнит и другие приметы?

4. Решение педагогических ситуаций

Каждой команде предоставляется возможность решить педагогическую ситуацию (раздать каждой команде по 1 ситуации) на обдумывание дается 5-7 минут.

Примеры педагогических ситуаций:

А) Вашему взору предстает картина: на лавочке разговаривают две мамы, в это же время их детки топчут саженцы цветов неподалеку. Как вы думаете, почему это происходит? Как вы поведете себя в этой ситуации, пройдете мимо или остановитесь?

Б) Во время дневной прогулки, девочка играла в песочнице и не услышала, когда воспитатель позвала детей. Педагог построила малышей и повела их в группу. Девочка увидела, что все уходят и побежала догонять, споткнулась о ведерко и упала. Назовите ошибки воспитателя и его дальнейшие действия.

5. Творческое задание.

Без сомнения, профессия воспитателя подразумевает под собой неограниченную фантазию и море выдумок. Вашему вниманию представляется творческое задание. Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке.

1) Весна красна цветами, а осень - снопами.

2) Что летом родится- зимой сгодится.

3) Яблоко от яблони недалеко падает.

4) Береги нос в сильный мороз.

5) Мороз не велик, да стоять не велит.

6. Музыкальный конкурс.

Каждая команда исполняет отрывок из песни о природе.

Заключение:

На этом разрешите закончить наш семинар-практикум, надеюсь, что каждый из вас освежил в памяти старые и почерпнул для себя новые знания. В заключение хочется предложить просмотр выставки методической и художественной литературы по экологии. Желаю успехов в нелегкой, но такой увлекательной и интересной работе педагога-воспитателя! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума "В страну знаний" с родителями

Познакомить родителей с играми, способствующими  развитию у детей познавательных процессов...

Конспект совместной деятельности детей и взрослого по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе ТНР Викторина «Весенние деньки»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ВИКТОРИНА «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ»Очень увлекательное, интересное занятие, направленное на формирование представлений о сезонных изменениях в природе, с наступление...

Семинар – практикум «Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:ребенок непосредственно включен в совм...

Семинар-практикум «Формирование трудовых знаний и навыков в процессе обучения детей дошкольного возраста шитью».

В детстве закладываются основы трудовой закалки человека-вот почему мы уделяем большое внимание трудовой деятельности дошкольников.Основныеизадачи, которые должны решать воспитатели,-это совершенствов...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Освоение исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов....

Семинар- практикум " Общение детей со взрослыми"

Сущшость и значение речевого этикета...