Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие по страницам Красной книги Республики Алтай»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Окашева Акжол Есентаевна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Красной книге Республики Алтай, о представителях животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx529 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

на тему «Путешествие по страницам Красной книги Республики Алтай»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Красной книге Республики Алтай, о представителях животного мира.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с Красной книгой, её значением, историей её создания;
  • Продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе;
  • Расширять представления об особенностях приспособления редких животных к окружающей среде;
  • Уточнить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полным предложением;
  • Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения;
  • Развивать познавательные способности, память, внимание и воображение детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.

Материалы: письмо от жителей леса. Красная книга Республики Алтай. Карточки с картинками для дидактической игры «Разрешается-запрешается». Карточки с дикими животными с отдельно их хвостики. Картинки с животными из Красной книги манул, архар, горный гусь, белая сова. Цветная бумага для изготовления с детьми собственной Красной книги.

Ход занятия:

Организационный момент: Доброе утро, ребята! Давайте с Вами поприветствуем, друг друга и подарим хорошее настроение! (Минутка приветствия).

Мы в кружок все соберемся.

Дружно вместе улыбнемся!

И пожелаем друг другу, друзья,

Хорошего и светлого дня!

Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад, я встретила почтальона, который передал необычное письмо от жителей леса. Давайте послушаем, что же в нём написано. (Чтение письма от друзей леса).

Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Внимание! Внимание! У нас случилась большая беда! Раньше наш лес был веселым и напоминал богатую кладовую с грибами и ягодами. Но вот недавно в нашем лесу стали появляться свалки с мусором, деревья со сломанными ветками. Животным стало страшно гулять в нашем лесу, так как сюда стали часто наведываться браконьеры. Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? Прилетала к нам сорока, и на хвосте принесла весть, что есть какая-то Красная книга, что только она нам поможет. Помогите, нам узнать, что это за книга такая!

Ребята как вы думаете, о какой беде нам пишут лесные друзья? (Могут исчезнуть животные и растения).

О какой книге говорится в письме от друзей леса? (О Красной книге).

Как выдумаете, почему книгу назвали Красной? (Красный означает цвет опасности).

Ребята, мы же поможем нашим лесным друзьям? Готовы? Тогда отправляемся в путь. (Ходьба по «лесной тропинке», проходят по мостику через речку. Проходят по массажным коврикам).

Основная часть:

Рассказ воспитателя о Красной книге: В Красную книгу внесены редкие и исчезающие растения и животные. В ней указана численность, места обитания и меры, которые приняты для охраны видов, находящихся на грани вымирания.

Эта важная книга нужна для того, чтобы люди знали, кого в природе осталось совсем мало. На основании документа проводятся работы по их защите, охране, и воспроизводству. Из-за деятельности человека многие существа оказались в опасности. Люди строят дороги, дома, заводы на месте лесов, охотятся на животных. Полностью вымерло более ста видов птиц и млекопитающих. Редкие виды не могут выжить без помощи человека. Для их спасения требуется создавать специальные заповедники и питомники.

Не случайно у книги красная обложка. Этот цвет является сигналом тревоги и опасности. Страницы в справочнике разного цвета: на черных изображены исчезнувшие виды, на красных – все, кто находится под угрозой вымирания. Оранжевый и желтый цвет страниц говорит о том, что ситуация здесь немного лучше, но все же требуются срочные меры по спасению. На зеленых листах изображены животные и растения, которые пребывают в порядке, но все-таки вызывают некоторые опасения. Серый цвет означает, что данные виды мало изучены, так как обитают в труднодоступных местах.

Ребята, а как вы думаете, охранять нужно только тех животных, птиц и растения, которые занесены в Красную книгу? (Нет, нужно оберегать всю природу).

Правильно ребята, охранять нужно всю нашу планету. Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лесу.

Дидактическая игра «Разрешается – запрещается».

  • Наблюдать за муравьями – Разрушать муравейники;
  • Любоваться цветами, нюхать их – Рвать цветы для букетов;
  • Наблюдать за лягушками, жабами, ёжиком – Брать их домой;
  • Издали наблюдать за птичьими гнездами – Трогать или близко подходить к ним;
  • Слушать пение птиц – Шуметь в лесу, включать громко музыку.
  • Собирать в лесу грибы – Вырывать грибы с корнем, сбивать ядовитые грибы ногой.

Молодцы ребята, на всё ответили верно! Запомните, что можно делать в лесу, а что нельзя.

Ребята, а давайте мы с вами сейчас, отправимся в путешествие к диким животным.

Физкультминутка «Дикие животные».

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой – лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой – ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой – медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою – белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой – зайчихой – косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Загадывание загадок о животных из Красной книги:

  1. По хребтам высоких гор,

Чувствуя долин простор,

Не пугаясь высоты,

Скал, ущелий, темноты;

Скачут, прыгают с обрывов,

В дали мчатся коллективом

Осторожные отары…

Как зовём мы их? … (Архар)

  1. В снежных горах Азии 

Прячется тот кис:

Грозный и пушистый ... (Снежный барс)

  1. Пушистый кот,

В степи живёт.

Сердитый взгляд,

Он нам не рад.

На него ты лишь взглянул –

Злобно заворчал … (Манул)

Изготовление с детьми Красной книги:

Ребята! Есть международная Красная книга, куда записаны редкие животные всех стран мира. У каждой страны есть своя Красная книга. Я предлагаю сегодня создать свою Красную книгу Республики Алтай.

Страницы нашей книги будут разноцветные, на них мы будем наклеивать вырезанные картинки с изображением животных. Каких животных мы поместим на страницы красного цвета? А на желтые страницы? А на зеленых страницах? (Совместная деятельность с детьми).

Вот такие странички получились в нашей Красной книге.

Заключительная часть:

Вот наше занятие и подошло к концу. Мы сегодня много всего с вами узнали, вы большие молодцы. О ком и о чём мы сегодня говорили? А что мы делали? О чём Вы не слышали раньше, а сегодня узнали? Что Вам больше всего понравилось на занятии? Никогда не обижайте животных, а наоборот – берегите их и охраняйте природу! Спасибо ребята. До свидания!

C:\Users\мади 111\Desktop\IMG-20241108-WA0031.jpgC:\Users\мади 111\Downloads\IMG-20241108-WA0040.jpg

C:\Users\мади 111\Desktop\IMG-20241108-WA0032.jpg C:\Users\мади 111\Desktop\IMG-20241108-WA0033.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме: «Путешествие по реке Кубань».

Непосредственно- образовательная деятельность  построена в игровой форме с учетом регионального компонента, направлена на  воспитание у детей  чувства патриотизма, любви к родному краю,...

КОНСПЕКТ ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема "Путешествие в прошлое жилище"

Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Пополнить знания детей о конструкциях домов; продолжать зна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие по Золотому Кольцу России»

Форма организации занятия: занятие  - путешествие.Задачи:  Образовательные:Познакомить с городами, образующими Золотое кольцо России;Систематизировать и расширить знания по теме;Учить д...

Проект на тему: "Путешествие по страницам Красной книги"

Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования....

Проект на тему "Путешествие по страницам Красной книги"

Цель:  познакомить детей с Красной книгой, как государственным документом и её значением; сформировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.Задачи:Образо...