Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе на тему: " Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» города Николаевска»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Утверждено
Заведующий МБДОУ «Сказка»
Т.В.Меденцова
Тема: «Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области»
Проведено в рамках экологического месячника
Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе
Подготовила и провела
воспитатель
первой квалификационной категории
Ключко Наталья Валерьевна
Сентябрь 2017
Цель: формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
обучающие: формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле; познакомить с Красной книгой и её содержанием; выявить значимость «Красной книги», для чего она создана;
развивающие: развивать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде;
воспитывающие: воспитывать эмоционально-положительного отношения к природе родного края; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.
Предварительная работа: знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений», «Животный мир», чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера, изготовление ширмы «Правила поведения в природе».
Ход НОД
- «Дети, давайте встанем дружно в круг и поздороваемся друг с другом. Подарим улыбки друг другу» (стук в дверь, воспитатель открывает дверь, за ней лежит посылка).
- Ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Давайте ее откроем. (Посылка не открывается).
- Ребята, здесь написано, что нужно правильно отгадать загадки и посылка откроется.
Говорила мама Саше:
– не пойдем сейчас – опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а … (красный)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
- Какие вы все молодцы, давайте попробуем открыть посылку. (Воспитатель достает Красную книгу).
- Ребята, здесь книга. Какая-то она необычная, красная.
Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?
- А что может означать красный цвет?» (данный цвет предупреждает, остановись – опасно).
- Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда.
-Давайте откроем ее и посмотрим, что же внутри.
Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. Страницы у неё разных цветов. На белых листах книги помещены сведения о растениях и животных, которых осталось очень мало – их так и называют «редкие».
- На жёлтых – «уязвимые» виды: они ещё могут выжить сами, без помощи человека.
- На красных листах – о видах находящихся под угрозой исчезновения, и которые уже не смогут спастись сами без помощи человека.
- На зелёных – «спасённые», находящиеся теперь уже в безопасности.
- Чёрными страницы стали тогда, когда это животное или растение исчезло с лица Земли навсегда. (рассматривание Красной книги).
- У каждого государства существует тоже своя Красная книга. Создана и Красная книга России, и даже у каждой области есть своя Красная книга.
- Давайте познакомимся с Красной книгой нашей Волгоградской области, с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу и которые нуждаются в нашей защите.
Игра «Загадки Красной книги. Угадай, кто я?»
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это. (Цапля)
Вверх ногами спят девицы
Ночных полетов мастерицы
(рукокрылые, летучие мыши)
Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зелёной ножке. (Ландыш)
Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.
Плывёт белоснежка на зелёной лодочке. (Кувшинка)
Белый, синий, голубой
Появился он весной
Из - под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник)
-Молодцы, ребята, все эти птицы, растения находятся под угрозой исчезновения.
А сейчас Паша расскажет нам о птице, которая тоже оказалась в Красной книге. (Рассказ ребенка о птице – Дрофе)
Дрофа — очень крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Ходит неторопливо. Живет в степях. Часто селится на пастбищах, пашнях и других используемых человеком землях. Дрофа питается растительной и животной пищей — травами, зеленой частью растений, которые выращивает человек, насекомыми, иногда ящерицами и грызунами, похожими на мышей. Птенцов выводит с апреля по июнь, откладывает — 1—3 яйца желтой, зеленой или голубой окраски со сложным рисунком.
-Вы слышите, как мало яиц откладывает дрофа. Как вы думаете, могло ли это тоже оказаться причиной попадания дрофы в Красную книгу? (ответы детей).
- А сейчас я предлагаю вам послушать звуки. Которые издает дрофа. (слушание пения дрофы)
- Ребята, если вы услышите эти звуки- знайте, что рядом гнездо дрофы, будьте осторожны и не разоряйте гнездо.
- Что же стало основными причинами вымирания дроф? (Основные причины вымирания – это дела человека: охота и неосторожное использование сельскохозяйственной техники).
(во время рассказа, на доске появляются картинки с изображениями дрофы).
- А сейчас Алеся нам расскажет о птице, которую зовут – Журавль- красавка.
Красавка — единственный журавль, который живет в степной зоне России. Это самый маленький вид журавлей, весит он 2-3 кг., а его рост - мне до пояса. Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются, а иногда и устраивают гнезда, на полях недалеко от ручьёв, рек, маленьких озёр. Птенцов выводит в апреле во время дождей. Гнездо устраивается прямо на земле, где много травы, чтобы скрыть гнездо от посторонних глаз: это небольшая ямка, выложенная веточками, камешками, в которой скоро появятся 2-3 яйца с рыжими пятнами.
- Что же едят красавки?
Журавли – красавки едят фасоль, горох, пшеницу, ячмень, насекомых, разных мелких животных.
- Как вы думаете, почему они попали в Красную книгу? (многие журавли погибли, потому что не смогли научиться жить без степей, которые занял человек и посадил на них овощи, ягоды. Выжили те, кто смог научиться жить на распаханных полях).
- Конечно, вы правы. А вот Белая Кувшинка страдает из-за того, что она всем нравится. Кувшинка цветет с начала лета до самой осени и, увидев её нежную красоту, все хотят обязательно сорвать цветок. А потом выбросить его, т. к. Кувшинка не живёт в вазе, а сразу плотно закрывает свои лепестки. И вот Белая кувшинка – уже в Красной книге. При встрече с Белой Кувшинкой помните об этом! (показ иллюстраций).
Физкультминутка:
«В месте по лесу идем»
В месте по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов во круг! (Потягивания - руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И налево и направо. (Наклоны к правой и левой ноге)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивание - руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (дети садятся на стульчики)
Игровое упражнение «Разрешается – запрещается»
- Ребята, я буду вам показывать иллюстрации, а вы должны ответить разрешено или запрещено это делать.
Запрещается:
– разорять птичьи гнезда;
– рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;
– ломать ветки деревьев, кустов;
– давить насекомых;
– шуметь в лесу;
– разводить костры без взрослых;
– оставлять мусор в лесу и водоемах;
– сбивать мухоморы и прочие поганки;
– убивать лягушек и ужей;
– брать лесных зверьков домой.
Разрешается:
- посадка деревьев;
- подкормка зверей, птиц;
- уборка мусора,;
- постройка скворечников;
- создание заповедников;
- очистка заводами загрязнённого воздуха и воды.
- А кто помнит, как называются такие места, где живут охраняемые птицы, животные? (заповедники)
- Молодцы. Вот мы и поделились знаниями о птицах, растениях, животных, которых нужно охранять и беречь. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и разгадаем кроссворд.
1. Маленькая птичка с чудесным голоском (соловей).
2. Крупная птица, на которую в 19 веке было модно охотиться (дрофа).
3. Что нужно делать людям, чтобы не исчезли эти и многие другие виды птиц (охранять).
4. Как называют журавля. Занесенного в красную книгу Волгоградской области? (красавка).
5. Назови одним словом: птицы, звери, деревья, кусты. (природа)
6. Где записаны все виды исчезающих птиц? (в Красной книге)
7. Как называется место, где все находится под охраной? (заповедник).
(по вертикали получится слово - сохрани)
- Ребята, какое слово у нас получилось? Что значит СОХРАНИ? (дети высказывают свое мнение) зачем нам сохранять природу?
- Ребята, а давайте с вами создадим свою Красную книгу. А для этого, нам нужно узнать какие животные в нашей области нуждаются в охране. Вы вместе со своими родителями найдете информацию про этих животных, а потом мы с вами составим из найденной вами информации нашу Красную книгу.
Подведение итогов:
- Ребята, с какой важной книгой мы с вами сегодня познакомились? Для чего она нужна? Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающих нас растений и животных? (соблюдать Правила поведения в природе). Помните, что природа очень ранима и чувствительна к поступкам людей и нуждается в особой защите. Надо спасти и сохранить этот удивительный и разнообразный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"
В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...
Конспект НОД по познавательному развитию детей в средней группе по теме "Путешествие в царство комнатных растений"
Конспект НОД по познавательному развитию детей в средней группе...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».
Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...
Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе на тему: "Гости в дом - радость в нем"
Работа с тестом всегда приносила детям истенное удовольствие....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Путешествие в лесную школу"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему:"Путешествие в лесную школу" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизе...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Посев овса».
КОНСПЕКТзанятия по познавательному развитию детейв старшей группе по теме: «Посев овса».Воспитатель: Кудряшова М.С Программное содержание: Ознакомление детей с семенами овса и их...
Конспект ОД по познавательному развитию (математика) в старшей группе на тему"Путешествие в страну Математика"
Дети закрепляют счёт в пределах 10. Совершенствуют знания о геометрических фигурах и ориентируются на плоскости. Решают задачу с опорой на наглядность. Закрепляют навыки вычислительной деятельности, р...