Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе на тему: " Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ключко Наталья Валерьевна

Проведено в рамках экологического месячника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» города Николаевска»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

                                           Утверждено

                          Заведующий МБДОУ «Сказка»                

                                                                                                                        Т.В.Меденцова

Тема: «Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области»

Проведено в рамках экологического месячника

Конспект НОД по познавательному развитию детей  в старшей группе

Подготовила и провела

воспитатель

первой квалификационной категории

                          Ключко Наталья Валерьевна                

        

                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                          Сентябрь    2017

Цель: формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

обучающие: формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле; познакомить с Красной книгой и её содержанием; выявить значимость «Красной книги», для чего она создана;

развивающие: развивать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде;

воспитывающие: воспитывать эмоционально-положительного отношения к природе родного края; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.

Предварительная работа: знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений», «Животный мир», чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера, изготовление ширмы «Правила поведения в природе».

Ход НОД

- «Дети, давайте встанем дружно в круг и поздороваемся друг с другом. Подарим улыбки друг другу» (стук в дверь, воспитатель открывает дверь, за ней лежит посылка).

- Ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Давайте ее откроем. (Посылка не открывается).

- Ребята, здесь написано, что нужно правильно отгадать загадки и посылка откроется.

Говорила мама Саше:

– не пойдем сейчас – опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а … (красный)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

- Какие вы все молодцы, давайте попробуем открыть посылку. (Воспитатель достает Красную книгу).

- Ребята, здесь книга. Какая-то она необычная, красная.

Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?

- А что может означать красный цвет(данный цвет предупреждает, остановись – опасно).

- Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда.

-Давайте откроем ее и посмотрим, что же внутри.

Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. Страницы у неё разных цветов. На белых листах книги помещены сведения о растениях и животных, которых осталось очень мало – их так и называют «редкие».

- На жёлтых – «уязвимые» виды: они ещё могут выжить сами, без помощи человека.

- На красных листах – о видах находящихся под угрозой исчезновения, и которые уже не смогут спастись сами без помощи человека.

- На зелёных – «спасённые», находящиеся теперь уже в безопасности.

- Чёрными страницы стали тогда, когда это животное или растение исчезло с лица Земли навсегда. (рассматривание Красной книги).

- У каждого государства существует тоже своя Красная книга. Создана и Красная книга России, и даже у каждой области есть своя Красная книга.

- Давайте познакомимся с Красной книгой нашей Волгоградской области, с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу и которые нуждаются в нашей защите.

Игра «Загадки Красной книги. Угадай, кто я?»

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это. (Цапля)

Вверх ногами спят девицы

Ночных полетов мастерицы

(рукокрылые, летучие мыши)

Появились бубенчики –

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зелёной ножке. (Ландыш)

Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.

Плывёт белоснежка на зелёной лодочке. (Кувшинка)

Белый, синий, голубой

Появился он весной

Из - под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник)

-Молодцы, ребята, все эти птицы, растения находятся под угрозой исчезновения.

А сейчас Паша расскажет нам о птице, которая тоже оказалась в Красной книге. (Рассказ ребенка о птице – Дрофе)

Дрофа — очень крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Ходит неторопливо. Живет в степях. Часто селится на пастбищах, пашнях и других используемых человеком землях. Дрофа питается растительной и животной пищей — травами, зеленой частью растений, которые выращивает человек, насекомыми, иногда ящерицами и грызунами, похожими на мышей. Птенцов выводит с апреля по июнь, откладывает — 1—3 яйца желтой, зеленой или голубой окраски со сложным рисунком.

-Вы слышите, как мало яиц откладывает дрофа. Как вы думаете, могло ли это тоже оказаться причиной попадания дрофы в Красную книгу? (ответы детей).

- А сейчас я предлагаю вам послушать звуки. Которые издает дрофа. (слушание пения дрофы)

- Ребята, если вы услышите эти звуки- знайте, что рядом гнездо дрофы, будьте осторожны и не разоряйте гнездо.

- Что же стало основными причинами вымирания дроф? (Основные причины вымирания – это дела человека: охота и неосторожное использование сельскохозяйственной техники).

(во время рассказа, на доске появляются картинки с изображениями дрофы).

- А сейчас Алеся нам расскажет о птице, которую зовут – Журавль- красавка.

Красавка — единственный журавль, который живет в степной зоне России. Это самый маленький вид журавлей, весит он 2-3 кг., а его рост - мне до пояса. Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются, а иногда и устраивают гнезда, на полях недалеко от ручьёв, рек, маленьких озёр. Птенцов выводит в апреле во время дождей. Гнездо устраивается прямо на земле, где много травы, чтобы скрыть гнездо от посторонних глаз: это небольшая ямка, выложенная веточками, камешками, в которой скоро появятся 2-3 яйца с рыжими пятнами.

- Что же едят красавки?

Журавли – красавки едят фасоль, горох, пшеницу, ячмень, насекомых, разных мелких животных.

- Как вы думаете, почему они попали в Красную книгу? (многие журавли погибли, потому что не смогли научиться жить без степей, которые занял человек и посадил на них овощи, ягоды. Выжили те, кто смог научиться жить на распаханных полях).

- Конечно, вы правы. А вот Белая Кувшинка страдает из-за того, что она всем нравится. Кувшинка цветет с начала лета до самой осени и, увидев её нежную красоту, все хотят обязательно сорвать цветок. А потом выбросить его, т. к. Кувшинка не живёт в вазе, а сразу плотно закрывает свои лепестки. И вот Белая кувшинка – уже в Красной книге. При встрече с Белой Кувшинкой помните об этом! (показ иллюстраций).

Физкультминутка:

«В месте по лесу идем»

В месте по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов во круг! (Потягивания - руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И налево и направо. (Наклоны к правой и левой ноге)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивание - руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (дети садятся на стульчики)

Игровое упражнение «Разрешается – запрещается»

- Ребята, я буду вам показывать иллюстрации, а вы должны ответить разрешено или запрещено это делать.

     

Запрещается:

– разорять птичьи гнезда;

– рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;

– ломать ветки деревьев, кустов;

– давить насекомых;

– шуметь в лесу;

– разводить костры без взрослых;

– оставлять мусор в лесу и водоемах;

– сбивать мухоморы и прочие поганки;

– убивать лягушек и ужей;

– брать лесных зверьков домой.

Разрешается:

- посадка деревьев;

- подкормка зверей, птиц;

- уборка мусора,;

- постройка скворечников;

- создание заповедников;

- очистка заводами загрязнённого воздуха и воды.

- А кто помнит, как называются такие места, где живут охраняемые птицы, животные? (заповедники)

- Молодцы. Вот мы и поделились знаниями о птицах, растениях, животных, которых нужно охранять и беречь. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и разгадаем кроссворд.

1. Маленькая птичка с чудесным голоском (соловей).

2. Крупная птица, на которую в 19 веке было модно охотиться (дрофа).

3. Что нужно делать людям, чтобы не исчезли эти и многие другие виды птиц (охранять).

4. Как называют журавля. Занесенного в красную книгу Волгоградской области? (красавка).

5. Назови одним словом: птицы, звери, деревья, кусты. (природа)

6. Где записаны все виды исчезающих птиц? Красной книге)

7. Как называется место, где все находится под охраной? (заповедник).

(по вертикали получится слово - сохрани)

- Ребята, какое слово у нас получилось? Что значит СОХРАНИ? (дети высказывают свое мнение) зачем нам сохранять природу?

- Ребята, а давайте с вами создадим свою Красную книгу. А для этого, нам нужно узнать какие животные в нашей области нуждаются в охране. Вы вместе со своими родителями найдете информацию про этих животных, а потом мы с вами составим из найденной вами информации нашу Красную книгу.

Подведение итогов:

- Ребята, с какой важной книгой мы с вами сегодня познакомились? Для чего она нужна? Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающих нас растений и животных? (соблюдать Правила поведения в природе). Помните, что природа очень ранима и чувствительна к поступкам людей и нуждается в особой защите. Надо спасти и сохранить этот удивительный и разнообразный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"

В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Путешествие в лесную школу"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему:"Путешествие в лесную школу" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизе...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Посев овса».

КОНСПЕКТзанятия по познавательному развитию детейв старшей группе по теме: «Посев овса».Воспитатель: Кудряшова М.С Программное содержание: Ознакомление детей с семенами овса и их...

Конспект ОД по познавательному развитию (математика) в старшей группе на тему"Путешествие в страну Математика"

Дети закрепляют счёт в пределах 10. Совершенствуют знания о геометрических фигурах и ориентируются на плоскости. Решают задачу с опорой на наглядность. Закрепляют навыки вычислительной деятельности, р...