Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Говорящие пальчики»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МДОУ д/с №1
Протокол № от Приказ № от
________ (Поликарпова Т.В.)2022г.
Образовательная программа по социально-педагогическому направлению для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет
«Говорящие пальчики»
Руководитель кружка:
Воспитатель Головкина Т.С.
Кувшиново,2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел…………………………………………………………………………….. | 3 |
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..… | 3 |
1.2.Цель………………………………………………………………………………………. | 6 |
1.3.Задачи…………………………………………………………………………………….. | 6 |
1.4. Принципы построения программы по развитию моторики детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….. | 6 |
1.5. Этапы реализации программы…………………………………………………………. | 7 |
1.6. Условия реализации программы. Организация образовательного процесса……….. | 7 |
2.Содержательный раздел………………………………………………………………….. | 9 |
2.1. Тематический план………………………………………………………………..…….. | 9 |
2.2. Перспективно-календарный план работы кружка на 2022-2023 учебный год…….. | 10 |
3.Организационный раздел…………………………………………………………….......... | 28 |
3.1. Работа с родителями…………………………………………………………………….. | 28 |
3.2.Ожидаемые результаты и способы определения из результативности………………. | 28 |
3.3.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов………………. | 29 |
Список использованной литературы……………………………………………………….. | 31 |
Приложение…………………………………………………………………………………… | 33 |
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Ещё известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Да и наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность:
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.
Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.
Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, я отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. На основании всего изученного мною была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Новизна программы:
- обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- пальчиковые игры
- игры и действия с предметами.
1.2. Цель
Цель программы: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.
1.3. Задачи
Задачи программы:
Обучающие:
Разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения.
Упражнять детей четко произносить слова сочетая их с движениями
Знакомить детей с названием пальчиков
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Развивать речь.
Развивать память, творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
Воспитывать внимательность к выполнению заданий и усидчивость.
1.4. Принципы построения программы по развитию моторики детей младшего дошкольного возраста
Эффективность работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий.
2.Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3.Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.
1.5. Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в 3 этапа.
- этап - подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей;
- этап - основной, включает в себя:
- занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
- совместные мероприятия с семьями воспитанников;
- пополнение развивающей среды;
- этап – заключительный, включает в себя:
- мониторинг детей;
- анкетирование родителей;
- выводы и предложения.
1.6. Условия реализации программы
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года, предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия во второй младшей группе –15 минут.
Время проведения 15.20-15.35(понедельник-вторник).
Место проведения: музыкальный зал
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются.
Формы работы:
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Перспективный план работы кружка
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Всего занятий в год | Количество часов в год |
15мин. | 1 раз | 32 | 32 |
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики;
- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;
- фигурки пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки).
2.Содержательный раздел.
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Тема занятий | Количество занятий |
Октябрь | «Осень» «Овощи» «Человечки» «Семья» | 1 1 1 1 |
Ноябрь | «Дом» «Посуда» «Домашние животные» «Дикие животные» | 1 1 1 1 |
Декабрь | «Зима!» «Звери зимой» «Птичья столовая» «Маленькой елочки холодно зимой» | 1 1 1 1 |
Январь | «Мои любимые игрушки» «Зима» «Зимние забавы» «В лесу зимой» | 1 1 1 1 |
Февраль | «Одежда» «Жили у бабушки два веселых гуся» «Пилим и строгаем-папе помогаем» «Конец зимы» | 1 1 1 1 |
Март | «Цветок для мамы» «Мамины помощники» «Солнышко» «Транспорт» | 1 1 1 1 |
Апрель | «Капель» «Весна пришла» «Рыбки» «Травка зеленеет» | 1 1 1 1 |
Май | «Дружба» «Цветочек радуется солнышку» «Насекомые» «Вот и лето наступило» | 1 1 1 1 |
2.2. Перспективно-календарный план работы кружка
на 2022-2023 учебный год
Октябрь
1неделя
«Осень»
1. Массаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Деревья осенью»
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят
4. «Разноцветные листья» - раскраски.
Октябрь
2 неделя
«Овощи»
1. Массаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Капуста»
Что за скрип?
Что за хруст?
В огороде вырос куст.
Как же быть без хруста?
Если я капуста!
Мы капусту рубим — рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим — солим,
Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)
4. «Собираем урожай» - раскраски
Октябрь
3 неделя
«Человечки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
2. Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Бежали мимо речки
Смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Залезли на мостик,
Забили там гвоздик.
А потом бултых в речку.
Где же наши человечки?
3. Игра «Человечки»
Выкладывание ручек, ножек из счетных палочек нарисованному человеку.
Октябрь
4 неделя
«Семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
2. Упражнение «Очки»
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела.
3. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного,
Это – я, затем мизинец,
Это - Бабушка моя, указательный,
Это – папа средний
Это – дед большой
И у нас разлада нет.
4. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.
Ноябрь
1 неделя
«Дом»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.
2. Пальчиковая игра «Дом»
- Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том. похлопать ладонями
3. «Домик для мишутки» - строим из конструктора.
Ноябрь
2 неделя
«Посуда»
1. Самомассаж карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
2. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
Ноябрь
3 неделя
«Домашние животные»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
2. Упражнение «Котенок»
- У нашего котенка мягкие лапки, (делаем поглаживающие движения ладонями)
- Но на каждой лапке коготки-царапки! (сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачек)
3. Пальчиковая игра «Котята»
- Все котята мыли лапки: (трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки)
- Вот так! Вот так!
- Мыли ушки, мыли брюшки: (трем ушки и животик)
- Вот так! Вот так!
- А потом они устали:
- Вот так! Вот так!
- Сладко-сладко засыпали: (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)
- Вот так! Вот так!
4. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
Ноябрь
4 неделя
«Дикие животные»
1. Самомассаж мячиками (ежиками)
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулачок)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок,
Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
3. Упражнение «Нарви травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
Декабрь
1 неделя
«Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.
2. Упражнение «Снежинки»
(по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела)
Падают снежинки, белые пушинки.
Падают на плечи, падают на ножки,
Падают на щечки, также на ладошки.
Падают на грудку, падают на нос.
С Северного полюса ветер их принес.
3. Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили («Лепить, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.)
Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».)
Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.)
И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.)
4. «Снежинки» -выложить из счетных палочек.
Декабрь
2 неделя
«Звери зимой»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Колючий ежик».
2. Пальчиковая игра «Зимой в лесу»
Медведь в берлоге крепко спит, (руки сложены лодочкой под щечкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спит зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)
Колючий ежик и барсук
Только заиньке не спится, (делаем зайчика)
Убегает от лисицы. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем»
Мелькает он среди кустов,
Запетлял — и был таков (разводим руки в стороны)
3. «Заячьи следы» - рисуем на манке пальчиками.
Декабрь
3неделя
«Птичья столовая»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.
2. Пальчиковая игра «Птичья столовая»
Сколько птиц к кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны
3. «Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.
Декабрь
4 неделя
«Маленькой елочке холодно зимой»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
2. Пальчиковая игра «Ёлочка»
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(поднимаем руки, опускаем их вниз)
Мы повесили игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(имитируем вешанье игрушек)
А здесь фонарики висят
(крутим «фонарики»)
Блеском радуют ребят.
3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.
4. «Наряжаем ёлку» - развесим елочные игрушки.
Январь
1 неделя
«Мои любимые игрушки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра с резинкой для волос.
2. Пальчиковая игра «Игрушки».
На большом диване в ряд, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать стучат кулаками.
3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).
Январь
2 неделя
«Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
И снежками мы кидались
Все в снегу домой пришли
Съели суп, и спать легли.
3. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
Январь
3 неделя «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)
В снежки играть, на лыжах бегать, (поочередно соединяют большой палец с остальными)
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
3. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
Февраль
1 неделя
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн».
2. Пальчиковая игра «Гуси»
Гуси песню распевали — га-га-га, га-га-га.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га (щипаем ножки)
Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)
3. Упражнение «Накорми гусей» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
4. Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Февраль
2 неделя
«Одежда»
1. Самомассаж. Упражнение «Пуговицы».
2. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрём,
А потом мы выжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-
Так встряхнём, так встряхнём. вниз.
А теперь платки погладим, выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по
Мы погладим утюгом. ладони другой.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.
3. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
4. «Укрась платье Машеньки» раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.
Февраль
3 неделя
«Пилим и строгаем — папе помогаем»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сильные пальчики».
(нажимаем на резиновый мяч с силой)
2. Пальчиковая игра «Гвозди»
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
3. «Салют» - рисуем пальчиками.
Февраль
4 неделя
«Конец зимы»
1. Самомассаж «Покатай, покатай». (Катание крупных бусин по столу).
2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок!
Смелей, дружок! (лепят снежок)
Кати по снегу свой снежок (катят).
Он превратится в толстый ком, (показывают шар руками)
И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).
На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)
3. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.
Март
1 неделя
«Цветок для мамы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко».
2 Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
3. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиками.
Март
2 неделя
«Мамины помощники»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук крупными бусинами.
2. Пальчиковая игра «Мамина помощница»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем
3. Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание бусин на ленту.
Март
3 неделя
«Солнышко»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук игра с резинкой для волос.
2. Пальчиковая игра «Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(Хлопаем в ладоши)
3. Упражнение «Солнышко лучистое» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.
Март
4 неделя
«Транспорт»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами.
2. Пальчиковая игра «Транспорт»
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)
3. Упражнение «Железная дорога» - выложить из счетных палочек.
Апрель
1 неделя
«Капель»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Сосульки».
2. Пальчиковая игра «Капельки»
Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.
Капля – раз, капля – два,
Капли капают едва –
Кап, кап, кап, кап.
Стали капельки бежать,
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап.
3. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
Апрель
2 неделя
«Пришла весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками
2. Упражнение «Пришла весна» Птичка, птичка, прилетай!
Весну – красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.
3. Пальчиковая игра «Весенний дождик»,
Дождик песенку поет, (сжимаем кулачки)
Только кто ее поймет? (пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты, (на обеих руках разгибаем указательные)
Но зато поймут цветы, (разгибаем средние)
И зеленая трава, (разгибаем безымянные)
И весенняя листва. (разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно. (разгибаем большие)
4. Игра с мозаикой «Весенняя полянка» - выкладываем солнышко, цветы.
Апрель
3 неделя
«Рыбки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками
2. Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)
3. «Рыбки» - раскраски.
Апрель
4 неделя
Тема «Травка зеленеет»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
2. Упражнение «Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
3. Лепка «Червячки для птенцов»
Май
1 неделя
«Дружба»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками
2. Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
3. Упражнение «Прятки» - найди игрушки в сухом бассейне.
Май
2 неделя
«Цветочек радуется солнышку»
1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Бутончики»
Каждый бутончик (пальцы рук собраны в щепоть)
Склониться бы рад,
Влево и вправо, (раскачивать «бутончики»)
Вперед и назад.
От ветра и зноя (соединить вместе локти и ладони рук)
Бутончики эти (образуя один большой «букет»)
Спрятались быстро,
В цветочном букете.
3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. Развивать мелкую моторику рук.
Май
3 неделя
«Насекомые»
1. Самомассаж. Катание карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
3. Пальчиковая игра «Паучок»
Пау – пау – паучок, паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотылька. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками
3. «Вот такие ножки у сороконожки» - рисуем на манке.
Май
4 неделя
«Вот и лето наступило»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики.
2. Пальчиковая игра «Лето»
Вот и лето наступает
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(Круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать
3. Пальчиковая игра «Радуга»
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (дотронуться до головы)
4. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.
3.Организационный раздел
3.1. Работа с родителями
- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- привлекать родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
3.2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
- названия пальцев рук, их очередность
- народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
- управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
- ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
- выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
- у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
3.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:
- дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.
- - насколько точно выполняется действие;
- - способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
- - точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;
- - способность синхронно выполнять движения обеими руками
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла:способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок
- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;
- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Уровень | Количество баллов |
(В) Высокий | 6 баллов |
(С) Средний | 4-5 баллов |
(Н) Низкий | до 3 баллов |
Список использованной литературы
Официальные документы
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
- Конвенция о правах ребенка;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано вМинюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
- Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16
«ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. М., Лепта Книга,
2008.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
4. Веракса Н.Е. Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –
Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
6. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г.
7.Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006.
9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXI век», 2007
10. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург:
2005.
11. «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
12. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
13. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
14. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
15. Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей по пальчиковым играм
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
- свой вариант__________________________________________________
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплекс упражнений:
“Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
“Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
“Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
Комплекс заданий:
Животные
Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.
Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
Лиса и заяц. Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.
Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".
Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Можно также делать упражнения с использованием стихов.
Собака
"У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик"
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Мышка
"Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит"
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Зайка и ушки
"Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат"
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны
Зайка и зеркало
"Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит"
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Зайчик в норке
"У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке"
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан
"Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам"
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Лошадка
"У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво"
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Коза
"У козы торчат рога,
Может забодать она"
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Гусь
"Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет"
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок
"Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой"
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Курочка
"Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо"
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Осы
"Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят"
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.
Жук
"Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит"
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Птенчики в гнезде
"Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно"
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Краб
"Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню"
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Слон
"В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает"
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Птичка
"Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка"
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Филин
"Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу"
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).
Волк и лиса
"Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста"
Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
Крокодил
"Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста"
Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
Растения
- Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
- Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
- Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).
- Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
- Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Можно также делать упражнения с использованием стихов:
Дерево
"У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета"
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Елка
"Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи"
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Колокольчик
"Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит"
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
Люди
- Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.
- Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой руки бегут по ней. Поменять руки.
- Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
- Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
- Маляр. Рука-это кисть. Пальцы-волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте разными руками поочередно: сверху вниз, слева направо и т.д.
Предметы
- "Очки" (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- "Ножницы" (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).
- "Колокол" (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).
- "Дом" (соединить наклонно кончики правой и левой руки).
- "Стол" (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
- "Стул" (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
- "Ворота" (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
- "Мост" (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить кончики пальцев обеих рук).
- "Замок" (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной руки).
- "Лодочка" (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
Можно также делать упражнения с использованием стихов.
Домик
"Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел"
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
"Бабушка очки надела
И внучонка разглядела"
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Замок
"Пальцы сплетем
И замок мы получим.
Еще повторим,
И получится лучше"
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Флажок
"Я в руке флажок держу
И ребятам им машу"
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
"Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки"
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
"Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка"
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
"Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье"
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки.
Стол
"У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка"
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
"Листья падают в саду,
Я их граблями смету"
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка
"Пальчики перебираем
И цепочку получаем"
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
"Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет"
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик
"Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой"
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Корзинка
"В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу"
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Массаж карандашами
- Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
- Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец –снизу.
Стихотворение:
-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игровой самомассаж для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием прищепок.
Слова | Действия |
Мы весёлые прищепки, Коль поймам держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) |
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) |
Указательный поймаем И немного покачаем! | (Ловим указательный палец левой руки и качаем) |
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим средний палец левой руки и качаем) |
Безымянный мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим безымянный палец левой руки и качаем) |
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим мизинец левой руки и качаем) |
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём! | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего».
Слова | Действия |
1, 2, 3, 4, 5! Конструктором будем мы играть! | (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
Конструктором будем мы играть! Своим ручкам помогать! | (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
Конструктор в руки мы возьмём На руку левую кладём, Правой ручкой накрываем И ладошками катаем. | (Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями, правая рука сверху) |
Сейчас руки поменяем, Точно также покатаем.
| (Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями, левая рука сверху) |
В ручку правую возьмём И сильней его сожмём! | (Сжимаем конструктор в правой руке) |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. | (Имитируем игру на пианино правой рукой) |
В ручку левую возьмём И сильней его сожмём. | (Сильно сжимаем в левой руке) |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. | (Имитируем игру на пианино правой рукой) |
Мы конструктор убираем Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! На левой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! | (Убираем на край стола) (Загибаем пальцы на правой руке)
(Загибаем пальцы на левой руке) |
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! | (Интенсивно трясём ладошки, продолжаем занятие) |
Игровой самомассаж для активизации речи, мышления, развития мелкой моторики рук и повышения иммунитета детей.
Слова | Действия |
1, 2, 3, 4, 5! С горошком будем мы играть! | (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
С горошком будем мы играть- Своим ручкам помогать! | (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
В ручку правую возьму, Крепко пальцами сожму. Между пальцами катаю, Всё сильнее нажимаю. | (Выполняем действия в соответствии с текстом))
|
Указательный, большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и указательным пальцами правой руки) |
Средний пальчик и большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и средним пальцами правой руки) |
Безымянный пальчик и большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и безымянным пальцами правой руки) |
И мизинец, и большой, Поиграйте вы со мной! | (Катаем горошек между большим и мизинцем правой руки) |
В серединке на ладошке Покатаю я немножко. Как колобок горох катаю, Всё сильнее нажимаю. | (Катаем горошину в ладошке по кругу) |
В ручку левую возьму, Крепко пальцами сожму. Между пальцами катаю, Всё сильнее нажимаю. | (Аналогично выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
|
Мы горошинки возьмём, На край стола их уберём! Ах! Ах! Ох! Ох! Был массаж у нас неплох! | (Убираем горошину на край стола)
(Выражаем положительные эмоции) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".
Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников в рамках дополнительного образования....
Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год
Приобщение к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....
Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год
Приобщение к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....
Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.
Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...
Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»
Цель:· Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям....
Рабочая программа кружка «Озорные ладошки», младший дошкольный возраст (дополнительное образование, по направлению "Художественное творчество")
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, наст...