Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Цель:
· Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_razvivayka.docx | 62.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста
«Развивай-ка»
Руководитель кружка:
Тиунова Л.Д,
воспитатель
I квалификационной категории
г. Верещагино, 2016- 2017 гг.
1. Пояснительная записка
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста недостаточно проявляют интерес к математике, им сложно ориентироваться в пространстве, запоминать и взаимосвязывать предметы друг с другом, считать, у них не сформированы понятия и мышление в целом.
И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, умение описать свои действия, объяснить их последовательность, что затрудняет их математическую деятельность.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания математического кружка «Развивай-ка». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, для того чтобы заинтересовать детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью образовательной деятельности по кружку является использование разных видов рабочих тетрадей. Большинство занятий сочетается с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают различные формы организации детей: индивидуальная, подгрупповая в зависимости от целей познавательной деятельности.
Методика кружка «Развивай-ка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Работа кружка «Развивай-ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх, а также коррекции с помощью родителей детей. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Цель:
- Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям.
Задачи:
- Совершенствовать математические способности, через игровую деятельность.
- Развивать умение анализировать, логическое мышление и творческие способности.
- Воспитывать самостоятельность при решении поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения, самоконтроль.
В организации работы используется программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделяем развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет,
- Геометрические фигуры,
- Определение величины.
- Ориентировка во времени, в пространстве.
- Решение логических задач.
Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей, развивает процессы внимания, мышления, мелкой моторики, т.е. координацию движения руки. Формирует у детей предпосылки к универсальным учебным действиям (умению работать по образцу, понимать учебную задачу, анализировать, делать простейшие умозаключения).
Срок реализации программы – 1 год.
2. Содержание программы
2.1.Расписание занятий:
Понедельник (вторник) с 16.00 до 16.25
2.2.Продолжительность занятий: 25 минут
Всего в год – 32 занятия
Критерии оценки уровня реализации программы:
№ | Ф.И. ребенка | Умеет считать от 1 до10, соотносит количество предметов с цифрой | Называет геометрические фигуры (многоугольники, трапеция и т.д | Определяет величину (ширина, высота, длина, часть и целое) | Знает последовательность времен года, направление слева, справа, спереди, сзади) | Умеет работать по образцу | Решает логические задачи | Итого |
1 | Азанов Захар | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
2 | Балуева Мария | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
3 | Домрачев Владислав | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
4 | Кучюмов Мирон | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5 | Гущина Виктория | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
6 | Тимошенов Тимофей | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
7 | Обухова Софья | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
8 | Силина Виктория | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 |
9 | Олина Настя | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 |
10 | Субботин Глеб | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
11 | Жабюк Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 10 |
12 | Герасимчук Александра | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Заведующий МБДОУ «Детский сад №6» С.И. Шарунова
6-12 баллов – достаточный уровень; 0-5 баллов – недостаточный уровень
2.3. Планируемые результаты освоения программы:
- У детей сформировались математические способности, через игровую деятельность.
- Развито умение анализировать, логическое мышление и творческие способности.
- Дети умеют самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства, проверять правильность решения, сформирован самоконтроль.
2.4. Условия реализации программы кружка
Технические средства | Учебно-наглядные пособия | Оборудование |
Компьютер | Иллюстрации Схемы Алгоритмы Образцы | Дидактические игры по развитию математических представлений |
Презентации |
Приложение №1
Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых
Приложение №2
Календарное планирование работы кружка
«Занимательная математика»
Приложение №3
Дидактические игры по формированию математических представлений
Литература:
- Е.В.Колесникова. Я составляю числа: Математика для детей 5-7 лет. «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2015
- Е.В.Колесникова. Я считаю до десяти» Математика для детей 5-6 лет. (Математические ступеньки) ТЦ Сфера, М.2014
3.Е.В. Колесникова. Я решаю логические задачи. ТЦ Сфера, М.2011
4.Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» для детей 5-6 лет. Солнечные ступеньки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной
разв1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе гру...
Рабочая программа кружка на старшей группе "Веселые картинки"
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развивать память,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Речецветик» СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 1 с 5 до 6 лет на 2020-2021 учебный год
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Мастерилка» СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 4 с 5 до 6 лет на 2020-2021 учебный год
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, по...
Рабочая программа кружка для старшей группы по экспериментированию "Чудеса своими руками"
Рабочая программа кружка по эксперементированию...
Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»
Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»...