Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ОД по формированию системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста и представлений о природных объектах тропы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_poznavat._razvit._st.gr_.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
Цель: Формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы.
Задачи:
• Закреплять знания о природных объектах живой и неживой природы, их особенностях.
• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.
• Систематизировать экологические знания средствами экологической тропы.
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор.
• Развивать связную речь, память, мышление.
• Формировать основы экологической культуры.
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому.
Словарная работа: шершавая, гладкая (кора), резные, гладкие (листочки), семена, сорняки.
Обогащение словаря: раскидистая крона, овощевод.
Предварительная работа: Наблюдения в природе, разработка маршрута и подбор объектов, загадок, беседы о деревьях, кустарниках, природных объектах живой и неживой природы, посадке семян, рассматривание иллюстраций птиц.
Оборудование: воздушные шары, письмо, миски для опыта с сухим и мокрым песком, савок 2 формочки, лейка, Берендей – хранитель экологической тропы (поделка из дерева), наглядный материал: картинка березы и шиповника, макет огорода, бумага, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что сегодня мы с вами впервые пройдем по экологической тропе. А что это за тропа, вы узнаете чуть позже.
Вначале обратите, пожалуйста, внимание, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети здороваются).
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.
Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.
«Дорогие мои маленькие друзья! Я – хранитель экологической тропы Берендей.
Я присматриваю за природой вокруг. Вам, как моим помощникам, я поручаю сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе и все внимательно осмотреть. Я буду вам благодарен за работу. Предлагаю вам карту-путеводитель, которая приведет вас к природным объектам, которые я отметил воздушными шарами».
А вот и карта - путеводитель, по которой предлагает нам пройти хранитель экологической тропы Берендей.
Ребята, давайте подумаем, что такое тропа? (Ответы детей).
Правильно. Это путь, по которому куда-то идут люди. Это дорожка, у которой есть начало и конец и она обязательно куда-то ведет.
И сегодня мы с вами пойдем только не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – осмотреть природные объекты, и если будет необходимо, то и помочь им.
Ребята, давайте вспомним, что такое природа? (Ответы детей: это все вокруг нас, это животный и растительный мир).
Скажите, а какая бывает природа? (Ответы детей: живая и неживая).
Какие, например, объекты природы относятся к живой природе? (Ответы детей: деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные).
Объясните, почему? (Ответы детей: Потому что, они могут расти, дышать, питаться, размножаться, погибать).
А, что относится к неживой природе? (Ответы детей: звезды, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер).
Почему? (Ответы детей: потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д.)
Правильно ребята, молодцы.
1объект
Итак, в путь. Давайте посмотрим нашу карту и сориентируемся по ней. Первый объект белый шарик «Дерево».
Отгадайте, пожалуйста, загадку.
«Стоит Алёна, Платок зелёный,
Тонкий стан, Белый сарафан». (Ответы детей: береза).
Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой? (Ответы детей: живой).
Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящали ей песни и стихи.
Давайте рассмотрим строение дерева. Что есть у березки? (Ответы детей: корень, ствол, ветки, листья, сережки - плоды).
Корни, какие? (Ответы детей: мощные, крепкие, сильные).
Ствол? (Ответы детей: белый с черными отметинами, у основания шире; чем выше, тем тоньше, снизу шершавая, ребристая кора, а где белый ствол - гладкий).
Ветви? (Ответы детей: тонкие, длинные, растут в разные стороны).
Молодцы ребята, а когда ветки растут в разные стороны – это называется раскидистая крона. Давайте повторим хором, все вместе – «раскидистая крона».
Листья? (Ответы детей: резные, гладкие, сережки).
Вот, мы и рассмотрели березу, скажите, все ли в порядке, ничего ей не угрожает? (Ответы детей: растет, живет). Тогда посмотрим в наш путеводитель и продолжим путь к следующему объекту отмеченного зеленым шариком, «Чудесный огород».
(Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой: «Береги природу друг,
будет красота вокруг»).
2объект
Ребята, а что такое огород? (Ответы детей: это огражденное место, где выращивают овощи, зелень, ягоды).
Для чего выращивают овощи? (Ответы детей: мы из них готовим пищу, и едим свежими).
А вы знаете как называется профессия человека, который выращивает овощи? Овощевод ребята. Давайте повторим все вместе, хором – овощевод. Молодцы.
Какие овощи вы знаете? (Ответы детей).
Скажите, растения нашего огорода являются объектами какой природы? (Ответы детей: живой).
А как их выращивают? (Ответы детей: рассаду, семена высаживают в грунт (почву) на грядки, поливают, рыхлят почву, удаляют сорняки).
Какие объекты неживой природы необходимы для роста наших растений? (Ответы детей: солнце – согревает своим теплом, дает свет. Воздух – попадает в почву и они дышат. Вода – увлажняет почву. Почва – питает растения).
Значит какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей: живая природа не может существовать без не живой).
Посмотрите, в порядке огород: нет ли на грядках сорняков? (Ответы детей).
Хорошо, теперь посмотрим в карту, следующий объект желтый шарик, «Лаборатория»
Пройдем к ней, не забудем про нашу речёвку: «Береги природу друг,
будет красота вокруг».
3 объект
Ребята, что перед нами? (Ответы детей: песок). Является ли песок живой природой? (Ответы детей: нет, он не умеет питаться и размножаться. Значит это неживая природа).
Молодцы, правильно.
А что же он умеет делать знаете? Давайте посмотрим.
Опыты с песком:
1) Наберем песок в савок и очень медленно, будем высыпать его в одно и то же место струйкой. Образуется что? (Ответы детей: конус, горка). Правильно, растущая в высоту. Если долго сыпать песок, на поверхность конуса, то в одном месте, то в другом месте возникают сплывы, движение песка, похожее на течение.
Вывод: (Ответы детей: песчинки могут двигаться). Верно, передвигаться из-за силы тяжести или из-за ветра.
2) Песок может впитывать воду. Используя воду в лейке, поливаем песок и наблюдаем, как впитывается вода. Куда подевалась вода? Она впиталась.
Вывод: (Ответы детей: вода впитывается в песок).
3) Опыт «Свойства мокрого песка».
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Взять 2 миски (с сухим и мокрым песком) и 2 формочки. Одну наполнить сухим песком, другую сырым, перевернуть и снять формочку. Результат: (Ответы детей: мокрый песок сохранил форму, сухой рассыпался).
А знаете почему? Потому, что когда песок намокает, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
Вывод: Мокрый песок может принимать нужную нам форму.
4 объект
Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? (Ответы детей: Нет, что?)
Давайте присядем на скамеечку и прислушаемся, /пауза/ что слышите? (Воспитатель включает фонограмму – щебетание птиц). (Ответы детей: птицы поют).
Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? (Ответы детей: Да, это живая природа, они как и всё живое - питаются растут, болеют, размножаются).
Скажите, каких птиц вы знаете? (На доске развешаны птицы нашего региона). (Ответы детей).
А как мы помогаем птицам? (Ответы детей).
А теперь предлагаю поиграть в нашу любимую п/игру «Скворушки».
Правила: Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.
По сигналу воспитателя «День» скворцы вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками - «крыльями». По сигналу воспитателя «Ночь»: «Скворцы прилетели» дети спешат вернуться в любой свободный домик - «скворечник», чтобы занять его в паре.
Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, игра повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей. – Молодцы, повеселились и размялись.
5 объект
Пора к следующему объекту, ребята, смотрим на карту. Зеленый шарик.
Ребята, кто из вас знает, что это за растение? (Ответы детей: это кустарник, шиповник).
Куст это живая природа или неживая? (Ответы детей).
Все верно ребята, это куст шиповника, живая природа. Осторожно, у шиповника есть колючки или шипы, как у розы. Потому его и называют «шиповник». И цветы похожи на розу. В июне он весь покрыт зелеными колбочками. А после, на верхушке этой колбочки расцветает розовый (белый, желтый, красный) цветок. После того как лепестки цветов облетят,- колбочки краснеют. Оболочка этой колбочки сладкая на вкус, но внутри очень много колючих семян. Есть эти колбочки нельзя! Осенью их собирают, сушат и зимой заваривают вкусный, витаминный чай. Эти плоды у шиповника очень целебны.
А давайте вспомним, чем кустарники отличаются от дерева? (Ответы детей).
Правильно, ребята. 1. Кусты не имеют главного ствола, а имеют несколько или много стеблей.
2. Дерево выше, чем кустарник.
3. Корень дерева во много раз мощнее, чем у кустарника.
Ну вот, ребята, мы осмотрели с вами шиповник. Хозяин экологической тропы Берендей доволен. Посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами. И за ваши знания о природных объектах, он приготовил вам сюрприз. Давайте скажем ему спасибо!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Ребята, вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним, еще раз, какие природные объекты мы с вами сегодня осмотрели? (Ответы детей: березу, огород, лабораторию, птиц, шиповник).
Скажите, что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
А какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей: раскидистая крона, овощевод).
Все верно, молодцы ребята. Хозяин экологической тропы Берендей, благодарен, что вы помогли ему сегодня осмотреть его природные объекты, все ли с ними в порядке. А теперь, я предлагаю вам сделать ответный подарок для хозяина экологической тропы Берендея и нарисовать для него понравившийся вам экологический объект. А наше занятие подошло к концу. Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ образовательной деятельности (речевое развитие) в старшей группе «Русская береза»
Цель: Познакомить детей с поэзией С. Есенина, как одним из жанров художественной литературы. Расширять представление о березе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно пере...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»
Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; показать объекты экологической тропы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе : «Путешествие в математическое королевство»
Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10,счете в прямом и обратном порядке.Развивать знания о последовательности дней недели, времён годаРазвивать знания о составе чисел в пределах ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Речевое развитие В старшей группе «Путешествие в страну сказок с дарами Фребеля»
КонспектВ старшей группе «Путешествие в страну сказок с дарами Фребеля»...
Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в старшей группе) Тема: «Играем в разведчиков»
Цель: выполнить задание командованияЗадачи: Образовательные:• Обобщать знания детей по теме «Военные профессии»&bull...
- Мне нравится (1)