КОНСПЕКТ образовательной деятельности (речевое развитие) в старшей группе «Русская береза»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Познакомить детей с поэзией С. Есенина, как одним из жанров художественной литературы. Расширять представление о березе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. Передать свой эмоциональный отклик в рисунке на тему «Береза».
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественному слову, вызвать эмоциональный отклик на стихи русского поэта .(«Художественно-эстетическое развитие»)
- Формировать представление у детей о жизни березы, как живого существа.
(Познание).
Развивающие:
- развивать умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. («Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»)
- развивать поэтический слух(«Речевое развитие»)
- развивать средства звуковой выразительности (тон, тембр голоса, интонация) («Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» )
- развивать двигательную активность («Физическое развитие»)
- развивать познавательный интерес к березе, как символу своей страны («Познание»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zauchivanie_naizust_stih.belaya_bereza.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
детский сад № 162 «Олимпия»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
(речевое развитие)
в старшей группе
«Русская береза»
Автор воспитатель:
Ватрашкина Татьяна Николаевна
Тольятти
2015
План-конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Русская береза»
Интеграция:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познание»
Цель: Познакомить детей с поэзией С. Есенина, как одним из жанров художественной литературы. Расширять представление о березе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. Передать свой эмоциональный отклик в рисунке на тему «Береза».
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественному слову, вызвать эмоциональный отклик на стихи русского поэта .(«Художественно-эстетическое развитие»)
- Формировать представление у детей о жизни березы, как живого существа.
(Познание).
Развивающие:
- развивать умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. («Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»)
- развивать поэтический слух(«Речевое развитие»)
- развивать средства звуковой выразительности (тон, тембр голоса, интонация) («Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» )
- развивать двигательную активность («Физическое развитие»)
- развивать познавательный интерес к березе, как символу своей страны («Познание»)
Образовательные:
- Развивать умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания русской березы. («Художественно – эстетическое развитие»)
- активизировать словарный запас детей («Речевое развитие»)
- понимать языковые выразительные средства.( «Социально – коммуникативное развитие»).
- запомнить стихотворения Сергея Есенина «Белая береза».
Методы и приемы:
Практические: прослушивание музыки, игры, демонстрация своих творческих работ.
Наглядные: рассматривание иллюстраций,
Словесные: беседа, загадывание загадок
Материалы и оборудование:
Иллюстрации, кукла, бумага, краски, снежинка, значки- символы, портрет С.Есенина.
СД магнитофон, аудиозаписи, мольберт
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | - беседа, - загадывание загадок, - рассматривание иллюстраций - чтение стихотворений |
Игровая | -игра «Снежинка» - повторение по символам |
Двигательная Продуктивная | Физкультминутка «Мы березку посадили». Рисунки детей |
Музыкальная | Прослушиван. музыки Чайковского. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Предварительная работа: Обращает внимание на иллюстрации в группе. Организационный момент: Краткий рассказ о березе, как символе России. Загадка. (Приложение №1) | Дети Рассматривают, любуются. Беседуют. Задают вопросы. Отгадывают. | Получить удовольствие от созданных образов «Березы» у художников – пейзажистов. Закрепляют знания о березе. |
д/и «Снежинка» (Приложение №2) | Стараются подобрать слова прилагательные к описанию слова «снег». | Заинтересованно участвуют в подборе слов. Эмоционально реагируют. |
Читает стихотворение С.Есенина «Белая береза» Показывает картинки. (Приложение №3) | Заинтересовано слушают. Рассматривают картинки. | Понимают языковые выразительные средства. Активно делятся впечатлениями. |
Беседа о родной природе (Приложение №4) | Сравнивают для образного описания. Повторяют слова. | Развивают образную речь. Запоминают новые слова. |
Познакомить с символами стихотворения. (Приложение №5) | Раскладывают символы-картинки по тексту. Запоминают. | Заучивания стихотворе-ния. Повторение абзацев стихотворения по символам. |
Проводит физкультминутка «Мы березку посадили» (Приложение №6) | Дети активно участвуют и выполняют движения в соответствии с художественным словом | Снятие напряжения динамическими движениями под стихи. |
Предлагает прослушать музыку Чайковского «Времена года» | Дети слушают. | Создается особое настроение. |
Предлагает нарисовать березу. | Дети рисуют. | Раскрывают свои творческие способности. |
Подведение итогов. Воспитатель уточняет, что получилась березовая роща. | Дети активно повторяют стихотворение. Вывешиваем свои творческие работы. | Эмоциональный отклик на стихотворение помог заучить его наизусть. |
Заучивание стихотворения
Загадка Приложение №1
В этом дереве - четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье.
Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
- Берёза… много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице! А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. Художники изображают берёзу, восхищаясь её природной красотой, изящным силуэтом, кружевным контуром её кроны, нежной зеленью её листвы летом. Хороша русская красавица и зимой и летом.
Словесная игра «Снежинка» Приложение № 2
(снежинка)
— Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот у кого она в руках будет называть: каким бывает снег? Какими красивыми словами о нем можно сказать? (блестящий, сверкающий, серебристый, пушистый, мягкий, белый)
Чтение стихотворения Приложение №3
(Картинки к стихотворению)
О красоте зимней природы написано много стихотворений. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», посмотрите на иллюстрации и фотографии к этому стихотворению и постарайтесь запомнить эти восхитительные строки :
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
затем беседует с детьми.
Беседа о родной природе Приложения №4.
— Как вы думаете, любит ли поэт родную природу? (Да.) Как вы догадались? (Дети высказываются)
- Поэт говорит о березе как о живом человеке. Из каких слов это видно? (принакрылась снегом, как человек накрывается платком).
- А кто бы это мог быть? (русская красавица с нежными руками, белой кожей, чернобровая ).
- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в стихотворении?
- С чем он сравнивает покрывало для березы?(С шалью или платком) Какими словами? (Кайма, кисти, серебро, бахрома.)
— Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (восхищение, желание полюбоваться, обойти вокруг берёзки, посмотреть на неё)
- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым)
Символы. Приложение №5
(картинки- символы к стихотворению)
Сегодня мы постараемся запомнить стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», а помогут нам в этом символы - картинки. Только надо разложить их по порядку.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз.
Представим себе что автор только проснулся рано утром выглянул в окно, а там… «Белая береза….».
Чтение стихотворения сопровождается презентацией символов.
- Дети рассказывают по абзацу стихотворение 2 раза.
Физминутка: Приложение №6
Мы берёзку посадили,
Мы водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
Практическая часть. (гуашь, кисти, листы)
Дети рисуют под музыку (Чайковского «Времена года»).
- Хорошо бродить по берёзовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Ребята! Может, создадим свою берёзовую рощу?!
Для этого каждый из вас должен нарисовать берёзку. Когда все нарисуете, мы их вместе соберём, и как в песенке получится: раз – берёзка, два – берёзка – будет рощица. Подумайте, какая она будет: весёлая, солнечная или грустная, задумчивая; тихий у вас будет, спокойный день или ветреный?
Давайте вспомним, как рисуется берёзка. Она стройная, высокая, кудрявая. Сначала мы рисуем ствол. Ветки у нее тонкие, свисают вниз.
Итог занятия.
У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"
Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...
Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"
Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...
Презентация к интегрированному занятию по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"
Презентация к занятию по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...
Конспект по социально - коммуникативному развитию в старшей группе "Русская изба".
Знакомство детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами кухонной утвари....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»
С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюб...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Русские народные сказки с опорой на мнемотаблицы"
Цели: создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, совершенствовать развитие детей в процессе работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу....