конспект НОД "История кукол"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Ознакомить детей с историей кукол в России, их значением и эволюцией.
Задачи:
образовательные:
- Познакомить детей с историей появления и развития кукол.
развивающие:
- развивать интерес к различным видам кукол и их функциям;
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Возрастная группа: подготовительная группа комбинированная группа «А»
Ф.И..О. воспитателя: Богданова Ирина Сергеевна
Тема: «История кукол»
Здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, использование музыкального сопровождения.
Интеграция ОО: «Художественная деятельность», «Познавательное развитие»
Цель: Ознакомить детей с историей кукол в России, их значением и эволюцией.
Задачи:
образовательные:
- Познакомить детей с историей появления и развития кукол.
развивающие:
- развивать интерес к различным видам кукол и их функциям;
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям;
Материалы и Оборудование: презентация с изображениями игрушек разных эпох, тряпичные куклы, доска, проектор, экран, тарелки с тканью, нитками и ватой для изготовления куклы.
Предварительная работа: Беседа о старинных игрушка, какие они бывают, знакомство с глиняными, деревянными игрушками, где и кто изготавливал игрушки в старину, как играть в куклы, где их производят и из чего.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать одну загадку, а вы внимательно слушайте.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
Дети: Кукла!
Воспитатель: Правильно ребята – это кукла.
В современном мире существует огромное множество кукол. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, резины, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а некоторые куклы могут даже разговаривать.
Воспитатель: Ребята, куклы это что? (игрушки).
Воспитатель : Откуда у вас появились куклы ? (ответы)
Воспитатель: Где их покупают? (ответы)
Воспитатель: А как они попали в магазин? (ответы)
Воспитатель: Где делают игрушки? (ответы)
Воспитатель : Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек. И ваши игрушки сделали на фабрике игрушек.
Воспитатель: предлагаю вам посмотреть, как менялась кукла.
Просмотр презентации «История кукол»
Воспитатель: У меня есть для вас маленький сюрприз. Предлагаю вам подойти к столу. Посмотрите, какие здесь лежат куклы, какие они все разные.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, как раньше изготавливали куклы? (ответы детей).
Рассказ воспитателя: Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, их изготавливали в ручную. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и взрослые и дети. Крутить кукол начинали с 4-5 лет.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играли небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза, и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Когда дети подрастали ,делали кукол сами. Изготовлять кукол было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек и лоскутков ткани. Дети сами делали для себя игрушки или их родители помогали им. Играли так же как и вы играете.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на этих кукол, какая особенность их объединяет? Правильно! Они безликие. Как вы думаете, почему у кукол нет лица? ( ответы детей )
Воспитатель:
1.Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребёнку, то есть она оживёт и возможно приобретёт дурной характер
2. Дети, играющие с тряпичной куклой, не имеющей лица, придумывали ей разное настроение (грусть, веселье, удивление).
Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Воспитатель: Посмотрите какие куколки у нас здесь есть. Их мало, но они разные.
Физкульминутка музыкальная физкультминутка «Шел козел по лесу»
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу немного об этих куклах. Предлагаю вам сесть на стульчики.
1. Пеленашка - кукла оберег
Воспитатель: Кто знает, почему эта кукла получила такое название? (Это младенчик, запеленатый в пелёнку. Раньше новорождённых детей плотно пеленали в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть маленькие дети обязательно должна быть кукла- Пеленашка.
2. Десятиручка – кукла-помощница
В давние-давние времена жила-была одна женщина. Была она очень работящей, вставала рано и ложилась поздно, но дел было столько, что она просто не в состоянии была всё успевать.
Как-то раз она села и заплакала. Явилась к ней богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы и спросила: "Почему ты плачешь?". Женщина рассказала ей о своём горе и тогда Богиня дала ей ещё одну пару рук. Но и с четырьмя руками женщина не могла всё успеть и тогда богиня дала ей ещё одну пару рук. Так продолжалось до тех пор, пока у женщины не появилось десять рук, но и этого ей не хватало. После этого богиня разозлилась, отняла у женщины все дополнительные руки и дала ей взамен Куклу-Десятиручку, которая должна помогать в хозяйстве.
С тех пор девушки делают таких кукол сами, зная, что внутри таких изделий кроется сила, которую им дарует богиня всей женской работы.
3. Кукла - веснянка
Она символизирует красоту и хорошую жизнь. В древности славянские женщины мастерили его с наступлением тепла, чтобы привлечь в этот сезон счастье, стремление к новым начинаниям; осуществление мечты, исполнение желаний. 1
Веснянка символизирует жизненную силу, пробуждение всего живого после затяжной зимы. Это амулет, способный дать толчок к переменам, наполнить жизнь позитивом, обаятельнием и привлекательностью.
4. Кукла – лихоманка
Это кукла- оберег от болезней вас и ваших близких в предстоящие холода. В древности его использовали, чтобы защитить себя и близких от болезней. Куколки-подменки отвлекали на себя внимание темных сил, помогая людям избежать болезней от беды. Всего делают 13 кукол как на гирлянде, и каждая имела свое имя. По имени каждой из лихоманок сразу было понятно, какую болезнь она могла принести в дом: Глухея - глухоту, Ледея - озноб, Трясея - дрожь, Огнея - внутренний жар, Грудница - хрипы в груди, Ломея - ломоту костей, Желтея - желтуху, Пухнея - отеки, опухоли; Глядея не дает больному сомкнуть глаза, уснуть; Гнетея гнетет утробу, лишает аппетита; Корчея сводит жилы, корчит; Невея приносит гибель.
5. Кукла – ангел
Куколка ангел-хранитель — амулет, способный не только отпугивать нечистую силу, но и приманивать удачу. Он защищает своего владельца от любой опасности, неудач и невзгод. Ангелочек является строго индивидуальным оберегом, так как обретает ауру хозяина. В старину эту куклу делали матери и бабушки для детей. В основном этих кукол изготавливали перед Рождеством или Крещением.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в мастерскую (дети садятся за столы) и предлагаю сделать Куклу –ангела. Для начала расскажу правила изготовления куклы-оберега: ее делают по доброй воле, нужно думать о человеке, которому делаешь ее, оберег не делают для себя.
Воспитатель: Мы будем делать вместе.
Изготовление куклы:
-в центр квадратного лоскута кладём немного ваты, складываем лоскут по диагонали и делаем головку куклы. Нить берём подлиннее – кукла от начала до конца перевязывается одной нитью.
-подтягиваем противоположные свободные края лоскута в стороны и, обматывая нитью крест-накрест, формируем ручки-крылья.
-сформировав ручки-крылья, перевязываем пояс куклы- и наш ангел готов! Головку ангела можно украсить декоративной тесьмой-лентой, а поверх нитки можно повязать красивый поясок.
Дети преступают к работе, под музыкальное сопровождение (русская народная музыка).
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо постарались, подарок готов.
Итог занятия.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какую куклу-оберег мы с вами делали? Что для вас было сложным? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятий Путешествие в мир кукол
Организация воспитательно-образовательного процесса строящаяся на проектной основе, способствовала эффективному проявлению себя в деятельности всех служб ДОУ. ...
Конспект по рисованию на тему: «Ленточки для кукол».
Цель: Учить детей правильно держать кисть и лист бумаги. Продолжать учить проводить прямые горизонтальные линии, вести кисть по ворсу; закрепление знаний красного, синего и жёлтого цветов. Воспитывать...
Конспект мастер-класса "Изготовление из бросового материала декораций, кукол, ширм для театра"
Конспект проведения мастер класс в детском саду Кировского района «Изготовление из бросового материала декораций, кукол, ширм для театра. • Как живым актерам, работающим в театре, необходима сцена,...
Конспект интегрированного занятия по лепке "Угощение для кукол"
конспект занятия по лепке в средней группе...
Конспект НОД "Улица для кукол" (конструирование) Образовательная область: познание.
Цель: развитие начальных конструктивных навыков. Задачи:Образовательная область «Познание»1. Закрепить представления об основных строительных деталях (куб, кирпич, п...
Конспект занятия занятия по развитию речи «Посылка для кукол» с детьми 2 младшей группы.(знакомство с обобщающим понятием «посуда)
Формировать понимание и употребление обобщающего понятия посуда. Уточнить названия и назначение предметов посуды. Ввести в речь детей названия предметов...
Проект "История создания кукол кукол, кукла своими руками"
побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей....