Конспект НОД "Хлеб - наше богатство"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Хлеб - наше богатство»
(образовательная область «познавательное развитие
(ознакомление с миром природы)»)
Подготовили: воспитатель
Дмитриева И.А.
Цель: формировать представления детей о том, что хлеб - это итог большой работы многих людей; о том, что хлеб - ценный продукт, без которого не могут обходиться люди.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе его выращивания и изготовления; расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека.
2. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки.
3. Развивать познавательный интерес, любознательность, память, логическое мышление, связную речь.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, вырастившим его.
Словарная работа: плуг, сеялка, всходы, молотьба, элеватор.
Материалы и оборудование: оформление группы в стиле «выставки», презентация, хлебные колосья, тарелочки с мукой, тесто, хлеб, влажные салфетки.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу. Воспитатель встречает детей, здоровается с ними. После чего обращает внимание на куклу, сидящую за столом возле пустого блюдца. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и послушать историю о девочке Маше. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Жила-была девочка, которая не хорошо обращалась с хлебом. Утром ей мама говорила: «Доченька, скушай, пожалуйста, бутерброд». А капризная девочка отвечала: «Я ведь не ем бутерброды, не люблю хлеб!». Она откусит кусочек от хлеба, а остальной раскрошит и выбросит. Лепила из хлеба шарики, куколок, играла хлебом в салочки. И вот однажды хлеб рассердился на девочку и ушел из дома. Просыпается она утром и хочет съесть хлеба кусочек, посмотрела в хлебницу, а там его нет. На другой день повторилось тоже самое. Подошла она к маме и спрашивает: «Мама, почему нет хлеба? Почему он ушел от меня?»
Вопросы детям:
- Ребята, как вы думаете, почему хлеб рассердился на девочку? (т.к. плохо относилась)
- Правильно ли поступала Маша? (нет)
- Почему неправильно? (хлеб нужно беречь)
- Ребята, а чем мы можем помочь Маше? (расскажем, почему нужно беречь хлеб)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол. Поможет нам в этом вот такой колосок.
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором находятся колосья по кол-ву детей)
Воспитатель: - У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они? (пузырчатые, колючие, много зернышек).
- Если вы потрете их между ладошек, то мы увидим, что спрятано внутри. Что это? (зерно)
- Вот с такого маленького зернышка и начинается длинный и трудный путь к булке хлеба.
( Воспитатель предлагает детям сесть на стулья)
Хлеб ржаной, батон и булки,
Не добудешь на прогулке!
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
Дети, давайте представим, что мы с вами попали на поле.
Презентация.
Слайд 1 | - Что видим на поле? (трактор пашет землю) - Для чего он это делает? (чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности) - Верно, ребята. Чтобы получить хороший урожай, недостаточно просто бросить семена в землю. Сначала нужно поле вспахать. - Чтобы вспахать землю, к трактору прикрепляют плуг. Он уничтожает сорняки, переворачивая верхний слой земли, и тогда земля становится рыхлой и мягкой. Семена в разрыхленной земле прорастут быстрее. |
Слайд 2 Слайд 3 | - Землю вспахали, а потом что делают в поле? (начинают сеять зерно). - Чтобы получить хлеб, сажают зерновые культуры. К самым распространенным относятся: пшеница и рожь. - Семена нужно сажать на определенную глубину. Как вы думаете, почему? (чтобы семя не вымыло дождём). - Посадишь слишком глубоко - у ростка не хватит сил выбраться наружу. А если семена не будут прикрыты достаточным количеством земли, то станут легкой добычей птиц. - Во время сева трактор остается надежным помощником людей. Только теперь к нему прикрепляется сеялка. В сеялке есть бункеры, куда помещают зерна. А еще у сеялки есть сошки, проделывающие бороздки. Зерна попадают в бороздки на определенном расстоянии и специальные устройства засыпают бороздки землей. |
Слайд 4 | - А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, воздух и вода). - После сева проходит немного времени – на поле появляются первые всходы. Солнышко согревает всходы, дождик поливает, люди удобряют поле, и наши зёрна превращаются во что? (в колосья). - Важное значение для роста нежных всходов имеет вода. А как быть, если дождика нет? (поливать) - Верно. Для этого применяют специальные дождевые установки. Их размещают на полях и при необходимости включают. |
Слайд 5 Слайд 6 | Вот и наступил один из самых ответственных периодов в жизни хлеборобов - уборка урожая зерновых. Уборка зерна – это трудоемкий процесс. Мы с вами знаем, что руками достать зерна из колоска трудно, да и колосков в поле много. Здесь тоже не обойтись без машин. - Какие специальные машины существуют, для уборки именно зерновых? (комбайны) - Правильно, ребята, эти машины называются комбайнами. Эти машины срезают колосья, обмолачивают их. Потом по специальному рукаву в грузовые машины засыпается зерно. Процесс выбивания зерен из колосьев называется – молотьба. |
Слайд 7 | - Потом грузовые машины отвозят зерно в хранилища – элеваторы. Это большие комплексы с оборудованием для приема, очистки, сушки и хранения зерна. |
Слайд 8 | - Из чего пекут хлеб? (из муки). А муку делают из…? (зерна) - Чтобы превратить зерна в муку, их нужно измельчить – смолоть. В наши дни муку мелют с помощью электрического оборудования на мукомольных заводах. |
Слайд 9 | - Куда дальше везут муку? (хлебозавод). - А что еще можно печь из муки? (ответы детей). - После выпечки специальные машины развозят хлеб в магазины. |
Слайд 10 | - Специальный магазин, где продают хлебобулочные изделия, называется булочная. Здесь на прилавках выкладывают разные сорта хлеба - батоны, караваи, багеты, лепешки, лаваши, булочки, баранки, кексы, пирожки, а если это булочная-кондитерская, то рядом на полках или витрине можно увидеть и рулеты, и пирожные, и торты и многое другое. |
Воспитатель: - Ребята, видите, сколько затрачено труда? Давайте расскажем Маше. Что нужно, чтобы хлеб попал к нам на стол? И землю приготовить, и вспахать ее, и засеять, и зерно перемолоть в муку. А после всего этого испечь хлеб.
Практическая работа (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором стоят тарелки с пшеничной и ржаной мукой)
- Ребята, перед вами на столах два вида муки. Светлая- пшеничная, и темная – ржаная.
- Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) - Мука имеет запах.
- Чем отличается мука? (цветом) - Мука имеет цвет.
- От чего зависит цвет муки? (от зерна).
- Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыпется) - Мука сыпучая.
- Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) - Мука - мягкая, пушистая.
- Разровняйте муку в тарелочке. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. - Оказывается на муке можно писать и рисовать.
(Вытереть руки влажными салфетками, лежащими на столе возле каждого ребенка.)
Игровой момент:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю всем вам превратиться в настоящих кондитеров. Мы попробуем сами, своими руками приготовить печенье. Чтобы приготовить печенье, необходимо замесить тесто. А какие продукты нужны, чтобы замесить тесто, мы с вами вспомним, отгадав загадки.
Слайд 11 | 1.Без этого продукта, Ребята, никуда, Чтобы испечь что – то Всегда нужна …(мука) 2. Можно разбить, А можно сварить А если не прикасаться Цыпленком может оказаться…(яйцо) 3. Что же это за песочек, Сладок с ним у нас чаёчек, В каждой кухне проживает, Всем хозяйкам угождает…(сахар) 4. Мы на хлеб его намажем И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно Бело – желтые кусочки…(масло) 5. Меня не едят, Но и без меня мало едят…(соль) 6. Смешав все эти продукты, Добавим немного воды, Все хорошенько перемешаем, И получим…(тесто). |
Слайд 12 | Картинка с изображением кондитера |
(Воспитатель приглашает детей встать около столов, на которых расположены пласты теста по количеству детей и формочки)
- Дети, перед вами лежит тесто, которое я приготовила для вас и фигурные формочки для теста. (показ воспитателя: прикладываем, нажимаем с небольшим усилием и слегка двигаем формочку из стороны в сторону). А теперь возьмите формочки и вырезайте фигурки (дети работают с формочками)
- Молодцы! У всех готовы фигурки. Ребята, а что осталось сделать, чтобы получилось печенье? (нужно испечь его в духовке)
- Верно. Готовые фигурки аккуратно перекладываем на противень. Мы отнесем его на кухню, наши повара испекут его, и вы обязательно попробуете его на полдник.
- Молодцы, ребята, вы старались, все трудились, печь печенье научились!
3. Подведение итогов.
- Понравилось вам наше путешествие? (…)
- Что нового вы узнали? (…)
- Почему хлеб надо беречь? (…)
Сюрпризный момент:
Маша благодарит вас за путешествие, она узнала много полезного и интересного. А главное она поняла почему нужно бережно относиться к хлебу. Машина мама испекла вам в благодарность круассаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)
Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...
Конспект НОД «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».Виды детской деятельности:иг...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе
Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...
Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"
Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»
Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...