Конспект НОД "Хлеб - наше богатство"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_hleb_-_nashe_bogatstvo.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД

 Тема: «Хлеб - наше богатство»

(образовательная область «познавательное развитие

(ознакомление с миром природы)»)

                                                             

 Подготовили: воспитатель

Дмитриева И.А.

Цель: формировать представления детей о том, что  хлеб - это итог большой работы многих людей; о том,  что хлеб - ценный продукт, без которого не могут обходиться люди. 

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе его выращивания и изготовления; расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека.

2. Продолжать формировать технические умения и навыки работы  с разнообразными материалами для лепки.

3. Развивать  познавательный интерес, любознательность, память, логическое мышление, связную речь.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, вырастившим его.

Словарная работа: плуг, сеялка, всходы, молотьба, элеватор.

Материалы и оборудование: оформление группы в стиле «выставки», презентация, хлебные колосья, тарелочки с мукой, тесто, хлеб, влажные салфетки.

Содержание  непосредственно образовательной деятельности детей:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу. Воспитатель встречает детей, здоровается с ними. После чего обращает внимание на куклу,  сидящую за столом возле пустого блюдца. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и послушать историю о девочке Маше. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Жила-была девочка, которая не хорошо обращалась с хлебом. Утром ей мама говорила: «Доченька, скушай, пожалуйста, бутерброд». А капризная девочка отвечала: «Я ведь не ем бутерброды, не люблю хлеб!». Она откусит кусочек от хлеба, а остальной раскрошит и выбросит. Лепила из хлеба шарики, куколок, играла хлебом в салочки. И вот однажды хлеб рассердился на девочку и ушел из дома. Просыпается она утром и хочет съесть хлеба кусочек, посмотрела в хлебницу, а там его нет. На другой день повторилось тоже самое. Подошла она к маме и спрашивает: «Мама, почему нет хлеба? Почему он ушел от меня?»

Вопросы детям:

- Ребята, как вы думаете, почему хлеб рассердился на девочку? (т.к. плохо относилась)

- Правильно ли поступала Маша? (нет)

- Почему неправильно? (хлеб нужно беречь)

- Ребята, а чем мы можем помочь Маше? (расскажем, почему нужно беречь хлеб)

2. Основная часть.

Воспитатель:

- Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол. Поможет нам в этом вот такой колосок.

(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором находятся колосья по кол-ву детей)

Воспитатель:  - У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они? (пузырчатые, колючие, много зернышек).

- Если вы потрете их между ладошек, то мы увидим, что спрятано внутри. Что это? (зерно)

- Вот с такого маленького зернышка и начинается длинный и трудный путь к булке хлеба.

( Воспитатель предлагает детям сесть на стулья)

Хлеб ржаной, батон и булки,

Не добудешь на прогулке!

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют!

Дети, давайте представим, что мы с вами попали на поле.

Презентация.

Слайд 1

- Что видим на поле? (трактор пашет землю)

- Для чего он это делает? (чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности)

- Верно, ребята. Чтобы получить хороший урожай, недостаточно просто бросить семена в землю. Сначала нужно поле вспахать.

- Чтобы вспахать землю, к трактору прикрепляют плуг. Он уничтожает сорняки, переворачивая  верхний слой земли,  и тогда земля становится   рыхлой и мягкой. Семена в разрыхленной земле прорастут быстрее.

Слайд 2

Слайд 3

-  Землю вспахали, а потом что делают в поле? (начинают сеять зерно).

- Чтобы получить хлеб, сажают зерновые культуры. К самым распространенным относятся: пшеница и рожь.

- Семена нужно сажать на определенную глубину. Как вы думаете, почему? (чтобы семя не вымыло дождём).

- Посадишь слишком глубоко - у ростка не хватит сил выбраться наружу. А если семена не будут прикрыты достаточным количеством земли, то станут легкой добычей птиц.

- Во время сева трактор остается надежным помощником людей. Только теперь к нему прикрепляется сеялка.  В сеялке есть бункеры, куда помещают зерна. А еще у сеялки есть сошки, проделывающие бороздки. Зерна попадают в бороздки на определенном расстоянии и специальные устройства засыпают бороздки землей.

Слайд 4

- А что нужно для того, чтобы зерна проросли?  (Солнце, воздух и вода).

- После сева проходит немного времени – на поле появляются первые всходы. Солнышко согревает всходы, дождик поливает, люди удобряют поле, и наши зёрна превращаются во что? (в колосья).

- Важное  значение для роста нежных всходов имеет вода. А как быть, если дождика нет? (поливать)

- Верно. Для этого применяют специальные дождевые установки. Их размещают на полях и при необходимости включают.

Слайд 5

Слайд 6

Вот и наступил один из самых ответственных периодов в жизни хлеборобов - уборка урожая зерновых. Уборка зерна – это трудоемкий процесс. Мы с вами знаем, что руками достать зерна из колоска трудно, да и колосков в поле много. Здесь тоже не обойтись без машин.

- Какие специальные машины существуют, для уборки именно зерновых? (комбайны)

- Правильно, ребята, эти машины называются комбайнами. Эти машины срезают колосья, обмолачивают их. Потом по специальному рукаву в грузовые машины засыпается зерно.

 Процесс выбивания зерен из колосьев называется – молотьба.

Слайд 7

- Потом грузовые машины отвозят зерно в хранилища – элеваторы. Это большие комплексы с оборудованием для приема, очистки, сушки и хранения зерна.

Слайд 8

- Из чего пекут хлеб? (из муки). А муку делают из…? (зерна)

- Чтобы превратить зерна в  муку, их нужно измельчить – смолоть. В наши дни муку мелют с помощью электрического оборудования  на мукомольных заводах.

Слайд 9

- Куда дальше везут муку? (хлебозавод).

- А что еще можно печь из муки? (ответы детей).

- После выпечки специальные машины развозят хлеб в магазины.

Слайд 10

- Специальный магазин, где продают хлебобулочные изделия, называется  булочная. Здесь на прилавках выкладывают разные сорта хлеба - батоны, караваи, багеты, лепешки, лаваши,  булочки, баранки,  кексы, пирожки, а если это булочная-кондитерская, то рядом на полках или витрине можно увидеть и рулеты, и пирожные, и торты и многое другое.

Воспитатель: - Ребята, видите, сколько затрачено труда? Давайте расскажем Маше. Что нужно, чтобы хлеб попал к нам на стол?  И землю приготовить, и вспахать ее, и засеять,  и зерно перемолоть в муку. А после всего этого испечь хлеб.

         Практическая работа (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором стоят тарелки с пшеничной и ржаной мукой)

- Ребята, перед вами на столах два вида муки. Светлая- пшеничная, и темная – ржаная.

- Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) - Мука имеет запах.

- Чем отличается мука? (цветом) - Мука имеет цвет.

- От чего зависит цвет муки? (от зерна).

- Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыпется) - Мука сыпучая.

- Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) - Мука - мягкая, пушистая.

- Разровняйте муку в тарелочке. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. - Оказывается на муке можно писать и рисовать.

(Вытереть руки влажными салфетками, лежащими на столе возле каждого ребенка.)

Игровой момент:

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю всем вам превратиться в настоящих  кондитеров.  Мы попробуем сами, своими руками приготовить печенье. Чтобы приготовить печенье, необходимо замесить тесто. А какие продукты нужны, чтобы замесить тесто, мы с вами вспомним, отгадав загадки.

Слайд 11

1.Без этого продукта,

Ребята, никуда,

Чтобы испечь что – то

Всегда нужна …(мука)

2. Можно разбить,

А можно сварить

А если не прикасаться

Цыпленком может оказаться…(яйцо)

3. Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает…(сахар)

4. Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

Кашу не испортят точно

Бело – желтые кусочки…(масло)

5. Меня не едят,

Но и без меня мало едят…(соль)

6. Смешав все эти продукты,

Добавим немного воды,

Все хорошенько перемешаем,

И получим…(тесто).

Слайд 12

Картинка с изображением кондитера

(Воспитатель приглашает детей встать около столов, на которых расположены пласты теста по количеству детей и формочки)

- Дети, перед вами лежит тесто, которое я приготовила для вас  и фигурные  формочки для теста. (показ воспитателя: прикладываем, нажимаем с небольшим усилием и слегка двигаем формочку из стороны в сторону). А теперь возьмите формочки и вырезайте фигурки (дети работают с формочками)

- Молодцы! У всех готовы фигурки. Ребята, а что осталось сделать, чтобы получилось печенье? (нужно испечь его в духовке)

- Верно. Готовые фигурки аккуратно перекладываем на противень. Мы отнесем его на кухню, наши повара испекут его, и вы обязательно попробуете его на полдник.

- Молодцы, ребята, вы старались, все трудились, печь печенье научились!

3. Подведение итогов.

- Понравилось вам наше путешествие? (…)

- Что нового вы узнали? (…)

- Почему хлеб надо беречь? (…)

Сюрпризный момент:

Маша благодарит вас за путешествие, она узнала много полезного и интересного.  А главное она поняла почему нужно бережно относиться к хлебу. Машина мама испекла вам в благодарность круассаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)

Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...

Конспект НОД «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».Виды детской деятельности:иг...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...