Конспект занятия по «Познавательному развитию» в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по «Познавательному развитию» в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познавательному развитию»
в старшей группе (5-6 лет).
Тема: «Путешествие на Северный полюс»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера;
Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке, воспитание любви и бережного отношения к природе Севера.
Материалы и оборудование: карточки лото с изображениями диких, домашних животных и животных Арктики (тюлень, белый медведь, морж); большие карточки лото с изображениями леса и скотного двора; оборудование для опыта; рабочие тетради, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми картин и иллюстраций, фотографий с изображением Севера; чтение художественной литературы, д/и «Кто где живет?»
Планируемый результат: знакомы с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Игра | «Лото животных» | 3 мин |
2 | Беседа | 5 мин | |
3 | Физкультминутка | Игра «Море волнуется раз…» | 2 мин |
4 | Работа в тетради | Задание «Покажите стрелками, кто кем питается» | 3 мин |
Задание «Что перепутал художник?» | 3 мин | ||
Задание « Расскажите, что общего у этих рисунков» | 2 мин | ||
Задание «В первом квадрате отметьте погоду…» | 2 мин | ||
Задание «Как называется эта сказка? Расскажите…» | 2 мин | ||
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в круг:
Раз, два, три, четыре, пять
В круг спеши скорей опять,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Путешествовать начнем!
Много нового найдем!
II. Основная часть
1. Игра «Лото животных»
Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Им раздаются маленькие карточки с животными леса и скотного двора, и тюленя.
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А вот куда- поможет нам определить игра «Лото животных». (Игра идет до появления карточки с тюленем)
Дети в затруднении – тюлень ни похож ни на одно знакомое животное.
- Куда же мы поместим эту карточку? Кто это? (Это животное не может жить на скотном дворе – оно дикое, и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде.)
Решение, как ответить, помогает, принять воспитатель.
2. Беседа
- Это животное – тюлень. Он живет в холодных водах Северного Ледовитого океана. По-другому это место называется Арктика, или Северный полюс. Именно поэтому тюлень такой упитанный этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой.
Рассмотрите арктический пейзаж (пособие на стр.19 вверху). Как вы думаете, почему тюлень-хищник? (нет растений)
- Самый главный враг тюленя – белый медведь. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.
- Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
Можно предложить детям самостоятельно изобрести способ ловли тюленей. Для этого в большой таз надо налить воды и положить фанеру (это льдина). На середине «льдины» лежит тюлень, вылепленный из пластилина. Живот у него лучше покрыть кусочком бумаги того же цвета, чтобы «тюлень» мог скользить по «льдине».
- А чем же питаются морж и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто еще любит рыбу? Птицы. Там, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?
- Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
ОПЫТ:
- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (маслом). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед.
Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
- А кто ещё из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?
Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.
У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
3. Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель и дети-ведущие просят ребят принять образы животных - диких, домашних, Севера, Юга, морских, сухопутных и др.
4 Работа с пособием на применение новых знаний.
1. Задание «Покажите стрелками, кто кем питается»
-Какие животные живут в Арктике? Покажите стрелками, кто кем питается.
2. Задание «Что перепутал художник?»
3. Задание « Расскажите, что общего у этих рисунков»
- Посмотрите на картинки. Между ними есть что-то общее. Как вы думаете, что их объединяет?
4. Задание «В первом квадрате отметьте погоду…»
-Как вы думаете, какая погода сейчас в Арктике? Чем похожи на ту, что мы видим за окном? Чем отличается? Отметьте в первом квадрате погоду у себя дома, во втором – на Северном полюсе.
5. Задание «Как называется эта сказка? Расскажите…»
-Рассмотрите рисунок. Это – иллюстрации к сказке. Как она называется?
- Расскажите тот отрывок, который иллюстрирует эта картинка.
III. Заключительная часть
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- С кем познакомились?
- Как животные приспособились к условиям Северного полюса?
- Есть ли среди этих животных травоядные? (нет, так как в ледовой пустыне ничего не растет.)
- Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно? (одеваться тепло; смазывать кожу лица жиром; например, кремом; не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками; не есть снег и пр.)
Прощаемся с животными Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
Ознакомление детей с достопримечательностями родного города....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Путешествие в царство Царицы-водицы"
Данное занятие формирует и уточняет у детей представления о роли и значимости воды в природе, её значимости для жизни живых существ....

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в сказочный зимний лес"
Образовательная область: интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, познаниеТема занятий: «Путешествие в сказочный зимний лес»Программное содержание:1.Образов...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в кинотеатр”
систематизируем знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с с...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе « Путешествие с Электрошкой»
Это занятие познакомить детей с природными источниками энергии на земле и способствует экономичному и безопасному стилю жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней".
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней" - итоговое занятие по изучению камней и созданию мини-музея "Удивительные камни"....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир комнатных растений»
Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растенияхЗадачи:1. «Познавательное развитие»:- Познакомить детей с новым комнатным растением- обобщить представления ...