Конспект по познавательному развитию (окружающий мир)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Зыкова Галина Геннадьевна

(Звучит звон колокольчика, дети подходят к воспитателю и встают в круг):

Встанем рядом все по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу!

Приветствие:

Нам здороваться не лень:                                                                                         

Всем "Привет!" и "Добрый день!";                                                  

Если каждый улыбнется –                                                                                            

Утро доброе начнется.                                                                                      

 Дети поворачиваются друг к другу и  говорят

 ДОБРОЕ УТРО!  

- Мы друг друга поприветствовали, давайте и гостям скажем «доброе утро»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир)

«Долгое путешествие»

Ход НОД:

1 часть Вводная

Организационный момент:

(Звучит звон колокольчика, дети подходят к воспитателю и встают в круг):

Встанем рядом все по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу!

Приветствие:

Нам здороваться не лень:                                                                                         

Всем "Привет!" и "Добрый день!";                                                  

Если каждый улыбнется –                                                                                            

Утро доброе начнется.                                                                                      

 Дети поворачиваются друг к другу и  говорят

 ДОБРОЕ УТРО!  

- Мы друг друга поприветствовали, давайте и гостям скажем «доброе утро»

Сюрпризный момент:

Воспитатель обращает внимание на звук и спрашивает, на что он похож? (то, что пришло электронное письмо).

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, нам кто – то написал письмо. Вы хотите узнать, от кого оно? Давайте, я вам  прочитаю. (читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Сегодня мы с моими друзьями из Солнечного города посмотрели мультфильм «Мама для мамонтенка», и не можем понять, почему льдина, на которой плыл Мамонтёнок,  не утонула и растаяла только в конце мультфильма? Мы слышали, что в вашем саду очень умные  и добрые ребята, решили обратиться к вам за помощью, помогите нам, пожалуйста, в этом разобраться».

Воспитатель: Ну что ребята, согласны помочь Незнайке и его друзьям?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем им помочь?

Дети: Прочитать энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых.

Воспитатель: Правильно ребята. Вот вы сказали, что можно прочитать в книге, я одну такую читала и узнала об очень интересном эксперименте. Вы бы хотели его провести?  

Хорошо, ребята, мы с вами постараемся провести эксперимент с водой и льдом и ответить на такие вопросы как «Умеет ли лёд плавать?» и «Тает ли лёд в холодной воде?». А результаты наших исследований вы будете фиксировать в научных журналах, затем эти журналы я по почте отправлю Незнайке и его друзьям.

- Итак, для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, я предлагаю нам всем превратиться в настоящих учёных. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: - Ну а что бы мы были похожи на настоящих, российских учёных, которые очень много проводят исследований необходимых для всех людей, нам нужно надеть белые халаты и пройти в научную лабораторию.

(Воспитатель вместе с детьми надевает белый халат, если дети затрудняются привлекает их помощи друг другу  и проходят к столам, где располагается оборудование для проведения эксперимента)

Воспитатель: - Уважаемые учёные, в каждой научной лаборатории существуют правила поведения, которые мы должны обязательно выполнять. Давайте посмотрим на карточки и проговорим эти правила. (Воспитатель демонстрирует несколько карточек с правилами поведения в лаборатории, а дети проговаривают эти правила).

Воспитатель: - Вот теперь, вы стали настоящими учёными и нам пора переходить к экспериментам. Посмотрите, ребята, в нашей лаборатории есть лёд и ёмкость с холодной водой. Как же нам выяснить, умеет ли лёд плавать?

Дети: Нужно кусочки льда опустить в воду.

Воспитатель: - Правильно ребята, молодцы. Давайте попробуем это сделать и ответим на поставленный вопрос. Но сначала нам нужно определить кто будет зарисовывать в журнал результаты исследования. (перед детьми лежат перевернутые рисунком вниз карточки с изображением льда и снежинок. Детям предлагается выбрать карточкм и тот кто вытянет карточку с изображением льда – фиксирует результат, а остальные проводят эксперимент)

(Проводится эксперимент «Умеет ли лёд плавать?». Шесть детей берут кусочки льда и опускают их в ёмкость с холодной водой)

Воспитатель: Посмотрите ребята, что происходит?

Дети: Лёд не тонет, а плавает.

Воспитатель: Я думаю, что нам этот вывод обязательно нужно зафиксировать в журнале. Согласны?

Дети: Да      

( два ребёнка фиксируют вывод в научный журнал.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему лёд не тонет?

Дети: Потому что он лёгкий.

Воспитатель: - А почему лёд лёгкий? Что помогает льду быть лёгким?

(Если дети затрудняются ответить, детям предлагаются лупы чтобы они смогли изучить строение льда.)

Воспитатель: Посмотрите, на столах есть предметы помощники, давайте возьмём лупы и рассмотрим строение льда в увеличительное стекло.  Что вы видите?

(дети описывают строение льда: есть узоры, трещины и т.д.)

Воспитатель: Вы всё правильно говорите, уважаемые ученые, но для того чтобы рассмотреть строение льда ещё глубже, я вам предлагаю рассмотреть его на экране.

(На экран всплывает кусок льда наведенным на него микроскопом (лупой). Воспитатель в процессе объясняет что на картинке.)

Воспитатель: - Ребята, что вы видите в увеличительное устройство? Как вы думаете, на что похож кусок льда? (на сыр) А как вы считаете, чем заполнены вот эти отверстия во льду? (Воздухом) Действительно ли льдина подходящий корабль  для путешествий?

(Дети высказывают свои мысли, аргументируют их, называя свойства льда: сколький, хрупкий).

Воспитатель: - Спасибо,  уважаемые ученые, за ваши умные размышления. Мы с вами рассмотрели кусок льда и увидели, что в нем есть отверстия заполненные воздухом. Какой из этого вывод мы можем сделать? Что помогает льду не тонуть в воде?

Дети: Лёд плавает, потому что в нем есть воздух.

Воспитатель: - Здорово, вы молодцы. А теперь, я думаю, нам обязательно нужно отобразить в научном журнале то, что в кусочке льда есть воздух. (дети зарисовывают кусочек льда с пузырьками воздуха)            

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот мы и сделали с вами ещё одно научное заключение – в кусочке льда есть воздух, поэтому он плавает. (после того, как дети сделали зарисовки проводится физ.минутка). Ребята, мы с вами очень хорошо поработали, а после любой тяжелой работы организму требуется отдых, поэтому я предлагаю вам отдохнуть и восстановить свои силы.

Физ. минутка:

 Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши)

 Начинается игра.

 Разгребаем снег лопатой (имитация движений разгребания снега)

 Строим горку во дворе.

 Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус влево – вправо)

 Двор украшен в декабре.

 Раз, два, раз, два  (ритмичная ходьба на месте)

 Вот и кончилась игра.

 Воспитатель: - Вот мы с вами и отдохнули, а теперь пришло время ученым ответить еще на один вопрос Незнайки с жителями: «Тает ли лёд в холодной воде?». Давайте пройдём в научную лабораторию и выясним это. Для того, чтобы нам начать исследование давайте посмотрим на лёд, который мы опускали в емкость с холодной водой. Что с ним произошло?  

Дети: Он подтаял.

Воспитатель: - Правильно. А как вы думаете, почему это произошло? Ведь вода то холодная.

Дети: Не знаем.

Воспитатель: Тогда давайте разбираться, а поможет нам понять что теплее: лёд или холодная вода наш друг Наурашик.

(Проводится опыт «Что теплее лёд или холодная вода?». В лаборатории выбран режим свободного измерения.)

Воспитатель: - Ребята, что мы хотим узнать?

Дети: Что теплее: лёд или холодная вода.

Воспитатель: - Как мы это можем сделать?

Дети: Измерить температуру воды, температуру льда и сравнить.

Воспитатель: - Как вы считаете, что нам для этого нужно?

(Дети называют необходимый материал и датчик лаборатории. Выбираются два ребенка для проведения измерений температуры с помощью датчика. Остальные дети следят за изменениями на экране и за уровнем жидкости в термометре)

Воспитатель: - Уважаемые ученые, подумайте и скажите мне, пожалуйста, а если температура льда холоднее, что будет происходить с жидкостью в термометре? А если лёд теплее? (Воспитатель предлагает проверить предположения детей. 1 – й ребёнок измеряет температуру холодной воды с помощью датчика. Остальные дети следят за изменениями на экране и за уровнем жидкости на термометре. 2 – й ребёнок опускает датчик в ёмкость со льдом. Дети следят за изменениями на экране и за уровнем жидкости в термометре. Воспитатель предлагает детям сделать вывод: «Жидкость в термометре опустилась вниз, значит лёд холоднее, чем холодная вода. Результаты исследований фиксируются символами в научный журнал (теплее – красный, холоднее – синий))

Воспитатель: - Уважаемые ученые, какой мы можем сделать из эксперимента вывод?

Дети: Лёд тает в холодной воде.

Воспитатель: - Миша, скажи, а почему лёд тает в холодной воде?

Дети: Потому что холодная вода теплее, чем лёд.

Воспитатель: - Как тает лёд в холодной воде, быстро или медленно?

Дети: Медленно.

Воспитатель: - А если мы поместим лёд в горячую воду, он будет таять быстро или медленно?

Дети: Быстро

Воспитатель: - Какой мы из этого можем сделать вывод?

Дети: Чем теплее вода, тем быстрее тает лёд.

Воспитатель: Спасибо вам, уважаемые ученые, за вашу работу. А нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте снимем белые халаты, они нам пригодятся в следующий раз.

Рефлексия:

- Ребята, сегодня вы такие умницы!

-Кому же вы помогали? Что случилось у них?

- Как мы им доказывали, почему путешествие на льдине было долгим? Какие исследования проводили?

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы сегодня показали себя очень сообразительными учеными. Когда я пойду домой, то зайду в почтовое отделение и научные журналы с вашими выводами отправлю Незнайке и его друзьям.

- Давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД Познавательное развитие (окружающий мир) Тема:"Наш дом - голубая планета"

Конспект ООДПознавательное развитие (окружающий мир)                    Дата проведения:Тема:"Наш до...

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир)

Конспект по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) для детей 3-4 лет на тему: «Осень»...

Конспект НОД Познавательное развитие. Окружающий мир для детей 3-4 лет. Тема: «Знакомство с лесными жителями»

Задачи: учить выделять наиболее яркие характерные особенности животных; формировать способность детей к диалогической речи; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение...

Конспект ООД познавательному развитию (окружающий мир) "Приключения карандаша и гвоздика"

Конспект для старшего дошкольного возраста по окружаюшщему миру...

Конспект по познавательному развитию (окружающему миру) на тему: Гиганты прошлого. Динозавры»

Конспект по познавательному развитию (окружающему миру)на тему:  Гиганты прошлого. Динозавры» Тема: Гиганты прошлого. Динозавры.Цель: Формировать элементарное представление о...

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) в 1 младшей группе. Тема: Пришла зима.

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) в 1 младшей группе....

Конспект НОД (познавательное развитие - окружающий мир) "Путешествие по городу"

Занятие "Путешествие по городу".  Во время игры ребята закрепляют знания о достопримечательностях города Ачинска. Учатся принимать на себя роли....