Конспект ООД познавательному развитию (окружающий мир) "Приключения карандаша и гвоздика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект для старшего дошкольного возраста по окружаюшщему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_karandasha_i_gvozdika._konspekt.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №149»
Конспект открытого занятия в старшей группе:
«Приключения Карандаша и Гвоздика»
Подготовила:
Воспитатель Костина С.А.
г. Воронеж 2020
«Приключения Карандаша и Гвоздика»
Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;
Задачи:
- учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
- развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
- учить сравнивать предметы по характерным признакам;
- развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
- продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к предметам
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями; д/и «Поплывет - потонет», д/и «Наоборот», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с водой; металлические и деревянные бруски, гвозди; мультимедийное оборудование.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?
Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»
Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».
Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
(Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
(Гвоздь)
Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)
(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).
Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут решить, кто из них прав, кто из них самый главный.
Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)
А где растут деревья? (В лесу.)
А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?
Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.
Воспитатель. Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?
Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.
Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.
Демонстрируется фильм.
Воспитатель комментирует. Железо - важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда - это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.
Дидактическая игра «Из чего сделано»
На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.
Воспитатель. Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)
А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)
Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?
Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздик и Карандаш оба правы!
Вы хорошие сыщики - вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (дети маршируют)
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – вправо, изображая руль)
Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт? (Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)
У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические
предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож - у педагога.
Опыт 1
Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик или брусок.)
Опыт 2
У деревянного бруска шероховатая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)
Опыт 3
У металлического бруска гладкая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)
Опыт 4
Дерево твердое на ощупь, но если провести по нему металлическим предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.
Опыт 5
Металл твердый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому - отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.
Опыт 6
Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)
Опыт 7
Дерево плавает. Металл тонет. (Работа с емкостями воды — погружаем деревянные и металлические бруски.)
Опыт 8
Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать. (Опыт с перочинным ножом.)
Опыт 9
Металл таким образом обработать невозможно. Нужно специальное оборудование для обработки.
Опыт 10
Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)
Опыт 11
Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.
Опыт 12
Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети пробуют, делают вывод.)
Воспитатель. Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздику и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!
Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).
После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла - притягивает магниты.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах. Металл: твердый, непрозрачный; тонет в воде, тяжелый; плохо поддается обработке, только при помощи специального оборудования, притягивается магнитом)
Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»
Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД Познавательное развитие (окружающий мир) Тема:"Наш дом - голубая планета"
Конспект ООДПознавательное развитие (окружающий мир) Дата проведения:Тема:"Наш до...
Конспект по познавательному развитию (окружающий мир)
Конспект по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) для детей 3-4 лет на тему: «Осень»...
Конспект НОД Познавательное развитие. Окружающий мир для детей 3-4 лет. Тема: «Знакомство с лесными жителями»
Задачи: учить выделять наиболее яркие характерные особенности животных; формировать способность детей к диалогической речи; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение...
Конспект по познавательному развитию (окружающему миру) на тему: Гиганты прошлого. Динозавры»
Конспект по познавательному развитию (окружающему миру)на тему: Гиганты прошлого. Динозавры» Тема: Гиганты прошлого. Динозавры.Цель: Формировать элементарное представление о...
Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) в 1 младшей группе. Тема: Пришла зима.
Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) в 1 младшей группе....
Конспект НОД (познавательное развитие - окружающий мир) "Путешествие по городу"
Занятие "Путешествие по городу". Во время игры ребята закрепляют знания о достопримечательностях города Ачинска. Учатся принимать на себя роли....
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Приключения Карандаша и Гвоздика»
Конспект открытого занятия в старшей группе :"Приключения Карандаша и Гвоздика"...