В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, опыт своего народа, его историю и преданию они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почетом и уважением, были желанными гостями
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, опыт своего народа, его историю и преданию они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почетом и уважением, были желанными гостями на пирах и звали их сказителями. В средневековой Европе появилась форма народной песни, которая рассказывала какую-либо историю. На Руси они назывались былинами. Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром
На тему: «История возникновения книги»
По реализации образовательной области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»
(с использованием информационных мультимедийных технологий)
Составила и провела воспитатель:
Корчажкина
Лилия Александровна
Санкт – Петербург
2023
Цель:
Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги.
Задачи:
- учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений;
- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
- развивать интерес к разгадыванию загадок;
- продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям книге; уважительное отношение к труду взрослых.
Предварительная работа:
Чтение книг; изучение правил пользования книгой; организация сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. На столе перед ними выставка книг.
Воспитатель: Ребята, что это за выставка у нас сегодня в группе?
(ответы детей)
Воспитатель: А какие книги вы видите?
Дети: Сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Воспитатель: Хорошо. Ребята, а как вы думаете, всегда ли у людей были книги? Как вообще появилась книга? (Ответы детей) Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения книги.
В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, опыт своего народа, его историю и преданию они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почетом и уважением, были желанными гостями на пирах и звали их сказителями. В средневековой Европе появилась форма народной песни, которая рассказывала какую-либо историю. На Руси они назывались былинами. Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Слайд№3
Вот мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту, не умели ни читать, ни писать, ни говорить, ведь речь у них не была развита. Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное, о своих приключениях на охоте, чтобы рассказать друг другу.
Слайд№4.
И они придумали буквы, правда, первые буквы больше были похожи на рисунки.
Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы.
Слайд№5
Первая книга была каменной. Камень неудобный для письма материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый. Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции.
Слайд№6
Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Ребята, как вы думаете, удобно ли было пользоваться такими книгами? (Ответы детей)
Правильно, глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их читали только в библиотеке.
Слайд№7
В древнем Египте писали на папирусе.
Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка.
Слайд№8
В Древней Греции появилась книга из пергамента. Она уже была похожа на нашу с вами современную книгу. На одну книгу уходило целое стадо баранов, потому что делали ее из шкур животных. Писали её от руки несколько лет. Были они очень дорогие.
Слайд№9
Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте.
Береста – это наружная часть берёзовой коры.
Слайд№10,11
Позже в истории появляется новый материал, который был намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы долго держали в тайне этот чудесный способ. Бумагу изобрел в Китае человек по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил его сушиться на солнце.
Слайд№12
Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Самой старой рукописной книгой является церковная книга "Остромирово Евангелие", выполненная восточнославянским писцом на древнерусском языке и увидевшая свет в 1056 году. Первопечатником на Руси при царе Иване Васильевиче Грозном стал Иван Фёдоров.
Слайд№13
В настоящем времени мы видим с вами современные книги, аудиокниги и электронные книги. Вот какой долгий путь проделала наша книга.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами вспомним историю создания книги по порядку.
Слайд№14
Где живут книги
Библиотека - «библио»- книга «тека»- хранилище
Воспитатель: А как вы думаете, как нужно относиться книге, чтобы она прослужила долго?
Слайд№14
Дети: Книги брать чистыми руками, рассматривать и читать их только за столом, не перегибать книгу, не рвать, не мять, не писать на ней, не слюнявить палец, когда листаешь страницы, при чтении использовать закладку, по возможности обернуть книгу.
Слайд№15
Воспитатель: Правильно, при такой заботе книга нам прослужит очень долго, и я думаю, вы будете всегда бережно относиться к книгам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги . Задачи : Познакомиться с первыми книгами разных Народов. Продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям книге; уважительное отношение к труду взрослых .
Давным-давно, в такие стародавние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось, чтобы их произведения, и знания дошли до потомков.
И они придумали буквы, правда первые буквы больше были похожи на рисунки , но это не важно.
Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень. Но камень неудобный для письма материал, так как он твердый, жесткий и тяжелый.
Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми на глиняных дощечках стали писать в Греции. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали.
А в соседнем Египетском государстве книги делал из ПАПИРУСА Речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.
На смену папирусу пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ Его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы « тетрадос ». Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом.
В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ Береста- это наружная часть березовой коры. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.
Во 2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Первыми создателями рукописных книг были монахи .
На Руси первопечатником стал Иван Федоров Первая русская печатная книга 1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол»
Книгопечатание в Москве В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец . В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.
Современные книги Электронные книги Аудиокниги
Где живут книги Библиотека- « библио »- книга « тека »- хранилище
Книжкина просьба Пожалуйста, не трогай меня грязными руками. Не черти меня ручкой или карандашом, - так не красиво. Перелистывая меня , не слюнявь пальцы. Перелистывать надо за правый верхний угол страницы. Не клади в меня ничего толстого, иначе разорвешь корешок. Если ты закончил читать и боишься потерять место, где остановился, то не делай знаки ногтем или карандашом, а вложи в меня закладку Помоги мне остаться свежей и чистой, а я всегда буду твоим лучшим другом. Береги меня
Заключение Книга принадлежит к тем изобретение , которые как и колесо, никогда не уйдут из человеческой цивилизации Новые технологические средства ее верные помощники. Роль книги будет расти с каждым новым этапом на пути культурного прогресса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа Проект «Мой край у Байкала»
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к на...
"На чем люди писали в далекие времена"
Презентация на тему "На чем люди писали в далекие времена" к проекту "Как появилась книга"....
Сценарий «Русской избы» Подготовила: Кузнецова Н.В. Цель: Вызвать желание познавать культуру своего народа (через игры, загадки,хороводы, песни), 2019 год.
Сценарий «Русской избы»Подготовила: Кузнецова Н.В.Цель: Вызвать желание познавать культуру своего народа (через игры, загадки,хороводы, песни)....
Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа для детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - пора формирования духовного мира ребёнка. Задача педагогов дошкольного учреждения разработать и организовать каждое событие в детском саду так, чтобы оно было незабываемым: открыт...
- развивать интерес к народному творчеству, традициям своего народа- показать, что по истории простой елочной игрушки можно в некоторой степени увидеть историю целой страны;- повышать любознательность, познавательную активность детей;- приобщать к наро
Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах...
Консультация "Влияние коми народных подвижных игр на воспитание чувств уважения к своему народу"
Консультация "Влияние коми народных подвижных игр на воспитание чувств уважения к своему народу"...
Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра
Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...