«Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников. Технологии и методы.»
презентация по окружающему миру

Васильева Ксения Игоревна

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью естественнонаучных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДЫ: «Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников» Составители: Васильева Ксения Игоревна Васильева Любовь Альбертовна МБДОУ «Детский сад № 34 «Крепыш»

Слайд 2

Естественно-научная грамотность- это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Слайд 3

В результате формирования естественно-научной грамотности дошкольники научатся: объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний; называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами; прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

Слайд 4

Методы, способствующие формированию ЕНГ: П роблемного обучения. «Путешествие по карте ». Корректу́рные таблицы М оделирования: Триз (теория решения изобретательских задач):

Слайд 5

Метод проблемного обучения (В. Оконь , М.И. Махмутов ) Задача: «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь ?» Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд 6

Метод «Путешествие по карте» (Н. А. Короткова) Задача: « Р асширить представления о культурных памятниках, развивать внимательность .» Детям предлагается по три карточки, на одной из которой изображен памятник культуры другой страны (например, Московский Кремль, Сызранский Кремль, Статуя Свободы). Ребенок должен убрать то, чего в России нет. Работа с картой: с помощью воспитателя показать на карте страны, где расположены эти культурные памятники.

Слайд 7

Корректу́рные таблицы (Б. Бурдон) это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек, заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются «считывать» зрительный образ напечатанного слова. А так же описывать явления, сравнивать, объяснять.

Слайд 8

Метод Моделирования (Р. Ю Рахматуллин) Предметные модели, например, воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб. Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д Например, можно вести календарь погоды.

Слайд 9

Триз (теория решения изобретательских задач ) (Генрих Альтшуллер ) «Мозговой штурм» « Синектика » Противоречий Морфологического анализа Фокальных объектов «Золотой рыбки» « Данетка » Типовых приёмов фантазирования «Робинзона»

Слайд 10

Метод «Мозговой штурм » ( Алекс Осборн ) Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям : Как спасти бабушку от серого волка Как тушить пожар без воды Где спрятаться от жары летом Как оставить кусочек лета в зиму Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

Слайд 11

Метод « Синектика »( Дж.Принс и Уильям Гордон) Это так называемый метод аналогий. Прямая аналогия Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний ( вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т.д. ) Личностная аналогия ( эмпатия ) Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. («Представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить. О чём думает цветочек в данной ситуации?»)

Слайд 12

Метод противоречий (Генрих Альтшуллер ) Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать. Игры: «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится- не нравится», «Маятник». Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – дети перечисляют отрицательные качества. (Например, книга . Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся… и т.д.)

Слайд 13

Метод морфологического анализа (Фриц Цвикки ) Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка). Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать.

Слайд 14

Метод фокальных объектов (Э. Кунце ) Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд. Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное, ни в чем не ограничивать детскую фантазию!

Слайд 15

Метод «золотой рыбки » (Г. С. Альтшуллер ) Заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку. Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». ( Реальное: старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастическое : золотая рыбка.) Детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей .

Слайд 16

Метод « Данетка » (Пол Слоун ) Дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Игры « Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала». «Игра в ситуации» Например , пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).

Слайд 17

Методика типовых приёмов фантазирования (Г.С. Альтшуллер ) Предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее. Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху.

Слайд 18

Метод «Робинзона » (Кулеш Алла Александровна) Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом. Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки , ботинки, чайники, шляпы…

Слайд 19

Опытная деятельность и экспериментирование Также способствуют формированию ЕНГ: Опыты с различными веществами и материалами Создание и изучение моделей (например, солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса») Наблюдение за ростом растений (например, лука-севка или «От семян до цветов») Создание карт местности, группы и т.д.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обучающего занятия по формированию естественно научных представлений у детей подготовительной группы (со здоровьесберегающим сопровождением) на тему: «Зачем человеку кожа?»

В ходе экспериментальной деятельности на занятии дети знакомятся  с органом осязания – кожей, ее строением и  значением в познании и общении с окружающим миром....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию естественно-научных представлений по здоровьесберегающим технологиям на тему "Зачем человеку кожа?"

Цель : познакомить детей с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром.Образовательные задачи:1.     Познакомит с внешним ...

Экспериментальный подход к формированию естественно-научных представлений у дошкольников (совместная работа воспитателей МБДОУ №347 “Лесная полянка” Заусайловой С.Л. и Кашиной О.Б.)

Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического...

План самообразования «Формирование естественно – научных знаний у детей путем внедрения проектного метода».

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих рез...

"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности"

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности...