Консультация для воспитателей Технологии формирования естественно-научной грамотности у дошкольников
консультация по окружающему миру
Естественно-научная грамотность – это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и для принятия соответствующих решений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Технологии формирования естественно-научной грамотности у дошкольников
подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка» станицы Зольской Гришина Ю. А.
Естественно-научная грамотность – это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и для принятия соответствующих решений.
В результате формирования естественно-научной грамотности дошкольники научатся:
- Объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний;
- Называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами;
- Прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
Методы, способствующие формированию ЕНГ:
- «Мозговой штурм»
- «Синектика»
- Противоречий
- Морфологического анализа
- Фокальных объектов
- «Золотой рыбки»
- «Данетка»
- Типовых приемов фантазирования
- «Робинзона»
Метод «Мозговой штурм»
Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения.
Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:
- Как спасти бабушку от серого волка
- Как тушить пожар без воды
- Где спрятаться от жары летом
- Как оставить кусочек лета в зиму
- Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.
Метод «Синектика»
так называемый метод аналогий.
Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.)
Личностная аналогия (эмпатия)
Предлагаем ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. («Представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить. О чем думает цветочек в данной ситуации?»)
Метод противоречий
Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать. Игры: «Черное–белое», «Хорошо–плохо», «Нравится-не нравится», «Маятник». Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика – дети перечисляют отрицательные качества. (Например, книга. Хорошо – из книг узнаешь много интересного…, плохо – они быстро рвутся… и т. д.)
Метод морфологического анализа
Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта.
Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка).
Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что.
Такие игры очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать.
Метод фокальных объектов
Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой.
Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд.
Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета.
Главное, ни в чем не ограничивать детскую фантазию!
Метод «Золотой рыбки»
Заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.
Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное - фантастическое». (Реальное: старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину.
Фантастическое: золотая рыбка.)
Детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.
Метод «Данетка»
Дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
Игры «Да-нетки», «Черный ящик», «Угадай, что я загадала».
«Игра в ситуации»
Например, пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).
Методика типовых приемов фантазирования
Предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое и будущее.
Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху.
Метод «Робинзона»
Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.
Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники, шляпы…
Опытная деятельность и экспериментирование также способствуют формированию ЕНГ:
- Опыты с различными веществами и материалами
- Создание и изучение моделей (например, солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса»)
- Наблюдение за ростом растений (например, лука-севка или «От семян до цветов»)
- Создание карт местности, группы и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-149707-1354687700.jpg)
Конспект обучающего занятия по формированию естественно научных представлений у детей подготовительной группы (со здоровьесберегающим сопровождением) на тему: «Зачем человеку кожа?»
В ходе экспериментальной деятельности на занятии дети знакомятся с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365797-1386780825.jpg)
Сообщение из опыта работы: «Формирование естественно - научных представлений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей».
Сообщение из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-524231-1417365637.jpg)
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию естественно-научных представлений по здоровьесберегающим технологиям на тему "Зачем человеку кожа?"
Цель : познакомить детей с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром.Образовательные задачи:1. Познакомит с внешним ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-571607-1425054188.jpg)
Экспериментальный подход к формированию естественно-научных представлений у дошкольников (совместная работа воспитателей МБДОУ №347 “Лесная полянка” Заусайловой С.Л. и Кашиной О.Б.)
Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-914089-1491547834.jpg)
"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности"
Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-415285-1518987863.jpg)
Проектирование в дошкольном возрасте, как способ формирование естественно-научной грамотности
Статья-консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-1018625-1520241817.jpg)
«Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников. Технологии и методы.»
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследов...