«Друзья спешат на помощь» Познавательно-исследовательская и конструктивно-модельная деятельность в младшей группе (3-4 года)
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
ООД с использованием театрализации, познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности в процессе которой дети знакомятся со свойствами бумаги и дерева. Учатся выручать друзей из беды и помогать им добрыми делами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_zayushkina_izbushka.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»
«Друзья спешат на помощь»
Познавательно-исследовательская и
конструктивно-модельная деятельность
в младшей группе (3-4 года)
Педагог: Колотовкина Лариса Юрьевна
Бакчар
2023
Цель: Формирование элементарных естественно - научных представлений и совершенствование конструктивных умений.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
- Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (тонет — не тонет, бьется — не бьется, холодный – тёплый, твёрдый – мягкий, тает – не тает)
- Совершенствовать умение сооружать постройки по простейшим схемам
- Учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы)
- Учить сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание)
- Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (весна), (тает снег, ярко светит солнце, капает капель, появляются проталины, бегут ручьи)
Развивающие:
- Развивать диалогическую форму речи. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего
- Развивать умение инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
- Развивать познавательные интересы, внимание, память, наблюдательность
- Расширять и активизировать словарный запас детей
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость, поощрять попытки пожалеть сказочного героя, помочь ему
- Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
- Сопереживать героям произведения. Обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков
- Формировать навыки безопасного поведения в играх с водой, льдом, с мелкими предметами (не брать их в рот, не бросаться, не засовывать предметы в ухо, нос и пр.)
Словарная работа: мнётся, шершавая, рвётся, призма
Предшествующая работа:
Чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка»; «Лиса и заяц»; «Колобок»; «Теремок»; «У страха глаза велики»; «Зимовье зверей»; «Снегурочка». Инсценирование сказок. Беседы о весне, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке за изменениями в природе и погоде в весенний период. Знакомство со свойствами льда, бумаги, дерева. Проведение опытов «Где снег быстрее тает?», «Тонет – не тонет», «Что такое лёд?», «Освободим животных из ледяного плена». Речевые игры: «Весна, какая?», «Весна, что делает?».
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, коллективная деятельность
Методы и приёмы:
Игровой, исследовательский, словесный, наглядный. Практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, художественное слово, инсценирование
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
- Дом из мягких модулей,
- Пенёк
- Ёлка
- Костюмы зайца и лисы
- Письмо
Раздаточный: (по количеству детей)
- Подносы трёх цветов: красный, зелёный, белый
- Лейки с водой
- Бумага разных цветов и толщины
- Лёд
- Деревянные брусочки
- Наборы деревянного конструктора
- Схемы постройки дома
- Папка зиплок с игрой «Найди животное»
- Мелкие игрушки: лиса, заяц, петух, медведь, 2 собаки
Ход ООД
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй (дети подходят к педагогу и встают в круг)!
Доброе утро, ребята!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руки в стороны)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» - Нашим гостям,
«Доброе утро!» ребята, всем нам!
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна)
-Расскажите, что бывает весной? (ответы детей)
Обобщаю ответы детей: весной ярко светит солнце, небо высокое и голубое, тепло, тает снег, появляются проталины, сосульки; с крыш капает звонкая капель, весело щебечут птицы,
- Ребята, давайте посмотрим в окно и полюбуемся солнечными лучиками (дети смотрят в окно, за окном конверт)
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать? (да)
Тогда надо поскорее
Письмо это прочитать (открываю конверт с письмом)
Ребята, давайте посмотрим, что за вести там внутри. Чей обратный адрес? (читает):
- Сказочная страна
-Что же пишут нам из сказочной страны? (читаю). Непонятно! Сейчас я дети надену волшебные очки. Так, ясно, произошла большая беда с зайчиком. Он просит помощи! Хотите помочь зайцу? (да)
Только в какую же сказку нам отправляться? Смотрите, здесь есть подсказки, если мы найдём героев сказки, то узнаем её название и поможем зайцу.
- Скажите, пожалуйста, чем отличаются сказочные животные от настоящих животных? (сказочные животные носят одежду, умеют разговаривать, ведут себя как люди)
- Я предлагаю вам на затемнённых картинках при помощи фонарика найти сказочное животное.
(Дети находят лису, зайца, петушка, медведя и собак)
- Ребята, как называется сказка, в которой есть эти животные?
(Заюшкина избушка)
- Как же в сказку нам попасть? Придумала! Давайте все вместе скажем: Хотим попасть в сказку! Поймаем наше желание и зажмём в кулачке. Кулачок с желанием к ушку поднесем, три раза повернемся и в сказку попадем (дети выполняют действие)
- Вот мы с вами и очутились в сказке.
На полянке стоит избушка, в избушке лисичка, на пенёчке под ёлочкой сидит заяц и плачет, дети подходят к зайцу.
Воспитатель:
А вот и зайка на пенечке сидит.
Плачет заинька, грустит,
Что же делать? - он не знает,
Лапкой слезки вытирает.
Зайка, милый, дорогой,
Что случилось с тобой?
Заяц:
Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная,
Пришла весна, избушка у неё растаяла,
А эта рыжая плутовка обманула меня ловко.
Погреться попросилась, забежала в дом,
А меня из дома выгнала потом! (плачет)
Воспитатель:
Не плачь, зайчик, мы её выгоним!
Заяц:
Нет, собаки гнали – не выгнали,
Медведь гнал – не выгнал, и вы не выгоните
Воспитатель:
А мы – выгоним!
Ребята, не побоитесь заиньке помочь?
Наутек не кинетесь от лисицы прочь? (нет)
Дети подходят к домику
Мы дружные ребята,
Ребята дошколята,
Пришли заиньке помочь,
Уходи, лисица, прочь!
Лиса:
Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам!
Дети:
Не кричи, и не старайся,
Прочь отсюда убирайся!
Лиса: Одеваюсь…
Дети:
Ну-ка, лиска, уходи,
Зайкин дом освободи!
Лиса: шубу надеваю (выходит с поникшей головой)
Дети, заинька, простите!
Даю вам честное слово,
Никогда не повторится это снова!
Заяц: Ты осознала свою вину?
Лиса: Я больше никого не обману!
Заяц: Спасибо вам, ребята!
-Ребята, зайчику мы дом вернули, а как быть с лисичкой? Ведь мы знаем, что все на свете должны иметь своё жильё. Что же делать? Как мы можем помочь лисе? (предложения детей, подвожу детей к мысли, что надо построить ей новый дом).
Тогда нам с вами нужно вернуться в детский сад и выбрать материал для постройки дома, чтобы он был крепким и прочным. Согласны?
- Давайте произнесём волшебные слова: Кулачок с желанием к ушку поднесем, три раза повернемся и в детский сад вернёмся (дети выполняют действие)
- Вот мы с вами и в детском саду!
- Прежде чем начать строить лисичке жильё, скажите, что есть у дома? (стены, крыша, фундамент, двери, окна)
- Зачем дому нужны стены? (чтобы защищать от холода, ветра)
-Зачем в доме крыша? (чтобы защищать дом от дождя, снега)
-Зачем дому нужен фундамент? (чтобы дом стоял крепко, ровно)
- Для чего нужны окна? (чтобы в доме было светло, можно было смотреть)
Подходите к столу, и попробуйте подобрать материал, из которого можно построить дом.
Исследовательская деятельность.
На подносах лежит бумага, деревянный брусок, кусочек льда, стоят лейки с водой.
- Что у вас лежит на красном подносе? (лед)
- Лёд, какой? (холодный, гладкий, скользкий, хрупкий, в тепле тает)
- Полейте на лёд водой из лейки, что происходит? (он быстро тает)
- Можно из такого материала строить дома? Почему? (растает, когда станет тепло, и превратится в воду)
- Расскажите, что у вас лежит на зелёном подносе? (бумага)
- Бумага какая? (гладкая, шершавая, толстая, тонкая)
- Сомните лист бумаги, что с ней произошло? (мнётся)
-Разорвите его на несколько кусочков, что произошло с бумагой? (она рвётся)
- Полейте на лист бумаги водой из лейки (намокает)
- Подойдёт бумага для строительства дома? (нет, в таком непрочном доме жить нельзя)
- Что лежит у вас на прозрачном подносе? (деревянный брусочек)
- Потрогайте брусок, тёплый он или холодный? (дерево тёплое)
- Попробуйте переломить брусочек (нельзя переломить - прочный)
- Уроните брусок на пол (бросают). Разбился брусок? (не бьётся)
- Полейте водой, промок? (не промокает, не тонет в воде)
- Можно из дерева строить дом? (да)
- Значит, дом для лисички будем строить, какой? (деревянный)
- Скажите, что есть у дома? (фундамент, стены, крыша, окна, двери).
- Зачем в доме стены? (чтобы защитить дом от ветра, холода, дождя, снега).
- Зачем в доме окна? (чтобы было светло)
- Зачем в доме крыша? (чтобы защитить от дождя, снега, града)
- Зачем нужен фундамент? (чтобы дом крепко стоял на земле, не разрушался)
Зачем в доме дверь? (защищает дом от чужих людей)
Сегодня по схеме мы будем строить лисе дом - крепкий, прочный, чтобы в нём было тепло, и он не растаял, но сначала немного разомнёмся.
Физкультминутка «Строим дом» по стихотворению Н.В. Нищевой.
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши)
Будем строить и играть. (Приседают)
Дом большой, высокий строим, (Постепенно поднимаясь, тянут руки вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Встают на носки)
Вот какой красивый дом – (Прыгают на месте)
Будет жить лисичка в нём (Приседают)
Дети по схеме выполняют постройку. В процессе спрашиваю у детей:
- Из чего ты построил фундамент? Крышу? Сколько кирпичиков понадобилось для стен? Сколько у тебя окон? Какого цвета двери?
- Вот какие красивые тёплые и крепкие сказочные дома вы построили, теперь в них может поселиться не только лисичка, но и другие звери.
Рефлексия
- Скажите, смогли помочь сказочным героям? Почему это у нас получилось? (мы дружные, смелые, всегда приходим на помощь тем, кто оказался в беде)
-Что вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?
Я вам предлагаю поиграть в игру «Гора добра», потому что с добром вам будет легче идти по жизни (дети поочередно складывают рука на руку).
-Чувствуете тепло наших рук? Его так много, что хватит надолго. Вы молодцы! Оставайтесь такими же добрыми и смелыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Хочу все знать" во второй младшей группе
Цель: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА – ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА!...
Познавательно-исследовательский проект "Кап кап капелька" (1-ая младшая группа)
Воспитывать экологическую культуру нужно сраннего детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким является вода. Воды на Земле становится все меньше, поэтому объектом исследования мы вы...
Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе
Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...
Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"
Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...
Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"
}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.} ...
«Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте»
Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с де...
Формирование познавательно - исследовательскойактивности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте
}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.} ...