Проект по экологии "Будь природе другом" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 596.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект по экологии
«Будь природе другом!»
Воспитатель: Гусейнова К. И.
Надым 2024
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы «Гусенечки»
Срок реализации: одна неделя
Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Задачи проекта:
для педагогов:
- изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;
- создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.
для детей:
- дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
для родителей:
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
- способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Этапы реализации проекта:
I этап - организационный | Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы. Дидактическое и методическое оснащение проекта. Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта; анкетирование родителей. |
II этап - практический | Мероприятия по реализации проекта с детьми. |
III этап - заключительный | Анализ полученных данных. Рекомендации родителям. |
Итоговое мероприятие:
КВН «Знатоки природы»
Продукты проекта:
- Картотека «Экологические сказки».
- Фотоальбомы «Животные нашего края», «Природа нашего края».
- Альбом «Будь природе другом!»
План мероприятий по реализации проекта.
Дни недели | Виды деятельности в течении дня | Задачи |
День 1 | «Будь природе другом!» | |
Беседа «Зачем нужно беречь природу?» | Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе. | |
Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете» | Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес. | |
Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Времена года». | Обогащать знания детей о музыке и классических произведениях, обучать «слышать прекрасное» в музыке. | |
Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы». | Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты. | |
День 2 | «Вода – источник жизни» | |
Беседа «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде. | |
Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода». | Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод. | |
Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций. | Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года. | |
П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик». | Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку. | |
День 3 | «Царство животных» | |
Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края». | Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными, обитающими в Курской области; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес. | |
Чтение х/л: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка». | Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению. | |
Загадки, пословицы и поговорки о животных. | Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ. | |
Д/и «Чей детеныш?» | Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных. | |
Образные упражнения «Угадай, кого покажу». | Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей. | |
День 4 | «Путешествие в лес» | |
Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Правила поведения в лесу». | Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе. | |
Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья». | Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе. | |
Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение». | Обогащать знания детей о растениях, местах их произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия. | |
Рассматривание атласа «Царство растений»; образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?». | Пополнять знания детей о растениях; дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения»; формировать навыки безопасного поведения в природе. | |
Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы. | Уточнить у детей значение данной трудовой операции; учить правильно пользоваться детскими граблями, метелками; развивать соответствующие трудовые навыки и умения; воспитывать трудолюбие, желание помогать. | |
День 5 | «Знатоки природы» | |
Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?». | Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы. | |
КВН «Знатоки природы». | Формировать положительное отношение к природе; обобщить знания детей о природных сообществах; продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе. | |
Наблюдение на прогулке «Птицы на участке детского сада», кормление птиц. | Продолжать учить различать и называть зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно кормить птиц в холодное время года; учить быть внимательными ко всему, что нас окружает; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. | |
Чтение х/л: Л. Есенина «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе. | Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать интерес к художественной литературе. |
Работа с родителями.
- Консультация «Природа как воспитатель».
- Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
- Организация выставки совместного творчества «Осенний калейдоскоп».
Результаты проекта «Будь природе другом!»
Для детей:
- повысился уровень знаний об окружающей природе, о животном и растительном мире Курской области;
- познакомились с правилами безопасного поведения в природе;
- появилось желание беречь и охранять природу;
- обогатился и расширился словарный запас;
- расширился кругозор детей.
Для педагогов:
- создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
- повысился уровень компетентности в вопросах экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный зимний проект «Красоты зимней природы» (старшая группа)
Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре; Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру; ...

Экологический проект «Аптека родной природы» (старшая группа)
Проект рассчтан на полтора месяца. Статья содержит паспорт проекта и перспективное планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами....
Проект "Календарь природы" проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы....

Проект "Подружиться с природой" Разновозрастная группа(5-7лет)
Проектная деятельность дошкольников способствует формированию познавательных мотивов учения, так как дети конечный результат своей деятельности. Проект<< Подружиться с природой >> рас...
Проект «Ребёнок и природа». Младшая группа.
Цель проекта : ознакомление детей с временами года. Задачи проекта : 1. Познакомить детей с природой родного края, через знакомство с природными явлениями каждого времени года (осень, зима, весн...

Проект "Лаборатория неживой природы" в группе младшего возраста.
Проект «Лаборатория неживой природы»«Воздух»в младшей группе Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: 3 неделиУчастники: вос...