«Части тела и лица» - конспект коррекционно-развивающего занятия для детей дошкольного возраста группы с задержкой психического развития 4-5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Виноградова Виктория Евгеньевна

Представлен конспект коррекционно-развавающего занятия по лекстческой теме "Части тела и лица" для детей с задержкой психического развития, прописана цели и задачи.

Конспект содержит игровой и иилюстративный материал (карточки, алгоритмы), представлены этапы работы и предьявление материала от простого к сложному, поэтапное усложнение познавательного и речевого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Части тела и лица» - конспект коррекционно-развивающего занятия для детей дошкольного возраста группы с задержкой психического развития 4-5 лет

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора детей

Задачи:

  • Коррекционно - образовательные: развивать вербальные и невербальные средства коммуникации, обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники», усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.)
  • Коррекционно-развивающие: формировать  понимания пространственных отношений, развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие закреплять  умение сличать предметы, развитие тактильных ощущений; развитие правильного физиологического дыхания
  • Коррекционно-воспитательные: формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, об их роли в жизни человека; воспитывать культурно-гигиенические навыки

Оборудование: демонстрационный наглядный и раздаточный материал про части тела,аудиозаписи (звуки природы, детские песни), аромомасла, пиктограммы, цветные карандаши, пальчиковая гуашь, влажные салфетки.

Организационный момент

Кейс технология. Дети входят в кабинет и слышат звук колокольчика, педагог демонстрирует картинки с изображением колокольчика, уха и глаза

https://st.depositphotos.com/1012083/4101/v/950/depositphotos_41013015-stock-illustration-handbell.jpghttps://media.istockphoto.com/vectors/ear-eye-nose-and-mouth-in-vector-style-vector-id803323102?k=6&m=803323102&s=612x612&w=0&h=itBXFZkLAm6YrOd7eksz6F0KyFH6efBdFMaRcBVvlq8=

и  (задает детям проблемную ситуацию), найти источник звука и что нам помогает в поисках. Дети встают, ходят по кабинету, ищут колокольчик. После того как   его находят берут и садятся на стульчики. Что нам помогало найти колокольчик? (Части тела) Какие и какие функции они выполняют в жизни человека). Почему их надо беречь и как ухаживать (следить) за ними?

Основная часть (детальный разбор ситуации с использованием)

Знание. Педагог говорит, смотрите, сколько мы сейчас с  вами сделали-поздоровались, нашли игрушку и в этом нам с вами помогали наши помощники – наше тело (ручки, ушки, глазки, ножки).

Затем педагог читает отрывок стихотворение А. Боске «Для чего нужны глаза»

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно —

Ничего вокруг не видно.

Идет совместное обыгрывание фрагмента стихотворения. (закрыли-открыли глаза)

Вот для чего нужны глаза, видеть все вокруг.

Дети сидят с закрытыми глазами, включается музыка. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник, который помогает нам все услышать это уши. Что вы слышите? Затем педагог раздает детям музыкальные инструменты, и начинают совместно играть на них, при этом меняя темп и громкость звучания (тихо-громко, быстро-медленно), после этого слушают музыкальный фрагмент (детские песенки быструю и задорную, затем медленную и спокойную). Слышите все звуки вокруг нас разные, но мы их слышим, так как у нас есть помощники наши ушки, и дети показывают у себя уши (прикрывают руками)

Понимание. Дидактическая игра «Покажи у себя»

Педагог показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:

- У куклы есть голова. А у вас? (Дети показывают.)

- У куклы есть руки (ноги, живот, шея, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот).

Но чтобы глазки хорошо видели, ушки хорошо слышали, надо их держать в чистоте - мыть и чистить. Давайте вспомним, как мы умываем ручки, чтобы они тоже были чистыми, так как  это тоже наши помощники.

Использование. Работа с алгоритмом умывания (закрепление пиктограмм)

Дети повторяют за педагогом.C:\Users\Алексуй\Pictures\алгоритм.jpg

Вот и куколка к нам в гости пришла, давайте ее тоже научим умываться. Проводится игра с куклами с речевым сопровождением

Педагог раздает детям куклы, а сам, держа в руках одну из кукол, демонстрирует действия в соответствии с произносимым текстом:

Водичка, водичка,

Умой куколке личико.

Водичка, водичка,

Умой куколке ручки (ушки, носик, ротик).

Дети повторяют за педагогом

Вот какие мы с вами молодцы, а теперь встанем и подвигаемся:

Анализ. Развитие общей и мелкой  моторики Игра:  «Это я» (психомоторная область)

(называя части тела, дети указывают на них)

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос, это рот.

Там спина, тут живот.

Это ручки, хлоп-хлоп,

Это ножки, топ-топ.

Ой, устали, вытерли лоб

Синтез. Развитие когнитивных процессов

Развитие внимания и памяти «Догадайся, что звучит»

Педагог показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат, перед детьми также представлены такие же  инструменты. Затем педагог  предлагает игру. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, какому инструменты принадлежат разные звуки и его показывают.

Формирование мышления

«Работа с пиктограммами» - педагог называет части тела и лица, показывает на себе, а дети находят соответствующую схему и отдают педагогу, он выставляет все на демонстрационной доске. C:\Users\Алексуй\Pictures\части тела.jpg

Сбор разрезной картинки

C:\Users\Алексуй\Pictures\18.jpg

Элементы аромотерапии. Дети начинают чувствовать разные ароматы  масло мелиссы, апельсина, корицы, после этого проводится игра «Разные запахи» (развитие осязания)

Наполните несколько бутылочек различными пахучими веществами: использовать специи, цедру цитрусовых фруктов и др. Предложите ребенку понюхать каждую бутылочку, педагог характеризует  запах. После этого  педагог предлагает по  запаху найти две одинаковых бутылочки. Педагог проговаривает название ароматов и говорит, что все многообразие запахов помогает нам почувствовать нос.

А теперь мы с вами перейдем к зеркалу, посмотрим, друг на друга в него и поиграем

Развитие общеречевых навыков, фонематического слуха

Игры перед зеркалом: надуем щечки, язык вперед-спрячем язык, споем песенку, покажем зубки, почистим зубки язычком, оближем губки и и т.п

Оценка. Рефлексия (итоги)https://www.clipartmax.com/png/middle/67-676880_stickman-schoolwork1-clip-art-stick-figure-screaming-png.png

Совместная продуктивная деятельность Рисунок «Человечек» 

Необходимо под считалочку нарисовать человечка

Точка, точка, запятая

ротик, ротик круговая,

палка, палка огуречик

вот и вышел человечек

Всем спасибо за внимание! Теперь мы знаем, что все части тела очень важны для человека и работают вместе. Необходимо следить за чистотой своего тела, кушать хорошо, делать зарядку и будем всегда сильными, здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран...

Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет.

Принципы и  направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет....

Методическая разработка "Комплексная совместная коррекционно-развивающая деятельность по формированию здоровьесберегающего поведения с детьми с задержкой психического развития

Конспект комплексной совместной коррекционно-развивающей деятельности по формированию здоровьесберегаюего поведения с  детьми средне-старшего дошкольного возраста с задержкой психического развити...

Коррекционное занятие для детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Тема: Овощи. Огород.Конспект подготовила учитель-дефектолог МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка Краснодарского края Лесникова Т.И.

Корекионное занятие расширяет, активизирует словарный запас по теме, закрепляет обобщающее слово "овощи". Формирует грамматические категории-относительные прилагательные, согласование слов в предложен...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития

Статья педагога-психолога на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития"....