Сценарий НОД "Четыре времени года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие направлено на обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем (мнемотаблиц), отражающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_nod_4_vremeni_goda.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми в подготовительной группе на тему: «Четыре времени года» по мнемотаблицам.
Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Задачи:
1. Упражнять детей передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия, составляя описательный рассказ используя мнемотаблицу.
2. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, умение рассуждать, объяснять, совершенствовать навык составления описательного рассказа по картине, обобщать высказанное.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, умение слушать, не перебивая, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Образовательная среда: Субъект - субъектные отношения.
Средства обучения и воспитания: наглядный, словесный.
Предметно-практическая среда:
- письмо из Африки;
- мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
- снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал:
снежинки на ниточке; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Ведущая образовательная область: развитие речи.
Планируемые результаты: Дошкольники самостоятельно, с наглядной основой в виде графических схем составляют последовательный рассказ.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Мотивационно- побудительный | Дети стоят рядом с воспитателем: Собрались все дети в круг Я - твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Приветствие друг друга и гостей Воспитатель:Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот это? Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда он пришло? | Отрывают конверт и достают фото. Рассуждают откуда его могли прислать. |
Основной | -Это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года. - Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга -Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год) - А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей) - Ребята, Варвара загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) - Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу. Что на ней изображено? - Буква «З» - обозначает что? (наступила (пришла, настала...) зима) - Состояние неба-осадки ,солнечно, облачно,солнце греет,светит ярко,идет снег или дождь. -Изменения которые происходят на земле и в природе: снег, трава спит, молодая травка, появляются первые цветы, сухая трава, опавшие листья. -Поведение животных и птиц : спят или нет, просыпаются,засыпают, вьют гнезда,улетают на юг. -Какую одежду носит человек - забавами и развлечениями детей в каждое время года. Затем, предлагаю ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице. Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите носиком больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, и подуем на снежинки (выполняют упражнения для дыхательной гимнастики). - Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели. - Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Степан , загадай свою загадку ребятам: Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле…(Весна) -Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается. Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну. Физкультурная минутка: Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх.Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно. - Солнце желтое как (одуванчик, лимон …) - Солнце круглое как (мячик, шарик …) - Солнце ласковое как (мама, бабушка …) -Солнце теплое как (печка, рукавичка …) - Солнце яркое как (фонарик, лампочка …) -Солнце жаркое как (костер, огонь …) Полина, загадай свою загадку ребятам. Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться…(лето) (дети садятся на стульчики) -Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето. В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к стульям и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды) Катя, загадай свою загадку ребятам. Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (осень) (дети садятся на стульчики) Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице. Кто расскажет про осень по схеме? Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо). Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга. Игра «Назови наоборот» Летом жарко, а осенью … (холодно) Осенью дни короткие, а летом ….. Зимой идет снег, а осенью… (дождь) Летом птицы вьют гнезда, а осенью птицы улетают на юг Осенью собираем овощи, а летом … (ягоды) Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках) | Составление рассказа по мнемотаблице. Выполнение игр. |
Рефлексивный | - Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета. Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось? Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.. |
Ход занятия:
Дети стоят рядом с воспитателем:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!
Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот это.
Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей).
-Это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга
-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Варвара загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).
Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.
Что на ней изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (наступила (пришла, настала...) зима)
- Состояние неба - осадки, солнечно, облачно, солнце греет, светит ярко, идет снег или дождь
-Изменения которые происходят на земле и в природе: снег, трава спит, молодая травка, появляются первые цветы, сухая трава, опавшие листья
-Поведение животных и птиц : спят или нет, просыпаются, засыпают, вьют гнезда, улетают на юг
-Какую одежду носит человек
- забавами и развлечениями детей в каждое время года.
Затем, предлагаю ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.
Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей.
Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите носиком больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, и подуем на снежинки (выполняют упражнения для дыхательной гимнастики).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года?
Степан , загадай свою загадку ребятам:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле…(Весна)
-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх.Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки.Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется. (Хлопать в ладоши.Улыбаться)
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)
Полина, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)
(дети садятся на стульчики)
-Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.
Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.
В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к стульям и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
Катя, загадай свою загадку ребятам.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень) (дети садятся на стульчики)
Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.
Кто расскажет про осень по схеме?
Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).
Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Осенью дни короткие, а летом …..
Зимой идет снег, а осенью….дождь
Летом птицы вьют гнезда, а осенью птицы улетают на юг
Осенью собираем овощи, а летом ….ягоды
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Рефлексия: Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета. Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось? Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
"В гостях у времени года" сценарий для подготовительной группы
Фольклорный праздник для детей подготовительной группы...
Сценарий педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Путешествие по временам года»
конспект итогового интегрированного занятия /речевое развитие+рисование/...
Сценарий совместного досуга для родителей и детей «Путешествие колобка по временам года»
Сценарий совместной деятельности с родителями и детьми в группе компенсирующей направленности при участии всех специалистов (логопед,дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатели). В материале отр...
Сценарий «Сказка о Временах Года»
Сценарий сказки для детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста «Четыре времени года»
Конкурс проводился между дошкольниками старших и подготовительных групп ДОУ.Цель: формирование у детей навыков выразительного чтения, артистических умений, предоставление им возможности для самовыраже...