Проект для детей старшего дошкольного возраста "Лекарственные растения Прибайкалья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Прибайкалья, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1_wecompress.com_.docx | 928.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель:
Воспитатель 1 кв. категории:
Козлова Т.С.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 36
Экологический проект
Тема: «Лекарственные растения Прибайкалья» для детей старшего дошкольного возраста.
Срок: краткосрочный. С октября 2023 г. по май 2024 г.
Тип: познавательный
Проблема: малое количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного края, поэтому решено было углубленно изучить с детьми этот вопрос.
Актуальность: проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, понимание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Именно с ранних лет закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения Прибайкалья».
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Прибайкалья, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
1. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем виде, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.
3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.
4. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природе родного края.
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
•словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.
Участники проекта:
• дети старшей группы (5-6 лет),
• воспитатели,
• родители.
Планируемый результат:
Дети должны знать:
• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
• стихотворения о лекарственных растениях;
• Значение лекарственных растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
• отличать лекарственные растения от других видов;
• соблюдать правила поведения в природе;
• проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений своей местности;
• элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями
.
Презентация проекта:
- Фотовыставка «Красная книга Прибайкалья».
- Викторина «Знаешь ли ты растения Прибайкалья?»
Содержание проекта:
I этап (подготовительный)
1. Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми:
5. Определение тематики проблемных вопросов:
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях Прибайкалья.
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения Прибайкалья»
Цель: выявить уровень знаний детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Интерактивная игра «Съедобное – несъедобное растение». https://learningapps.org/display?v=pq4dbfbdk19
Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.
3. Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4.Интерактивная игра «Узнай растение» https://learningapps.org/display?v=pczyf22k519
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5.Чтение художественной литературы:
А. Плешакова «Зеленые страницы»
Стародумов В. «Хвойная невеста»,
Стародумов В. «Бедовый орешек»,
Стародумов В. «Как Таню цветы выручили»,
Стародумов В. «Перескок трава»,
Трофимов М.Е. «Иван – чай, ромашки, голубица»,
Вершинина Т.А. «Жарки»,
Трофимов М.Е. «Шишка»,
Горбунов А. «Ключики - замочки (одуванчики, лисички)»,
Молчанов-Сибирский И.И. «Таежная тропинка».
Сказка о лекарственных растениях — Синявский П.А.(https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/detskie-klassiki/sbornik-stihov-dlja-detej/skazka-o-lekarstvennyh-rastenijah-sinjavskij/)
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по сбору лекарственных растений.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
Ребята, сейчас мы будем собирать с вами лекарственные растения, но
прежде мы должны повторить правила сбора лекарственных растений.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых
растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет
роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы
думаете?
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их,
а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы
детей).
Воспитатель: ребята, чтобы нам с вами было веселей собирать лекарственные растения, мы с вами разделимся на 2 команды: команду девочек и команду мальчиков. Каждой команде я загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать и собрать именно эти растения.
Загадка для команды девочек:
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички (Ромашка).
Это лечебный цветок. Вот несколько советов:
- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы
смыть микробы.
- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…
Итак, девочки, ваша команда собирает ромашку.
А теперь загадка для команды мальчиков:
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог (Подорожник).
Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог. Команда мальчиков собирает подорожник.
Итог: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо!
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
7. Наблюдение «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются д ля лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки;
Одуванчик – листья, корень;
Календула – цветы и семена;
Ромашка – цветы;
Мелисса – листья;
Зверобой – цветы, листья;
Мать-и-мачеха – листья;
Пастушья сумка – цветы;
Мята – листья;
Лопух – листья и корни.
9. Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая интерактивная игра
«Лекарственные и ядовитые растения луга»
Цель: учить детей отличать и классифицировать растения.
https://learningapps.org/view1442756
11.Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»
2. В. Моцарт «Цветы»
3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
5. М. Протасов «Одуванчики»
12.Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по лесу».
13. Экологическая игра «Узнай целебную траву».
Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.(Крапива).
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик).
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красной одёжке. (Ромашка).
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно –тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края).
Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? (Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.
Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но
почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют
особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.
Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, дождик, веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей.
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап – кап! Кап – кап!
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.
Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар
ромашки.
2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи,
чабреца.
3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя,
боярышника.
Подведение итогов занятия.
12. Рисование «Мать – и - мачеха».
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления, полученные от занятия.
13. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель: учить детей передавать характерные особенности растения: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения Прибайкалья» (с помощью родителей)
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
- Интерактивная игра «Что лечит это растение?», https://learningapps.org/display?v=pb8w9nabn19
3. Дидактическая игра: «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Оформление альбома «Лесная аптека» с описанием.
Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.
4. Фито бар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения Прибайкалья» детям давалось необходимое количество знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, то, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
Был собран материал о лекарственных растениях нашей области. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста "Комнатные растения - спутники жизни"
Проблема. В нашей группе комнатные растения «болеют», а мы хотим, чтобы на подоконнике было зеленое море. Игровая мотивация. Помочь «больным» растениям. Цель проекта. Развивать ...
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения рядом с нами»
Обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека. Проект поможет детям узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Лекарственные растения"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Лекарственные растения"...
Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Условия роста и развития растений»
Развитие у детей потребности ухода за культурными растениями, умение наблюдать за их ростом, вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность - цель проекта по экологическому воспитани...
Летний экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир растений»
Актуальность проекта:В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное от...
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Растения, которые нас лечат"
Растения, которые нас лечат...
Проект для детей среднего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема существования растений. Ведь они - не только красота, но и часть природы, которую нужно беречь и охранять, и, конечно же, знать. С помо...