Конспект НОД в старшей группе на тему: «Такие разные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воинцева Наталья Витальевна

Конспект  НОД  на  тему: «Такие  разные  растения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение

«Центр  образования №4»

Структурное  подразделение  №2

Конспект

непосредственно   образовательной   деятельности

для детей старшей группы

на  тему: «Такие  разные  растения»

 

                                                                                      Воспитатель:

                                                                                 Воинцева

                                                                                                         Наталья Витальевна

г.Ефремов


Тема: «Такие разные растения».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное  развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое  развитие».

Цели:

  • Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность, наглядно-действенное мышление;
  • Формировать потребность в заботливом отношении к комнатным растениям.

Задачи:

1. «Познавательное  развитие»:

- освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);

- ознакомление с функциями и видоизменениями листа;

- развитие экологических представлений.

2.  «Речевое развитие»:

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- обогащать словарный запас; 

3. «Социально-коммуникативное развитие»:

- вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.  

4. «Художественно-эстетическое развитие»

- становление  эстетического  отношения  к  миру  природы; 

5. «Физическое  развитие» 

- физминутка.

Материалы:   Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки. Ящик  с  землей, лук, вода, лопатка.

 

Методические приемы: наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка,  продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход  НОД:

1.  Организационный момент.

- Игра: «Третий  лишний» (Алое, одуванчик, хлорофитум).

2.  Беседа  о  комнатных  растениях.

Воспитатель (В): Нашу беседу я хочу начать с загадки:

                       «Очищают воздух,

                       создают уют,

                       на окнах зеленеют,

                       круглый год цветут». Что это? Правильно.

- Это комнатные растения. «Комнатные растения – наши друзья» - это тема нашей                 сегодняшней беседы.

- Какие комнатные растения вы знаете?

Дети (Д): Герань, фиалка, кактус и т. д.

В: - А какие цветы есть у вас дома?

Д:

• У нас есть много фиалок;

• А моя мама любит традесканции и т. д.

Детям предлагается рассмотреть фотографии группы с комнатными растениями и без них. Выслушать ответы детей на вопрос «Какая группа им нравится больше и почему? »

Д: - С комнатными растениями группа выгладит красивее. Она нравится нам больше.

В:- А вы видели такие растения на улице?

Д: - Нет. Таких растений на улице не бывает.

В: - Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, поэтому их называют комнатными. Они требуют более комфортных условий. Дети, а как вы думаете, зачем нужны комнатные растения?

Д:

• Они очищают воздух;

• Они служат для украшения интерьера;

• Выделяют кислород;

• Приносят радость людям.

В: Посмотрите, пожалуйста, на комнатные растения в нашей группе! Кто знает как они называются?

Д: Фиалка, традесканция и т. д.

3. Загадки  о  комнатных растениях.

           1)  Всю зиму и все лето

                В красное платье одета. (Бегония) 

           2)  Лист горбочком, с желобочком,

                Шипы имеет, а ранить не умеет,

                Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

 

           3)  На моем окошке поселился ежик.

                Все глядит в окошко, а ходить не может.

                Где же его лапки? Где у него рожица?

                Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)

4. Физкультминутка «Цветы». 

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».   (дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой  (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай   (вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.   (наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.  (встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

               

В: - Какую работу выполняют листья?

Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, воспитатель предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.

Ответы детей (мокро, холодно).

После высыхания воды воспитатель и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Воспитатель или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.

Далее дети ставятся в проблемную ситуацию:

- Чего нам хочется, когда жарко? (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.

-  Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).

- Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). 

Воспитатель просит детей подумать:

- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»

Ответы детей (много). 

- «Жарко ли у нас?»

Ответы детей (нет). 

- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»

Ответы детей (обычный).

- «Почему?»

Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).

Воспитатель обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой – маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Далее детям предлагается  рассказать, как влияют условия жизни на строение листа растений, используя условные изображения.

Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя  карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).

  • Много воды, высокая температура – крупный лист.
  • Мало воды, высокая температура – лист – колючка.
  • Много воды, температура низкая – лист обычный.

5. Создание  «Зимнего  огорода». (Посадка  лука).

Воспитатель: -  А  что  такое  «Зимний  огород»?

- Что  можно  посадить  на  «зимнем огороде»? (Укроп, лук, петрушку, помидоры, огурцы комнатные).

-  Правильно.  Сегодня  мы  будем   сажать  лук.

- Дети, а что нам необходимо для посадки лука? (Ящик, земля, вода, лопатка)

- Подскажите мне, что я должна делать? (Нужно насыпать землю в ящик, опустить в углубление  луковицу, присыпать землей, а потом полить)

- Молодцы, вы все правильно говорите. (Дети  по очереди  сажают  луковицы  в  ящик  с  землей).

6. Итог  НОД:

- Названия  каких  комнатных  растений  вы запомнили?

- Как нужно  ухаживать  за  комнатными  растениями?

- Что  нового сегодня   узнали?

- Понравилось  ли  вам  занятие?  Оцените  его. (Кружки: красный,  синий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

КонспектНОД по конструированию из природного материала по образцу на тему «В гостях у Дядюшки Ау» в старшей группе

Конспект НОД по конструированию из природного материала по образцу на тему «В гостях у Дядюшки Ау» в старшей группе...

Конспектнод для старшей группы

Лепка по мотивам дымковской игрушки...

Конспект занятия по позновательному развитию ознакомление с предметным миром в первой младшей группе натему : "посуда"

Конспект занятия по позновательному развитию ознакомление с предметным миром в первой младшей группе на тему : "посуда"  Цель: Закрепление названия основных предметов посуды.Задачи...