Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Зачем зимой снег?!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности

по экспериментально-познавательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Зачем зимой снег?!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_zimoy_sneg.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности

по экспериментально-познавательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Зачем зимой снег?!»

Цель: формирование представлений о практическом исследовании природных объектов и явлений (снега), с помощью опытов и экспериментов

Задачи:

1. Образовательная: Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы и человека зимой. Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

2. Развивающая: Закреплять умение отвечать на вопросы, активизировать словарный запас: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель, развивать познавательный интерес, любознательность; умение внимательно и заинтересованно слушать произведение;

3. Воспитывать: Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть красоту окружающего мира

Образовательная среда:

характер общения - взрослый-ребенок; ребенок-ребенок

предметно-практическая среда: презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», запись песни «хоровод снежинок»,

средства обучения и воспитания: Искусственные снежинки -лед, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, пластмассовые стаканчики, снежинки конструктор, снежинки из бумаги.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Предварительная работа: метод 3 вопросов, рассматривание картин «Зимы» разных художников, Чтение стихов Е.Трутневой «Первый снег»

Планируемый результат: дети определят значение снега в природе и для человека. Получат новые знания о свойствах снега.

Вид деятельности

Формы работы

  1. Игровая

Игра «Хорошо - плохо»

  1. Коммуникативная

Беседа, вопросы

  1. Двигательная

Физминутка

  1. Восприятие художественной литературы и фольклора

Загадка, стихотворение Сурикова «Зима»

  1. Музыкальная

запись песни «хоровод снежинок»

  1. Изобразительная

Презентация с изображениями зимы, снега…

  1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Уборка рабочего места после экспериментирования

  1. Конструирование

  1. Познавательно-исследовательская

эксперимент

План деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Расскажите, какие признаки зимы вы знаете, чем она особенна.

Что вы все ждете зимой с большим нетерпением? Вы предложили много вариантов. Вы уже заметили, что на доске зимний пейзаж, и подающие снежинки. Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься.

Мы с вами записывали вопросы, что мы с вами хотим узнать. Сейчас мы с вами попробуем ответить на один из ваших вопросов. Отгадайте загадку

Бел как мел, с неба прилетел,

зиму пролежал, в землю убежал (снег).

Правильно, сегодня мы с вами будем разговаривать про снег.

Дети рассматривают заставку на электронной доске, активно отвечают на вопросы, загадку, называют признаки зимы

Основной

Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» - что бывает хорошего от снега, а что плохого? Хорошо – можно лепить снежную бабу, снеговиков, строить горки и снежные крепости, кататься с горок, кататся на санках, лыжах, коньках и т.д.;

Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д

А вы знаете, из чего состоит снег? А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок. Посмотрите, какие они.

Сколько лучей у снежинки? Какого цвета снежинка? Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок.

Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.

Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый.

Демонстрация опыта: лист прозрачной упаковочной пленки посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезать его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета, (то же происходит в природе со снегом и льдом)

Все дело в солнечном луче. Когда что-то поглощает солнечный луч целиком, это кажется нам черным. А вот снег отражает лучи, и поэтому его мы видим белым.

Но если снежинки по отдельности прозрачные, то почему все вместе они дают эффект белого? Потому что снежинки с неба летят хаотично и падают друг на друга, образуя снежный покров из нападавших друг на друга снежинок. Все вместе снежинки перестают быть прозрачными и начинают отражать солнечный свет. Белые равнины снега очень красивы и приятны для глаз. (презентация)

Давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).
Посмотрите, сейчас мы с вами выполним еще 1 опыт. Возьмите в руки снежинку, которая превратилась в лед. Что с ней происходит? Почему она тает? Какой вывод мы можем сделать.

Играют в игру «Хорошо – плохо» называют свои ответы, рассматривают снежинки

Активно принимают участие в опыте, разрезают пленку, рассматривают снежинки, отвечают на вопросы.

Танцуют как снежинки, выполняют опыт с ледяными снежинками, делают вывод о свойствах снега.

Рефлексивный этап

Заключительная часть: Что мы с вами делали? Какой опыт мы ставили. Где никогда не бывает снега? Что такое снежинки, Где образуются снежинки? Все ли снежинки долетают до земли'? Как падают снежинки? Почему нет двух одинаковых снежинок? Сколько лучей у снежинки? Сегодня мы узнали много нового. Ответили на ваш вопрос?

Последующая деятельность: Сейчас вы можете взять альбомы порисовать, конструктор (снежинки), пластилин….. А на улице мы сделаем еще один опыт с водой на улице

дети делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Происшествие в «Дино - городе».

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В ...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «3,2,1 ПУСК - мы полетели!»

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности  по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «3,2,1 ПУСК -  мы полетели!»Цель: закрепить количественны...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Происшествие в «Дино - городе».

                    КОНСПЕКТНепосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы...

КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми старшей группы по теме «Космонавт»

КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности  по образовательному маршруту «Лепка» с детьми  старшей  группы по теме «Космонавт»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....