Перспективный план по ЭКОЛОГИИ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план по экологии
Сентябрь
Месяц | Вода | ||
Тема | Цель | Материал | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1. Как развиваются растения? | Выделить циклы развития растения: семья плод семья | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. |
2. Опыты по выявлению потребности растений во влаге | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Луковица, банки с водой, земля. | |
3. У кого какие детки? | Выявить общее строение семян (наличие ядрышка) Побудить к названию строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, вишня, слива. Подносы, ножи, лупа, молоток, коллекция семян, изображения растений. | |
4. Опыты | Выявить потребность растений в свете, влаге. | 2 одинаковых растения. |
Октябрь
Месяц | Материалы | ||
Тема | Цель | Материал | |
О К Т Я Б Р Ь | 1. В мире стекла | Узнать предметы сделанные из стекла, определить его качества и свойства | Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки). Палочки для проверки звонкости стекла, стакан. |
2. В мире пластмассы | Узнать предметы сделанные из стекла, определить его качества и свойства | Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки). Палочки для проверки звонкости стекла, стакан. | |
3. Сравнение стекла и пластмассы | Познакомить с качествами и свойствами предметов из пластмассы и стекла путём сравнения. | Пластмассовый и стеклянный стаканчики, мешочек с игрушками из стекла и пластмассы, два подноса. | |
4. Стеклянный город | Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла. | Костюмы Незнайки, стекляшечки, макет ракеты, стеклянные гирлянды, вазы, декоративные предметы из стекла. |
Ноябрь
Месяц | Материалы | ||
Тема | Цель | Материал | |
Н О Я Б Р Ь | 1. Метал, его качества и свойства. Опыт: мягкий метал | Узнать предметы из металла, определять его качества и свойства. | Металлические предметы, магниты, ёмкости с водой, свеча, спички. |
2. Узнай всё о себе, шарик. Опыт: горячая резинка | Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связь между материалом и способом его употребление. | Воздушные шары (2 надутых и 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | |
3. На чём полетят человечки? | Научить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности воздуха и воды, эластичности. Сравнить разницу с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала из которого они сделаны. | Резиновые шары, маленькие мячики, шар сшитый из ткани, набор резиновых предметов: (коврик, обувь, игрушки) (ёмкость с водой, набитые мячики из ткани по числу детей) |
Декабрь
Месяц | Вода | ||
Тема | Цель | Материал | |
Д Е К А Б Р Ь | 1.Разноцветная вода. Опыт: Прозрачность воды | Выявить свойства воды. | Ёмкость с водой (тёплой, холодной), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканы, соль, сахар. |
2. Опыты: а) Вода испаряется или нет. б) С духами. | Познакомить с новым свойством воды испарение. | Вода, духи, баночки, блюдца. | |
3. Опыт: Изготовление цветных льдинок. | Вспомнить два агрегатных состояниями воды. Выявить свойства воды и качества превращаться в лёд. | Вода, баночки, блюдца. Формочки для заморозки. | |
4. Опыт: Пар | Выявить свойства воды. | Горячая вода в чайнике, блюдце ( холодное), столовые ложки. |
Январь
Месяц | Воздух | ||
Тема | Цель | Материал | |
Я Н В А Р Ь | 1.Поиск воздуха | Обнаружить воздух. в других предметах | Султанчики, ленточки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой. |
2. Загадочные пузыри. Опыт: Откуда в банке пузырьки. | Обнаружить воздух в других предметах. | Ёмкость с водой, кусочек поролона, брусочек дерева, комочек земли, глина. | |
3. Надувание мыльных пузырей. | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. | Соломинки длиной 10 сантиметров, разного размера, мыльный раствор. | |
4. Пузырьки спасатели. | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Стаканы с минеральной водой, мелки, кусочки пластилина. |
Февраль
Месяц | |||
Тема | Цель | Материал | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Мы фокусники Опыт: С магнитом. | Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. |
2. Теневой театр Опыт: Свет и тень. | Познакомить с образованием теней от предметов, устанавливать сходство тени и объекта, создавать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра. | |
3. Волшебный круг Опыт: Изготовление волчков. | Продемонстрировать образование цветов, фиолетового, зелёного, двух оттенков - синего на светлом фоне. | Цветовые волчки. | |
4. раскрась радугу. Смешивание красок. | Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зелёный, голубой путём смешивания двух цветов. | Палитры, кисти, краски - красная, жёлтая, синяя, белая, контуры радуги, каждому ребёнку ёмкость с водой. |
Март
Месяц | Природа | ||
Тема | Цель | Материал | |
М А Р Т | 1. где будут первые проталины? | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Ёмкость для каждого ребёнка, окрашенные в светлые и тёмные тона. |
2. Из чего птицы строят гнёзда? | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Нитки, вата, кусочки меха, палочки, камешки, верёвочки. | |
3. Проращивание семян. | Выявить цикл развития роста растений из семян. | Семена овса, гороха, песок, земля, блюдца. | |
4. Зачем утке и лягушке такие лапки? | Найти особенности внешнего вида некоторых животных позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (птицы, лягушки). | Емкость с водой, рукавички с перепонками; перчатки иллюстрации: утка, лягушка, воробей, лягушка в аквариуме. |
Апрель
Месяц | Человек | ||
Тема | Цель | Материал | |
А П Р Е Л Ь | 1. Откуда берётся голос? | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понять об охране органов речи. | Линейка с натянутой тонкой ниткой, схема строения органов речи. |
2. Умный нос. | Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. | Различные цветы, продукты: (рыба, хлеб, котлета, и т.д.). | |
3. Язычок - помощник. | Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор продуктов питания: (горький, сладкий, солёный, кислый). Схематическое изображение языка. | |
4. Вкусные зоны языка. | Определить вкусные зоны языка. Поупражняться в определение вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | Зеркала, блюдца, (сахар, соль, горчица, лимон), деревянные палочки, (вата) стакан с водой на детей. |
Май
Месяц | Мастерим игрушки | ||
Тема | Цель | Материал | |
М А Й | 1. Где у цветов пыльца? | Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу. | Серёжки берёзы, одуванчик, цветы мать и мачехи, лупа, ватный шарик, ножницы, клей, бросовый материал. |
2. Вертушки Опыт: Почему кружатся вертушки. | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой, ножницами, стремиться к преобразованию объекта. | Бумага, палочки, гвоздик, бусинка, ножницы, схема. | |
3. Кораблик Опыт: Плыви, плыви кораблик. | Учиться видеть возможности преобразования предмета, реализовать их и получить результат. | Спичечные коробки, картон, бумага, парафин, ножницы. | |
4. Игрушки из ниток. | Развивать умение работать руками, учиться реализовать возможность преобразования и получать результат. | Нитки для вязания, ножницы. |
Используемая литература
Данный перспективный план базируется:
- «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
- «Добро пожаловать в экологию»
О.А.Воронкевич.
- «Из чего сделаны предметы»
О.В.Дыбина
- «Секрет природы - это так интересно!»
Л.В.Кавиноко
Линка - Пресс. Москва, 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологии ( от 3х до 7 )
Перспективный план по экологии ( возраст от 3 до 7 лет) ...
Перспективный план по экологии на сентябрь в старшей группе
Наблюдения на прогулке, экспериментальная деятельность, беседы, игры, чтение художественной литературы, заучивание, труд в уголке природы и на прогулке....
Перспективный план по экологии
Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неж...
Перспективный план по экологии для детей старшего возраста.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИРАБОТЫ 1. Образовательные: формирование экологических представлений о взаимосвязях в природерасширить знания детей о животном и растительном мир...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание: Дать детям понятие о звуках и буквах, а также органах артикуляции. Учить произносить отдельные звуки и звукоподражание, понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-р...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание: Познакомить детей с термином «слово». Учить различать звуки и слова. Дать понятие, что звуки сливаясь, образуют слова. Учить различать длинные короткие слова по их звучанию. Ра...
перспективный план по экологии младшая группа.
"Экологическое воспитание детей младшего возрастта в условиях реализации ДОУ".Цель: Воспитание бережного и правильного отношения к природе. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой ...