проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Жидкова Мария Михайловна

       Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

           МБДОУ «Центр развития ребёнка д/с №132»

Тема: проектная деятельность в экологическом         воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».

                  Выполнила: воспитатель

                                                                               Жидкова М.М.

                              Воронеж 2015

 

Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»

Актуальностью данного проекта является то, что в современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Не смотря на успехи в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготовлены из растений; забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на даче, в лесу.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.

 Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

Задачи:

 1. Формировать представление о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, способах применения.

 2. Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей.

 3. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

 4. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников; бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

Гипотеза: воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

Проектная идея: создать на территории детского сада огород лекарственных трав.

Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.

Формы работы: прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на огороде.

Методы исследования: беседа, наблюдение, практические опыты, чтение рассказов, стихов и загадок.

Материалы и оборудование:

Справочная и художественная литература.

Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды).

Таблички-указатели с названиями растений.

Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.

Папки для гербариев.

Оборудование для труда.

 Ожидаемый результат

 1. Сформировать знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

 2. Навыки использования этих растений в лечебных целях.

 3. Сформировать стремление к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

 4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

Сроки реализации проекта: май 2014 – май 2015г.

 Участники проекта: дети, воспитатели, родители, медицинский работник.

Достигнутый результат.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края, гербарии.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Месяц

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь 2014г.

Подвижная игра «Лечебная полянка».

«Семья», «Поликлиника», «Больница»

«Цветы – какие они? » Т. А. Шорыгина

 - «Зеленые странички» А. Плешаков.

 - «Все обо всем». Энциклопедия. Растения.

Рисование: «Наши природные лекари»

Лепка: Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод»

Декабрь,

Январь,

Февраль 2015г

«Кто быстрее добежит до дерева», «Собери скорей», «Танец растений», «Ловишки», «Собери цветы».

«Аптека», «Фито-бар», игра «Зеленая аптека»

«О травах» В. Бианки.

 - «Иван-чай» А. Пришвин

 -«Лекарственные растения» Г. Кадаева.

  Заучивание наизусть стихов (В течение года).

 А. Ожегов «Тропинка полевая»

Аппликация: коллективная работа «Полезные растения при простуде»

Рисование «Наши зеленые друзья»

Март,

Апрель, Май 2015г

«Собери цветы».

Релаксация упражнение «Цветы и ветерок»

«Одуванчик» Т. Белозеров.

Н. Павловский «Загадки цветов»

А. Стрижова «Огород на опушке»

     

Аппликация “Полянка одуванчиков”

Лепка: «Цветочная корзинка! »

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что в вашей группе углубленно занимаются вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Месяц

Мероприятие

Работа с родителями

Опытническая деятельность

Дидактические игры и упражнения

Май,

Июнь,

Июль2014г

Растения-фито терапевты.

Создание зелёного уголка с лекарственными растениями на прогулочном участке

Посадка лекарственных растений на участке.

Изготовление альбомов с гербариями засушенных лекарственных растений.

На территории детского сада ищем полезные растения.

 Наблюдаем , как растет подорожник.

Изучаем строения растения. Определяем, одинаков ли стебель у разных растений.

«Изменение вида и качества травы при высушивании»

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черемуха)

Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материалы: иллюстрации с изображениями лекарственных растений, засушенные растения.

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь 2014г

«Знахарские посиделки»

Организация фито-бара.

Лекарственные растения при простуде и ОРЗ. Семейные рецепты.

Чай разного цвета.

Волшебный лимон.

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Декабрь,

Январь,

Февраль 2015г

Совместное творчество с детьми в создании рассказов, сказок, загадок о лекарственных растениях

Совместное творчество с детьми в создании рассказов, сказок, загадок о лекарственных растениях

«Нужен ли свет солнца растениям»

«Проращиваем семена»

«Что лечит это растение?»,

«От какого растения часть?» - «Сочиняйки»

 «Вылечи человека», «Узнай траву»

Март,

Апрель,

Май 2015г

Викторина

 «Знатоки «зеленой аптеки».

Создание книги рецептов о использовании первой зелени для витаминизации организма

«Для чего одуванчику парашютики»

«Что будет если … », «Какого растения не стало?», «Лес. Сад. Огород. », Собери полянку из лекарственных растений»

                                       Литература:

  1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  2.  Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.
  3. Бондаренко Т. М. Экологическое воспитание в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006.
  5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003.
  8. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников.
  9. Журнал «Дошкольное образование» разные выпуски
  10. Журнал «Воспитатель» разные выпуски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

Дошкольный период –самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней....