проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка д/с №132»
Тема: проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».
Выполнила: воспитатель
Жидкова М.М.
Воронеж 2015
Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»
Актуальностью данного проекта является то, что в современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Не смотря на успехи в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготовлены из растений; забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на даче, в лесу.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Задачи:
1. Формировать представление о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, способах применения.
2. Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей.
3. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
4. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников; бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Гипотеза: воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
Проектная идея: создать на территории детского сада огород лекарственных трав.
Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.
Формы работы: прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на огороде.
Методы исследования: беседа, наблюдение, практические опыты, чтение рассказов, стихов и загадок.
Материалы и оборудование:
Справочная и художественная литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды).
Таблички-указатели с названиями растений.
Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
Папки для гербариев.
Оборудование для труда.
Ожидаемый результат
1. Сформировать знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.
2. Навыки использования этих растений в лечебных целях.
3. Сформировать стремление к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Сроки реализации проекта: май 2014 – май 2015г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, медицинский работник.
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края, гербарии.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Месяц | Подвижные игры | Сюжетно-ролевые игры | Чтение художественной литературы | Продуктивная деятельность | ||
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь 2014г. | Подвижная игра «Лечебная полянка». | «Семья», «Поликлиника», «Больница» | «Цветы – какие они? » Т. А. Шорыгина - «Зеленые странички» А. Плешаков. - «Все обо всем». Энциклопедия. Растения. | Рисование: «Наши природные лекари» Лепка: Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод» | ||
Декабрь, Январь, Февраль 2015г | «Кто быстрее добежит до дерева», «Собери скорей», «Танец растений», «Ловишки», «Собери цветы». | «Аптека», «Фито-бар», игра «Зеленая аптека» | «О травах» В. Бианки. - «Иван-чай» А. Пришвин -«Лекарственные растения» Г. Кадаева. Заучивание наизусть стихов (В течение года). А. Ожегов «Тропинка полевая» | Аппликация: коллективная работа «Полезные растения при простуде» Рисование «Наши зеленые друзья» | ||
Март, Апрель, Май 2015г | «Собери цветы». | Релаксация упражнение «Цветы и ветерок» | «Одуванчик» Т. Белозеров. Н. Павловский «Загадки цветов» А. Стрижова «Огород на опушке»
| Аппликация “Полянка одуванчиков” Лепка: «Цветочная корзинка! » | ||
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» ФИО___________________________________________ Возрастная группа________________________________ 1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________ 2. Знаете ли Вы, что в вашей группе углубленно занимаются вопросами экологического воспитания детей?___________________________________ 3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________ 4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________ В чем это проявляется? – Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть) 5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________ Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________ 6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________ В чем это проявляется? – Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть). 7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________ Нужно ли это делать? ___________________________________________ 8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________ 9. Ваши предложения, пожелания. _______________________________ |
Месяц | Мероприятие | Работа с родителями | Опытническая деятельность | Дидактические игры и упражнения |
Май, Июнь, Июль2014г | Растения-фито терапевты. Создание зелёного уголка с лекарственными растениями на прогулочном участке | Посадка лекарственных растений на участке. Изготовление альбомов с гербариями засушенных лекарственных растений. | На территории детского сада ищем полезные растения. Наблюдаем , как растет подорожник. Изучаем строения растения. Определяем, одинаков ли стебель у разных растений. «Изменение вида и качества травы при высушивании» | Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черемуха) Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях. Материалы: иллюстрации с изображениями лекарственных растений, засушенные растения. |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь 2014г | «Знахарские посиделки» | Организация фито-бара. Лекарственные растения при простуде и ОРЗ. Семейные рецепты. | Чай разного цвета. Волшебный лимон. | Дидактическая игра «Вершки - корешки» Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. |
Декабрь, Январь, Февраль 2015г | Совместное творчество с детьми в создании рассказов, сказок, загадок о лекарственных растениях | Совместное творчество с детьми в создании рассказов, сказок, загадок о лекарственных растениях | «Нужен ли свет солнца растениям» «Проращиваем семена» | «Что лечит это растение?», «От какого растения часть?» - «Сочиняйки» «Вылечи человека», «Узнай траву» |
Март, Апрель, Май 2015г | Викторина «Знатоки «зеленой аптеки». | Создание книги рецептов о использовании первой зелени для витаминизации организма | «Для чего одуванчику парашютики» | «Что будет если … », «Какого растения не стало?», «Лес. Сад. Огород. », Собери полянку из лекарственных растений» |
Литература:
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
- Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.
- Бондаренко Т. М. Экологическое воспитание в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003.
- Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников.
- Журнал «Дошкольное образование» разные выпуски
- Журнал «Воспитатель» разные выпуски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...
Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...
Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»...
Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»
Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...
Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
Дошкольный период –самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней....
- Мне нравится (3)