Ознакомление детей 6-7 лет с умственной отсталостью с признаками весны
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Чижова Ирина Ивановна
Формирование представление детей о весенних изменениях в природе через экспериментальную и конструктивную деятельность. Учить детей наблюдать, находить причинно-следственные связи, развивать умение отвечать на простейшие вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kak_my_budili_medvedya.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Приветствие.

Встанем рядышком по кругу. (Дети встают в круг, берутся за руки.)

Скажем «здравствуйте» друг другу!

Здравствуй утро, здравствуй день, (Подают вперед правую руку, затем левую)

Нам здороваться не лень. (Хлопают в ладоши)

Дети и воспитатель (вместе). Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, А кто знает, какое сейчас время года? (Весна).
Правильно, сейчас весна, вся природа просыпается ото сна.

Воспитатель. Я слышу, что кто-то стучится к нам в окно.

(Приоткрывает окно и достает куклу бибабо Каркушу с сумочкой)

Каркуша. Кар, кар, кар! Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Здравствуй, Каркуша, что случилось? Почему ты так взволнованна?

Каркуша. Беда в нашем лесу приключилась!

Воспитатель. Какая беда?

Каркуша. Говорят, настоящая весна придет в лес, когда медведь проснется. Весна уже наступила, а мы Мишку никак разбудить не можем. Он крепко спит в своей берлоге, так он не только весну пропустит, но и лето проспит!

Воспитатель. Что же делать, надо Мишку разбудить.

Каркуша. Собирайтесь скорей, пойдем в лес.

Воспитатель. А ты, Каркуша, дорогу нам показывай.

Проводится разминка «Мишку мы идем спасать».

(Движения выполняются по показу воспитателя)

По лесной дорожке шагают наши ножки

     Один, два, три, четыре, пять,

Мишку мы пришли спасать. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Каркуша, покажи, где спит медведь.

( Каркуша подводит детей к берлоге, где спит медведь)

Каркуша. Вот здесь берлога медведя. Кто только не будил нашего Мишку! Черный дятел колотил по стволу носом, зайцы прибегали, лапками стучали, волки выли на разные голоса, а мишка только за ухом почесал и спать.

Воспитатель. Ребята, как же нам разбудить Мишку? (Предложения детей.) В какое время года просыпается природа? (Весной.)

Как мы узнаем, что пришла весна? ( Солнце светит ярко и греет.  Снег тает. )

Посмотрите,  у мишки берлога вся покрыта снегом и льдом. Надо помочь растопить берлогу от снега и льда. Давайте подумаем ,как это можно сделать.

Давайте сядем и проведем опыт.

Только давайте соблюдать правила. Карточки – схемы.

Правило №1. На столе ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – запрещено.

Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Эксперименты со льдом

Опыт 1 (со льдом)

Оборудование: кубики льда

Воспитатель: Ребята, потрогайте свои ладошки , какие они у вас?

Дети: Теплые.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?

Воспитатель: Возьмите по одному кусочку льда в руки. Какой лед?

 Дети: Холодный.

Воспитатель: Что произошло с вашими руками?

Почему они стали мокрыми?

Воспитатель: А почему лед стал таять?

Дети: Наши руки теплые и еще тепло в группе.

Воспитатель: Правильно, лед тает и превращается в воду.

Вывод (фиксируем на схеме): Вода бывает не только жидкой, но и твердой в виде льда, лед тает от тепла. «Лед тает от тепла, он превращается в воду» -схема (на схеме рисуем лужицу)

Опыт 2 «Тающий лёд».

Оборудование: тарелки с горячей водой и холодной водой, кубики льда

 Воспитатель: Ребята, ручки наши теплые, поэтому лед тает. А в природе почему он тает? Хотите узнать?

Воспитатель: Отгадайте, где быстрее растает лёд: в тарелке с холодной водой или с горячей водой.

Дети раскладывают лед и наблюдают за происходящими изменениями.

Дети делают выводы: В горячей воде лед растает быстрее.

Воспитатель: А в природе почему лед и вода нагреваются?

Дети: Потому что светит и греет солнышко.

Дети: Чтобы лед растаял, нужно, чтобы было тепло, грело солнышко.-схема (рисуем лужицу)

Пальчиковая игра «Льдинка»

Давайте песенку споём про льдинки (Воспитатель раздает прозрачные камешки марблс).

Я правую ладошку тебе, друг, покажу!

На правую ладошку, я льдинку положу.

Ой-ой-ой, ай-ай-ай - вот она какая!

Ой-ой-ой, ай-ай-ай - холодная такая.

Положим в другую ручку

Я левую ладошку тебе, друг, покажу

На левую ладошку, я льдинку положу

Ой-ой-ой, ай-ай-ай - вот она какая

Ой-ой-ой, ай-ай-ай - мокрая такая.

Ты запомни навсегда,

лёд – замершая вода.

Кап-кап-кап!

Воспитатель. Только солнце в лесу грустное. (Указывает на грустное солнце)

Как вы думаете, почему? (У него нет лучей.) Давайте сделаем солнышко ярким, лучистым. Прикрепите лучики к солнышку. ( Дети делают лучики из прищепок.)

Воспитатель. Каким стало солнышко после того, как мы подарили ему лучи? (Ярким, лучистым, весёлым.)

Каркуша. Ой, как тепло стало в лесу!

Воспитатель. Протяните ручки к солнышку, погрейте их.

Посмотрите, и снег растаял на берлоге, теперь Мишка проснется.

Воспитатель и дети хором: Мишка, просыпайся, снег растаял, солнышко греет, а то весну проспишь.

Не просыпается!

Звук «Журчание ручейка»

Воспитатель: Лед растаял и побежали ручейки. Давайте с вами поиграем.

Как только песенку ручейка слышу я. Значит я возьму и ручеек свой проведу.

( Звук «Журчание ручейка» , дети пальчиком проводят по ткани и рисуют ручеек) Звук « Шум моря»-ушки слушают внимательно.

Ну теперь Мишка проснется. Воспитатель и дети хором:  Мишка, просыпайся, снег растаял, солнышко греет, ручейки текут, а то весну проспишь. Не просыпается!

 Дыхательное упражнение «Найдем подснежники».

Воспитатель: Вот полянка и проталины на ней . И кто- то спрятался за снежными комочками.

 Дети подходят к подносу, под ватными комочками спрятаны цветочки.

Воспитатель: Давайте, подуем на снежные комочки. (Дети дуют).

 (Ребенок сдувает ватный ком, и все видят цветочек).

Рассказ воспитателя об этом цветке: "Посмотрите это подснежник, первый весенний цветок. Подснежники растут на земле, прямо из-под снега, поэтому их так и называют - "подснежники", - они растут под снегом

А давайте мы свой выложим подснежник из цветных стеклышек, стебелек и листья сделаем зеленые , а лепестки у цветка белые,голубые.(дети выкладывают цветок –звучит музыка) Какой мы с вами сделали цветок?- Подснежник. Какая красота!

     

    Ну теперь Мишка проснется. Воспитатель и дети хором:  Мишка, просыпайся, снег растаял, солнышко греет, ручейки текут, цветы расцвели ,а то весну проспишь. Не просыпается!

Воспитатель Звук «Щебетание птиц» А кто это так красиво поет? Скворцы прилетели. Скворец это красивая, перелетная птица с блестящим черным оперением.

Воспитатель: - Ребята, а где же наши птички будут жить?

Дети: - В домиках на дереве. А как называются эти домики – скворечники. Показать дерево со скворечниками. Он защищает от дождя, от ветра.

Воспитатель: Скворец напел мне песенку, что у него нет домика (скворечника). И просит нам ему помочь (сделать скворечник). Ребята, давайте поможем. Выставляется схема, на которой с помощью  цветных брусочков изображен дом для птиц (скворечник). Детям предлагаются на выбор брусочки разных цветов, из которых они будут делать скворечник. Звучит музыка – дети выкладывают скворечник из брусочков.

Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Птичкам очень понравились домики.

Ну теперь Мишка проснется. Воспитатель и дети хором:  Мишка, просыпайся, снег растаял, солнышко греет, ручейки текут, цветы расцвели , птицы прилетели ,а то весну проспишь.  

 Мишка: Кто меня разбудил и почему?

 

Рефлексия:

Дети: Мишка мы так старались тебя разбудить, чтобы ты не проспал и увидел весну. Мы хотели, чтобы ты увидел как греет солнышко, текут ручьи, тает снег, появляются подснежники, прилетают птицы.

Мишка: Спасибо вам ,что меня разбудили. А я вам покажу какая мне песня снилась всю зиму.

Танец с Мишкой « Весна- красна идет»

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Каркушой, мишкой  и отправимся обратно в садик.

Побежали, побежали,

В садик быстро прибежали.

Воспитатель: Спасибо вам ребята за то, что так дружно помогли разбудить мишку.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы с ОВЗ

(с умственной отсталостью) по теме: «Как мы медведя будили»

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии; технология исследовательской деятельности; личностно-ориентированные технологии; игровая технология; коррекционных направлений ( музыкотерапия, психогимнастика, арт-терапия)

                                   Подготовила и провела:

                                             Воспитатель ГБДОУ д/с №80

                                        Чижова Ирина Ивановна

Санкт-Петербург 2024год

Оборудование и материалы:  аудиозаписи, кукла Каркуша, опорные картинки - признаки весны на мольберте, интерактивная доска - признаки весны;

для опыта: лед, тарелки с горячей водой и холодной, карточки – схемы проведения опытов, карточки - правила поведения во время эксперементирования;

Силуэт солнышка, лучики-прищепки;

Ручеек - ткань с пайетками;

Фигурка-подснежник под снегом, форма подснежника, витражная мозаика;

Цветные  брусочки,  схема  на которой с помощью брусочков изображен дом для птиц (скворечник),силуэт скворцов на каждого ребенка.

  • Предварительная работа: наблюдение сезонных изменений в природе,
  • рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами,
  • наблюдение на прогулке за снегом, льдом; 
  • рассматривание иллюстраций с первоцветами;
  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
  • дидактические игры по конструированию;
  • чтение художественной литературы:  сказка  «Заюшкина избушка»,   А. Плещеев  «Уж тает снег, бегут ручьи…»,  Л. Толстой  «Пришла весна…» (отрывок),

ЦЕЛЬ:  формировать представление о весенних изменениях в природе.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • продолжать формировать представление о весенних изменениях в природе;
  • расширить знания детей об изменениях в природе через экспериментальную деятельность. В экспериментальной деятельности подвести детей к тому, что лед тает и превращается в жидкость под воздействием тепла.
  • продолжать закреплять умения детей конструировать по предложенной схеме.

Развивающие: 

  • развивать понимание речи и активизировать словарь (приметы весны: солнышко светит, греет, становится тепло, тает снег, журчат ручьи, появляются проталины, подснежники, возвращаются птицы);
  • способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
  • развивать интерес к элементарной исследовательской деятельности.
  • учить наблюдать, находить причинно-следственные связи.
  • развивать умение  отвечать на простейшие вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  • развивать умение общаться с взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:1. формирование представления ребенка о ...

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...